Граммофон отметил день рождения
Новость в рубрике: Даты, Избранное, КультураИздавна человек стремился изобрести аппарат, способный воспроизвести звуки. 26 сентября в 1887 году Эмиль Берлинер – изобретатель, инженер-конструктор, запатентовал устройство под названием «граммофон», что означало «пишущий звук».
Граммофон является видоизменением фонографа. Изобретение Т. Эдисона, по его словам, изменило привычный ход вещей до неузнаваемости.
Фонограф стал первым устройством, записывающим и воспроизводящим звук. Он состоял из цилиндрического валика, покрытого оловянной фольгой, и усиливающей акустические волны трубы. К узкой стороне трубы крепилась мембрана с иголкой, прочерчивающей бороздки на валике. Их профиль зависел от воздействующих на мембрану звуковых колебаний. Цилиндр поворачивался при помощи ручки, которая также задавала игле поступательные движения.
В марте 1878 года Т. Эдисон продемонстрировал свое детище в стенах Французской академии в Париже. Некоторые присутствующие, услышав голос человека, идущий из глубин трубы, с негодованием восприняли изобретение. А во время обсуждения заключения экспертов действительный член Парижской Академии наук, президент Национальной медицинской академии Жан Батист Буйо заявил: «Разве можно допустить, что презренный металл в состоянии воспроизвести благородный голос человека».
Изобретение Эдисона публика назвала «волшебством». С большим успехом он демонстрировался во всех странах мира. Идеи французского музыканта и ученого развил и реализовал Эмиль Берлинер, перебравшийся из Германии в США. Полученная фотохимическим способом цинковая пластинка, по которой скользила игла, соединенная с мембраной, издавала чарующие, завораживающие звуки. Такое устройство под названием «граммофон» изобрел Берлинер в 1887 году, что означало «пишу звук». Изобретение Берлинера записывало звук не на валик, как в фонографе, а на пластинку. После этого события Э. Берлинер еще пять лет работал над усовершенствованием самого граммофона и технологией изготовления пластинок. Также Эмиль Берлинер первым ввел принцип выплаты гонораров записывающимся на пластинках певцам и музыкантам. Первым исполнителем стал Энрике Карузо. Музыкальный аппарат, качественно воспроизводящий звуки, стал мировой сенсацией, получив массовое признание. Дорогие, роскошные аппараты стоили от 80 до 100 рублей. Позволить купить их могли состоятельные люди. Они становились частью интерьеров в гостиных, залах, в покоях господ. Тумбы часто изготавливались из дорогих пород – красного дерева, украшались инкрустацией, серебряными накладками. Массовый выпуск недорогих моделей граммофонов, которые в среднем стоили 15 – 20 рублей, учитывал интересы многочисленных поклонников музыки.
Э. Берлинера можно считать и создателем музыкальной индустрии. Ведь с производством граммофонов, а позже виктрол и патефонов, начался выпуск грампластинок. Теперь музыкальные композиции, арии из опер, голоса любимых исполнителей можно было услышать во время проигрывания пластинки. Но не сразу был найден тот подходящий материал для производства грампластинки. Из чего их только не пытались сделать. В ход шли целлулоид, каучук, воск, металл и даже шоколад. В конце 90-х годов XIX века пластинки для граммофонов и патефонов стали делать из сплава шеллака, шпата и сажи. Schell, так это слово звучит на английском языке и означает «скорлупа». Основным материалом для пластинок служила скорлупа маленького жучка – лакового червя, обитающего в Индии. Производство грампластинок из такого материала оказалось трудоемким и дорогим. Поскольку для изготовления одной пластинки расходовалась скорлупа четырех тысяч насекомых. Только в 40-х годах ХХ века с изобретением пластмассы началось массовое промышленное производство пластинок для граммофонов и патефонов.
В фондах Старочеркасского музея-заповедника в коллекции «Мебель» хранится два очень интересных музейных экспоната – граммофон и виктрола. Экспонаты датируются началом ХХ столетия, американского и французского происхождения. Музыкальные аппараты были приобретены в 1984 году у коллекционера С.Н. Ковалева, проживающего в городе Новочеркасске.
Являясь частью интерьеров, в свое время они прочно заняли свои места в музейных экспозициях.
К удивительным музыкальным аппаратам без сомнения можно отнести виктролу, которая в настоящее вре- мя представлена в парадном зале на втором этаже дворца атаманов Ефремовых. Это стационарный вариант одновременно фонографа и граммофона. В корпус было встроено проигрывающее устройство и усилитель звука. Мощности рупора хватало на большой зал – гостиную. Громкость регулировалась открыванием дверок, расположенных на лицевой стороне корпуса. У виктролы и патефона не было выносной трубы. Но у виктролы помимо проигрывающего устройства и усилителя звука, которого выполнял сам корпус, в ней были отделения для хранения пластинок. Такой вариант виктролы был разработан осенью 1906 года. Внешне виктрола выглядела как предмет мебели. Идея была запатентована, и музыкальный аппарат получил название «виктрола». Название получила от имени Виктора Осье, который владел фирмой «Victor Talking Machine Company» вместе с Э. Берлинером.
Виктор Осье даже заключил соглашения с мебельными фабриками, которые изготавливали корпуса под разные стили интерьера. Американ- ская фирма «Victor Talking Machine Company», выпускавшая виктролы и патефоны на протяжении первой половины ХХ столетия, оставалась ведущим производителем в музыкальной сфере. Ассортимент виктрол был очень широким, начиная от простых небольших настольных моделей, до разнообразных конструкций и размеров, из ценных пород дерева, с богатым декором и отделкой. Цены на бюджетные варианты составляли 15 – 35 долларов, 100 – 250 для среднего класса. Цена за премиум класс была в пределах 600 долларов. В России цены доходили до 1 000 рублей. Каждая продукция имеет свой товарный знак. Товарным знаком виктролы является изображение фокстерьера по кличке Ниппер, слушающего граммофон. История появления именно такого изображения как фирменного знака на музыкальном аппарате на самом деле оказалась интересной и немного сентиментальной. В центре внимания оказался фокстерьер, изображенный на картине художника Фрэнсиса Барро под названием «Голос его хозяина». Картина была написана в 1893 году. История такова. Собака по кличке Ниппер первоначально жила у Марко, брата художника Ф. Барро. Марко часто слушал на фонографе запись своего собственного голоса, но к сожалению в 1887 году хозяин животного умер. Тогда собаку забрал Фрэнсис, младший брат. Он обратил внимание на то, что Ниппер дни и ночи сидит у трубы и ждет, когда же оттуда зазвучит голос покойного хозяина. Когда Фрэнсис включал аппарат, чтобы услышать голос старшего брата, пес заглядывая в трубу и с удивлением слушал знакомую речь. Потрясенный и удивленный таким наблюдением, художник написал картину под названием «Собака, смотрящая и слушающая фонограф». Свою работу Ф. Барро предлагал звукозаписывающим компаниям, но ему везде отказывали, говоря, что собаки не могут слушать фонограф. Тогда он изменил название на «Голос его хозяина» и предложил картинку владельцу только что созданной фирмы по производству граммофонов «Viktor», предназначенных для проигрывания пластинок, выпускаемых компанией Эмиля Берлинера. Вот так и стал пес Ниппер, сидящий у современной модели фонографа и слушающий пластинку, логотипом на всех выпускаемых проигрывателях и грампластинках компании «Victor Talking Machine Company», а его изображение – всемирно известным.
Не менее интересным является и второй музейный экспонат – граммофон, на внутренней поверхности крышки которого можно увидеть название фирмы производителя – «Патефон № 5 акц. Об-ва. Бр. Пате» и изображение земного шара. Фирма четырех братьев (Шарль, Жак, Теофиль и Эмиль) Пате была учреждена в 1896 году для продажи фонографов и кинопроекторов. В начале ХХ века в России открываются их первые представительства в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. В 1907 году французская фирма запатентовала новый музыкальный аппарат, разновидность граммофона – патефон. Продажа «патэфонов» в России этой фирмы началась с 1907 года. Компания братьев Пате начинает выпуск портативных патефонов с рупором, размещенным внутри корпуса. Патефоны собирались поточно, из недорогих комплектующих деталей. Патефоны выпускались трех видов: стандартные, уменьшенные и портативные.
Прошло время, и к концу 50-х годов XX века пришло новое поколение музыкальных аппаратов. На смену граммофонам и патефонам пришли электрофоны, называемые в быту проигрывателями. В Советском Союзе первый электрофон был разработан в 1932 году, но массовое его производство началось лишь в 1953 году. И это стало следующим шагом в развитии современного прогресса музыкальной индустрии.
Г.В. Соловейкина, старший научный сотрудник Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
1 Комментарий на "Граммофон отметил день рождения"
Замечательный музыкальный аппарат. У моей бабушки был такой как на фото, но, к сожалению, из-за частых переездов ей с семьей пришлось оставить его у соседей…