«Корни нашей педагогической династии – во мне…» – об этом С уверенностью заявляет родоначальница династии учителей завуч начальных классов Аксайской школы № 2 Т.И. Березина
Новость в рубрике: Даты, Достижения, Образование, СемьяСейчас эта династия насчитывает уже три поколения. Общий суммарный стаж этой педагогической династии составляет более семидесяти пяти лет.
Думала ли сама Татьяна Ивановна о том, что станет основательницей такой непростой профессиональной династии?
– Я не знаю, почему я решила стать учителем… Я очень рано сама научилась читать и даже не могу сказать, как это получилось. Но в пять лет я уже прочитала «Филипка», – вспоминает она.
Ну, если девочка самостоятельно смогла научиться читать, сама судьба предназначила ей роль учителя.
Детские годы маленькой Тани прошли в городе Аксае на улице Ленина, которая сейчас называется Советской, недалеко от школы. Ребенком она часто бегала на школьный двор играть.
«И в окна заглядывала. А когда старшая сестра в школу пошла, я вообще там торчала», – с улыбкой добавляет Татьяна Ивановна. Видимо, это и определило жизненный путь нашей героини. «Я для себя вообще ничего другого представить не могла. У меня все куклы были учениками и младшая сестра тоже», – вспоминает Татьяна Ивановна.
Училась Татьяна хорошо. То, что у старшей сестры вызывало трудности, Таня осваивала легко и с удовольствием.
– После окончания восьмого класса, я поступила в Азовское педагогическое училище. Уроки в училище мы давали с первого курса. Сколько мы их дали – и не сосчитать! Мы ходили в базовую школу, где смотрели на то, как ведут уроки опытные учителя. Нас учили, показывали, акцентировали внимание на особо важных моментах. Планы уроков мы составляли с методистом и давали уроки каждую неделю, – рассказывает она.
Через четыре года, окончив училище, Татьяна получила направление на работу в одну из школ Аксайского района. Два года она отработала в библиотеке Аксайской средней школы № 1, а с 5 сентября 1978 года стала учителем начальных классов Аксайской школы № 2.
С тех пор место работы Татьяна Ивановна не меняла. Менялись только ее ученики, должности и программы. За пять десятилетий, что Татьяна Ивановна посвятила педагогике, в ее трудовой книжке так и остались всего две записи…
За долгие годы своей педагогической практики Татьяна Ивановна не раз становилась первопроходцем-реформатором.
– В нашей школе я первая стала учить шестилеток. В 1987 году на базе детского сада «Теремок» был организован экспериментальный класс. Тогда весь первый класс дети учились на базе детского сада, а во второй уже приходили в школу. А потом стала одной из трех учителей, которые внедряли систему Занкова в Аксайском районе. А после стала осваивать и систему Эльконина-Давыдова», – перечис-ляет Татьяна Ивановна вехи своего педагогического мастерства.
Не хотела молодая учительница себя в рамки одной программы загонять. Татьяна Ивановна всегда с удовольствием перенимала опыт коллег, посещая уроки разных учителей, училась сама, проходила курсы усовершенствования учителей в Харькове, в Москве повышала квалификацию на базе школы, которой руководит заслуженный учитель Российской Федерации Евгений Александрович Ямбург. «Татьяна Ивановна всегда была и до сих пор остается человеком инициативным, целеустремленным, требовательным как к себе, так и к коллегам. Она не только сама находилась в поиске всего нового и прогрессивного в профессии, но и активно приобщала к этому коллег. Так, благодаря Татьяне Ивановне, я познакомилась с развивающей системой обучения Эльконина-Давыдова и очень благодарна ей за то, что когда-то, почти 30 лет назад, она «втянула» меня в группу своих единомышленников», – говорит коллега Татьяны Ивановны, которая проработала с ней бок о бок не одно десятилетие, Елена Григорьевна Гончарова.
А с начала девяностых Татьяна Ивановна приобрела новый статус. Тогда она стала не просто учителем, а завучем. С тех пор начальная школа находится под ее неусыпным контролем.
– Татьяна Ивановна – это наставник, профессионал, чья поддержка очень важна в работе каждого педагога, она является учителем учителей. Можно сказать, что она первопроходец, за которым идут учителя начальной школы. Благодаря ее высокому профессионализму, энергии, организаторским способностям можно отметить успешную деятельность учителей нашего школьного методического объединения. Она сплотила вокруг себя коллектив единомышленников, отношения между которыми основаны на сотрудничестве и взаимопонимании. Татьяне Ивановне очень подходят строки:
В нашей школе завуч классный,
А учебный весь процесс –
Четкий, слаженный, прекрасный,
Потому что завуч – спец, – отзывается о завуче руководитель методического объединения учителей начальных классов Любовь Ивановна Карнаух.
За это время Татьяна Ивановна с супругом успели вырастить сына, дочь и обзавестись четырьмя замечательными внуками. Глядя на то, как трудится мама, и дочь Татьяны Ивановны, Елена выбрала для себя педагогическую стезю и стала успешно подниматься по карьерной лестнице. Но, как оказалось, мама, видимо, понимая все сложности учительской работы, не очень разделяла стремление дочери стать учителем.
– Класса с восьмого я стала ориентировать Лену на то, чтобы она получила профессию экономиста, – рассказывает Татьяна Ивановна. Лена молча слушала рекомендации мамы и даже поступила в РИСИ, но все же выбрала трудную учительскую дорогу.
Получая профильное образование, Елена Алексеевна, еще будучи студенткой, пришла работать в родную Аксайскую школу № 2 учителем математики. Ее выбор в полной мере поддержал отец, потому что был уверен в том, что это уважаемая, достойная профессия.
В 2005 году Татьяне Ивановне было присвоено звание Почетного работника общего образования Российской Федерации. А в 2008 году обе представительницы этой педагогической династии решили принять участие в конкурсе «Учитель года», Елена Алексеевна – как учитель, а Татьяна Ивановна – как управленец.
Тогда педагогический талант позволил Татьяне Ивановне в этом конкурсе победить. Елена Алексеевна тоже выступила успешно, войдя в пятерку финалистов конкурса.
Проявив себя, как успешный учитель, Елена Алексеевна сначала стала одним из завучей Аксайской школы № 2, а потом приняла руководство новой, строящейся школой в поселке Янтарном.
– Лена – замечательный организатор, способный принимать очень неординарные решения, которые, в конечном итоге, оказываются верными, – с уверенностью заявляет мама успешной дочери.
Вероятно, именно поэтому Елене Алексеевне удалось справиться с очень непростой задачей по строительству абсолютно новой школы. Она, получив только коробку, смогла осилить и руководство внутренней отделкой, и закупку оборудования, и собрать успешный коллектив единомышленников.
И Татьяна Ивановна, и Елена Алексеевна всегда находили поддержку у своих супругов.
– В какой бы должности не работала, я проводила в школе много времени. Я благодарна мужу и детям за их понимание, – говорит Татьяна Ивановна.
Так продолжается уже почти полвека, ведь педагогический стаж Татьяны Ивановны составляет 48 лет.
К педагогической деятельности вообще были привлечены все домочадцы Татьяны Ивановны.
Супруг Татьяны Ивановны Алексей Васильевич принимал непосредственное участие в изготовлении пособий для уроков, стендов, помогал делать ремонт.
– У Лены тыл тоже очень хороший! – утверждает Татьяна Ивановна. Поэтому и ее педагогическая карьера сложилась замечательно. Сын Алексей Алексеевич тоже добился значительных успехов в жизни. Он является депутатом Собрания депутатов Аксайского района и активно занимается общественной деятельностью.
Педагогическую стезю выбрала и старшая внучка Татьяны Ивановны Ольга. Вот уже два года Ольга Петровна работает в школе поселка Янтарный учителем английского языка.
За что же Татьяна Ивановна любит свою работу? А то, что она ее по-настоящему любит, становится понятно каждому, кто когда-либо имел хоть какое-то отношение к Аксайской средней школе № 2!
– Не знаю! Вот люблю, и все! А вот за что… я даже не могу сказать определенно. Мне здесь всегда очень комфортно и хорошо. Я искренне рада видеть своих учеников, сколько бы лет им ни было, – рассуждает она.
Посчитать, скольких детей Татьяна Ивановна научила читать и писать, практически невозможно. Но если прикинуть приблизительно, то их будет никак не меньше пятисот, ведь первым ее ученикам уже за пятьдесят, и даже их дети уже разменяли четвертый десяток лет.
Среди них много врачей, много тех, кто выбрал трудную дорогу защитников Отечества, есть среди них и те, кто пошли по стопам своей школьной мамы и стали учителями.
– У каждого в жизни есть наставник. Первые наши наставники – родители. После поступления в школу в жизни любого ученика появляется еще один наставник – школьная мама – классный руководитель. В школьные годы для меня таким наставником стала Татьяна Ивановна Березина. Она каждый день отдавала частичку себя всем ребятам в классе: учила грамоте, счету, общению, помогала, если что-то не получалось. Была строга, но справедлива. Мы всегда с большим удовольствием посещали уроки в начальной школе. Именно Татьяна Ивановна вдохновила меня выбрать профессию педагога. Получив образование, я вернулась в школу в качестве учителя начальных классов, и тут она снова стала моим наставником. Не было ни одной ситуации, где бы она не дала совет. Руководитель, как и учитель, Татьяна Ивановна строгий, но справедливый и отзывчивый, – рассказывает Ксения Игоревна Ежкова, ставшая теперь для Татьяны Ивановны не только ученицей, но и коллегой.
– Дети у меня хорошие! – с улыбкой говорит Татьяна Ивановна.
И кажется мне, что произнося эти слова, она имеет ввиду не только тех, для кого является мамой и бабушкой, но и тех, для кого навсегда останется первым учителем…
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!