Заветный камень Веры Флеровой: Донская земля подарила миру много выдающихся людей
Новость в рубрике: Избранное, Культура16 декабря 2024 года исполняется 111 лет со дня рождения геолога Веры Александровны Флеровой, трагически погибшей в 1936 году.
В Старочеркасском музее-заповеднике бережно хранится папка с документами и фотографиями – архив Веры Флеровой. В папке находятся также тексты стихов и песен 60-х гг. XX века, посвященные Вере. Одно из стихотворений, написанное в 1964 году учеником 8 класса Тырныаузской школы, носит название «Чудесный камень». Чем же примечательна судьба этой девушки, прожившей всего лишь неполных 23 года? И какой чудесный, заветный камень она искала?
В 1913 году в городе Новочеркасске в семье выдающегося донского ученого, ботаника с мировым именем, профессора Александра Федоровича Флерова и его жены Елизаветы Вениаминовны родилась дочь Верочка. Она стала четвертым ребенком в семье. Родители, старшие братья и сестра обожали маленькую Веру.
А.Ф. Флеров – ботаник-флорист, болотовед и физиолог растений, автор свыше 200 научных работ. Был учеником самого К.А. Тимирязева, тесно общался с его семьей (отец Александра Федоровича Ф.Г. Флеров был врачом, лечившим всю семью Тимирязева, а также жену и детей Л.Н.Толстого). Именем А.Ф. Флерова названа одна из улиц Новочеркасска.
Дом Флеровых был наполнен атмосферой особого отношения к науке. В гости постоянно приходили преподаватели и студенты. В доступе было множество естественно-научных книг и атласов, ботанические и геологические коллекции. Александр Федорович поощрял интерес своих детей к науке, с раннего возраста брал их с собой в экспедиции. Все это, безусловно, оказало большое влияние на Веру, сформировало ее характер и тягу к знаниям. Согласно воспоминаниям старшего брата Владимира, ставшего в дальнейшем ученым-ботаником, еще в возрасте десяти лет Вера отказалась от всех своих игрушек, сказав, что они ей не интересны, и отец подарил ей геологический молоток.
Учиться Веру отправили в Первую объединенную советскую трудовую школу города Новочеркасска (до 1920 года частная классическая гимназия Е. Д. Петровой). Это учебное заведение было одним из первых учебных заведений нового типа в России. Оно ломало традиционные стереотипы, по которым считалось, что девочкам не под силу программа мужских гимназий.
Вере с ее тягой к науке и сильным характером было очень комфортно там учиться. Однако помимо учебы в школе у Веры было много дополнительных увлечений – она была председателем кружка мироведения при Донском обществе любителей астрономии, математики и естественных наук, по вечерам обучала взрослых по линии общества «Долой неграмотность!». В 1929 году Вера окончила также курсы подготовки санитарок первой помощи.
В науке Вера не пошла по стопам отца – еще с детства ее сердце было отдано геологии. В 1931 году она поступила в Северо-Кавказский геологоразведочный институт, преобразованный впоследствии в горный факультет, вошедший в состав Новочеркасского индустриального института.
В те времена индустрия страны остро нуждалась в открытии новых источников полезных ископаемых. В связи с этим формировались многочисленные отряды геологов-поисковиков.
Внимание ученых Новочеркасского индустриального института было обращено в сторону Северного Кавказа, который на тот момент был плохо изучен в геологическом плане.
Учебные экспедиции у студентов геологов начинались уже с первого курса. Первую свою полевую практику Вера проходила уже в 1932 году в бассейне Малой Лабы, в Асбестовой геолого-разведочной партии.
В 1934 году, под руководством инженера-геолога, выпускника горного факультета Донского политехнического института, Бориса Владимировича Орлова, состоялась экспедиция в верховья Баксана, вблизи горных хребтов Большого и Малого Тырныауза. Одной из главных задач экспедиции были целеустремленные поиски цветных и редких металлов, в которых так нуждалась страна. Конечно, Вера Флерова не могла остаться в стороне. Когда она узнала о комплектовании геологической партии, то записалась первой.
Условия похода были суровыми, но его участников это не останавливало. Вера очень ответственно относилась к своей работе и взяла за правило: где бы она ни находилась – брать образцы пород. И ее усилия оправдались – в конце августа она нашла два обломка кварца с интересными серыми вкраплениями. Местные жители давно знали об этом минерале, они называли его «плохой свинец» (по внешнему виду они действительно были очень похожи). В отличие от «хорошего» свинца, «плохой» был очень тугоплавким – из него не получалось выплавить свинцовую дробь и пули.
Борис Орлов, исследовав камень, выяснил, что это молибденит. В хо- де дальнейших исследований было подтверждено открытие крупного месторождения молибдена на Кавказе.
После окончания практики Вера Флерова и Борис Орлов поженились. У них было так много общего – молодые, энергичные, трудолюбивые, порядочные, оба питающие исключительную любовь к геологии.
Весь следующий год Орлов доказывал перспективность открытого месторождения. И ему это удалось. Нарком тяжелой промышленности С. Орджоникидзе одобрил финансирование для дальнейшей работы. Через два года после сделанного открытия, на месте находки Веры, начинает строиться самый крупный в СССР молибденовый рудник.
Супруги и соратники Вера и Борис не покладая рук работают, собираясь посвятить всю свою жизнь любимому делу. В 1936 году, несмотря на то, что Вера уже ждала ребенка, вместе с мужем она продолжает геологические изыскания в районе Тырныаузского месторождения.
Название «Тырныауз» переводится как «взбороненное ущелье». Действительно, этот район чрезвычайно сложен для прохождения – крутые обрывы, острые скалы, глубокие ущелья и бурные горные реки. Называют его еще и ущельем ветров. Ветер как раз и сыграл свою роковую роль в судьбе Веры.
9 октября 1936 года Флерова, Орлов и их проводник Юсуп Дачиев переправлялись по подвесному мосту через реку Баксан. Внезапный порыв шквалистого ветра был настолько силен, что Вера и Юсуп не смогли удержаться и рухнули вниз. Юсуп получил травму, но сумел выбраться из реки. Вера упала на острые камни на мелководье… На следующий день ее не стало.
Борис Орлов тяжело переживал потерю жены и не рожденного ребенка. В 1937 году на вершине одного из пиков хребта Тырныауза (который был назван пиком Веры) он установил мраморный обелиск.
В дальнейшем Орлов целиком и полностью ушел в работу, считая, что должен служить своей стране и что лучшим памятником Вере станет практическое применение ее открытия – создание вольфрамомолиб-денового комбината.
Вплоть до августа 1941 года Борис Владимирович работал на месторождении. Потом, несмотря на то, что у него были все законные основания остаться в тылу, ушел добровольцем на фронт. В октябре 1945 года был демобилизован из действующей армии и сразу же вернулся в Тырныауз – продолжать работу. Но за время его отсутствия многое изменилось. На комбинате появились другие сотрудники, уже обжившиеся на своих должностях. Борис Орлов, прошедший всю войну, в мирной жизни не смог найти себе места, не смог адаптироваться к изменившимся реалиям.
В январе 1946 года Борис ушел из жизни, застрелившись возле обелиска с именем его любимой Веры. Уже после его гибели решением коллегии Министерства геологии СССР Вера Александровна Флерова и Борис Владимирович Орлов были признаны (посмертно) первооткрывателями Тырныаузского месторождения молибдена.
Люди не забыли о Вере и ее муже. Во многих музеях нашей страны хранятся материалы об их жизни и деятельности. В 1975 году на основе документальных событий из истории открытия Тырныаузского месторождения режиссером Хасаном Хажкасимовым снят историко-биографический фильм «Всадник с молнией в руке». Вершина горы, где был найден кварц с молибденитом, носит название «Пик Веры».
А.Е. Терентьев, научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!