Посуда для дорогих гостей: особая «гостевая» дорогая фарфоровая и фаянсовая
Новость в рубрике: Всевеликое Войско Донское, КультураРостовская область – благодатный край. С богатой историей и огромным национальным многообразием, вековыми традициями, своим укладом жизни, обычаями и культурой. Особенности быта и культуры донских казаков раскрываются
в казачьей кухне.
Наши предки любили сами вкусно и сытно покушать, да гостей яствами накормить. На донской земле всего было вдоволь. Казаки выращивали домашний скот и овец. В реке Дон и его притоках водилось огромное количество рыбы. Плодородная казачья земля радовала урожаями пшеницы, ржи, овса и проса. Казаки выращивали овощи и бахчевые культуры. Богатые урожаи собирали в садах и виноградниках. А казачки-хозяюшки готовили из всего этого разнообразия и изобилия вкусные, сытные блюда. Для приготовления пищи, заготовки продуктов впрок, у каждой казачки было в обиходе очень много посуды повседневной: хозяйственной и столовой, деревянной и глиняной, металлической и стеклянной. Для застолий, будь то свадьба, крестины, проводы на воинскую службу, встреча или другое семейное торжество «хлебосольная» хозяйка из горки доставала особую «гостевую» дорогую фарфоровую и фаянсовую посуду.
Частым гостем в казачьем курене была восточная металлическая посуда, которая использовалась по назначению, а также являлась украшением интерьера. В больших кувшинах мучалах и кумганах восточные красавицы приносили воду и в ступах толкли зерна кофе. В турках-кофеварках готовили ароматный, бодрящий напиток, так всеми любимый. Из штофа по маленьким чаркам разливался сладкий фруктовый ликер, к которому на больших подносах пленницы татарки подавали к столу огромные кисти винограда, ягоды и фрукты.
Фрагмент выставки «История донского казачества XVI – начало XX вв.». / ФОТО из фондов Старочеркасского музея-заповедника |
Первая металлическая посуда на Дону появилась в XVI веке благодаря походам казаков «за зипунами» на Восток, Крым, побережье Черного моря и к берегам Османской империи. Из походов они привозили восточных красавиц, которые становились их женами и огромное количество медной и латунной посуды: дагестанской, турецкой, азербайджанской, персидской и татарской. Ею пользовались в повседневном быту и украшали свои жилища. Среди добычи встречались персидские пиалы, турецкие турки-кофейники, восточные кумганы, дагестанские подносы, кубки, кружки, чаши, ковши, светильники, миски, подносы, множество другой столовой посуды и хозяйственной утвари. Такая посуда прижилась и полюбилась донским жителям. Вся посуда была сделана настолько практичной и удобной, что ни- какие изменения мастерам не были нужны.
Изготовление металлической посуды на Кавказе испокон веков относилось к кустарному промыслу, сосредоточенному в отдельных региональных центрах металлообработки, к которым в первую очередь относился Дагестан. Центральное место принадлежало селу Кубачи, с прославившимися мастерами многих видов металлообработки, к которым можно отнести изготовление оружия, украшений и предметов утвари. Кроме Кубачи изготовлением медно-чеканной посуды занимались аварские, лакские, кумыкские мастера-медники. Изделия восточных мастеров отличались изящными формами, четкими, ритмичными узорами, блеском поверхности.
Наравне с дагестанской школой обработки меди, широкую известность получили изделия лагичских мастеров, представлявших собой азербайджанскую школу, изготовлявших медную посуду широкого ассортимента. По одной из версий, это небольшое горное село было основано в III веке переселенцами – ремесленниками из иранского города Лахиджан. Основным их занятием была работа с металлом и на новой родине они продолжили заниматься тем, что умели делать лучше всего.
Фрагмент выставки «Черкасск и Булавинское восстание». |
Фрагмент выставки «Интерьер казачьей кухни». |
/ ФОТО из фондов Старочеркасского музея-заповедника |
Расцвет Лагича пришелся на период XVII – XIX веков. В это время высокогорное село Лагич играло роль центра медного ремесла всего Азербайджана. Для изделий лагичских мастеров было характерно большое разнообразие медной утвари, насчитывавшей более 80 видов. Большинство медных изделий Лагича лудилось и украшалось декоративным орнаментом. Этим занимались специальные мастера-гравировщики, которых называли «хаккак». Слава лагичских мастеров выходила далеко за пределы Кавказа. В начале XIX века Лагич снабжал медной посудой все Закавказье и Дагестан. Их продукция была хорошо известна в Персии, Малой Азии и на территории Османской империи.
Часто на поверхность посуды наносился сплошной орнамент с помощью гравировки в форме очень сложного узора. Рисунок мастера вырезали на поверхности металла пуансонами – инструментами, напоминающими большие гвозди. Гравированный орнамент получался менее объемным, но более сложным с точки зрения использования орнаментальных мотивов. Орнамент изделий состоял из растительных мотивов и часто повторяющихся узоров: «бута», «пейсли», «турецкого боба» или «восточных огурцов». Это разные названия одного узора – миндалевидный узор с заостренным и загнутым верхним концом. Часто в растительный декор вплеталась арабская вязь. Это объясняется тем, что дагестанские мастера ориентировались на традиции тех мест, где им приходилось работать или продавать свои изделия. А они были хорошо знакомы с культурными традициями Персии, Османской империи и Малой Азии.
Мастера часто использовали для орнамента своих изделий простой геометрический узор, сочетающийся с растительным и цветочным. Типичный кубачинский орнамент является по преимуществу растительным. Он обычно ложится густой сплошной сетью на всю поверхность предмета, заполняя ее пышной тканью извивов, завитков, головок и розеток. По эффекту эта поверхность кажется бесконечно разнообразной. Но приглядевшись к ней внимательнее, можно выделите сравнительно небольшое количество основных единиц, девять мелких элементов кубачинского стиля. Среди сложных орнаментальных композиций выделяются две – самая сложная «тутта» (дерево, ветвь) и «мархарай» (заросли). Старики говорят, что «тутта» – это «настоящая» работа, с которой слабый мастер не справится. Ее трудности заключались в строгой, двухсторонней, четырехсторонней или многосторонней симметричности орнаментального материала, располагаемого большею частью ветвями по обе стороны одной или нескольких правильно расположенных осей. Наименования орнамента слова «мархарай» служит для обозначения чащи вьющихся и переплетенных друг с другом растений. Он отрицает симметрию. От одной спирали линии отходят в разные стороны. Иногда эти стебли или разводы образуют крупно волнистые линии, иногда взаимно переплетающиеся. Спирали и разводы этого узора могут разбегаться также во все стороны из одного центра. И таким центром часто служит цветок с восьмью лепестками. Особого типа орнаментом можно считать монограмму или надпись, скомпонованную из декоративно трактованных знаков арабской письменности. Часто это даже не надпись, а лишь красивое подражание арабским буквам, или их набор без всякого смысла, преследующий чисто декоративную цель. И такой сложный, завораживающий узор можно увидеть на посуде дагестанского, азербайджанского, иранского происхождения на подносах, шкатулках, кружках и другой столовой утвари.
На персидской (иранской) посуде часто в качестве орнамента присутствуют сцены охоты, элементы боевых видов искусств. Их дополняют реальные и мифологические птицы и животные. Такую посуду по праву можно назвать произведением искусства.
Увидеть посуду персидских, дагестанских, азербайджанских мастеров можно на выставках Старочеркасского музея-заповедника, отображающих быт, традиции и культуру наших предков – донских казаков.
Г.В. Соловейкина, старший научный сотрудник Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!