Е.Г. Гончарова более 40 лет работает учителем начальных классов в Аксайской СОШ № 2
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, ОбразованиеВ современном мире, где профессиональные предпочтения меняются с калейдоскопической быстротой, встречаются люди, чья преданность выбранному делу вызывает искреннее восхищение. Елена Григорьевна Гончарова – именно такой человек. Сорок лет – срок, достойный уважения и восхищения. Именно столько времени Елена Григорьевна посвятила работе в Аксайской школе № 2, став для многих поколений учеников не просто учителем, а настоящим наставником и примером беззаветного служения своему делу.
Учительские дети – особенные. Они всегда растут в атмосфере тетрадей, педсоветов, учеников и их родителей… много чего еще, свойственного удивительной профессии педагога. Этим детям почти всегда не хватает мамы, потому что она всегда занята воспитанием других детей.
При этом, к учительским детям всегда предъявляют повышенные требования, ведь самое страшное – скомпроментировать маму – учительницу. Непросто живется этим детям. Но вот что удивительно: даже учитывая все вышесказанное, они часто выбирают ту самую профессию, профессию учителя! Вероятно, это случается потому, что учитель – это краеугольный камень в жизни каждого человека.
Как раз таким учительским ребенком была Елена Григорьевна Гончарова, замечательный учитель, отдавший детям четыре десятилетия своей жизни. Прививку учительства она получила от своей мамы, Любови Константиновны Зайченко, которая тоже, в свою очередь, более сорока лет проработала в народном образовании.
Судьба Любови Константиновны была удивительной. Ее отец был бухгалтером на одном из крупных предприятий нашего города и видел в ней своего преемника, последователя, но, окончив школу, она поехала и подала документы в Ростовский педагогический институт, поставив родственников в известность о том, что она будет учителем математики. «Мама закончила институт и ни разу не пожалела. После окончания школы она получила направление на работу в Аксайскую вечернюю школу, где преподавала математику и черчение», – рассказывает Елена Григорьевна. Это было судьбоносное распределение, потому что жизнь Любови Константиновны пошла по сценарию фильма «Большая перемена». Одним из учеников молодой перспективной учительницы стал ее одноклассник, с которым в скором времени они создали крепкую семью. Через некоторое время в этой молодой семье родилась девочка. Девочку назвали Леночкой.
Учительские дети с раннего детства живут в образовательной среде. «Уроки в вечерней школе иногда заканчивались очень поздно, и отец, уложив меня спать, в любую погоду шел встречать маму. А мне с раннего возраста нравился мамин письменный стол старого образца с тумбой и ящичками. В нижнем ящике стола лежали разные интересные лекала, линеечки… Пока она готовилась к урокам, мне было очень интересно со всеми этими предметами играть», – вспоминает Елена Григорьевна.
«Читать я научилась очень рано, потому что мой отец хорошо рисовал. Он рисовал картины для школьных праздников, оформлял стенды, тушью и перьями писал плакаты и наглядные пособия. Я же всегда была рядом, и отец называл мне буквы, так что читать я научилась, пока он плакаты писал. Все это меня завораживало. Уже тогда у меня наметился какой-то «канцелярский интерес», – продолжает вспоминать Елена Григорьевна.
Вот в такой атмосфере росла девочка Лена. Были ли у нее варианты в выборе жизненного пути? «На мое решение стать учителем повлияло еще и то, что по соседству с нами жила Вера Ивановна Шевелева. Была она учителем начальных классов. В детский сад я не ходила, а когда пришло время идти в школу, я стала ученицей Веры Ивановны. Мы с ней в школу и из школы ходили вместе. А если я заболевала, что случалось очень часто, Вера Ивановна учила меня по-соседски, на собственной кухне. Мы там и новые темы изучали, и диктанты с контрольными работами писали. В классе Вера Ивановна была жесткой, а дома все было по-другому, и мне это очень нравилось. Поэтому, когда мы собирались со сверстниками, то всегда играли в школу. К тому же у меня была одноместная парта, самая настоящая, со всеми подставками и полочками, которая всем очень нравилась. Наверное, поэтому мне всегда доставалась роль учителя», – рассказывает Елена Григорьевна.
КОММЕНТАРИЙ
Т.И. Березина, завуч начальных классов Аксайской школы № 2:
– Елена Григорьевна Гончарова – замечательный учитель. «Ей характерны трудолюбие, любознательность, настойчивость, деловитость, чувство ответственности и, пожалуй, самое главное – влюбленность в свою профессию. Уровень образованности и профессионализма, компетентность, стремление использовать в работе все лучшее, позволяют ей добиваться высоких успехов в обучении детей. Ее уроки отличаются методическим и педагогическим мастерством, разнообразием нестандартных приемов и методов обучения: практические работы, защита проектов, опыты, исследования. Профессионализм характеризуется и коммуникативной компетентностью, умением общаться с ребенком на уровне партнера. Именно эти качества позволили учителю найти себя в развивающей системе обучения Элькона-Давыдова».
Когда Лена стала ученицей старших классов, пришло время задуматься о будущей профессии. «На каком-то этапе мне хотелось работать в детском саду, но меня отговорили. Еще мне нравилось шить. В старших классах, посещая занятия в УПК, мы осваивали профессию швеи. На базе 57 училища у нас был швейный цех, оборудованный швейными машинками, оверлоками. Там мы шили халаты, пододеяльники, простыни, наволочки. На готовую продукцию мы вешали бирки, упаковывали и передавали ее на ростовскую швейную фабрику. За это мы даже зарплату получали, и в десятом классе на весенних каникулах на заработанные деньги слетали на самолете в Ереван. По окончании этого курса мы сдавали экзамен. В качестве экзаменационной работы нужно было сшить какое-то изделие. Я шила красивое детское платье. Самым прилежным из нас выдали направления в московский институт легкой промышленности. Я, одна из немногих, получила это направление, но учиться не поехала», – продолжает свой рассказ Елена Григорьевна. Вот что значит та самая учительская прививка.
В начальной школе Елена Григорьевна училась на отлично, но учителем начальных классов становиться не собиралась. «В школе мне очень нравился немецкий язык. Учителем моим была Людмила Федоровна Гриценко, золотой фонд нашей школы. Любовь к своему предмету и порядок в моей голове был заложен именно ей. Может быть, я бы и пошла на иняз, но уже тогда было понятно, что немецкий язык теряет свою актуальность. Вот тут-то я и приняла решение стать учителем начальных классов и поступать в педагогическое училище, учитывая, что там дают гораздо больше прикладных знаний, чем в вузе. Так я стала студенткой Азовского педагогического училища. Учиться там было очень интересно, хотя мама на начальном этапе волновалась, позволит ли мне мой мятежный характер стать хорошей студенткой», – делится Елена Григорьевна.
Но волновалась Любовь Константиновна зря. Елена Григорьевна оказалась прилежной студенткой и закончила училище с отличием. «Поскольку у меня был красный диплом, я могла выбирать, куда мне идти работать. Я, конечно, попросилась в свою школу, и прибыла сюда. В это время мама уже работала в нашей школе в должности завуча, и очень переживала за меня», – рассказывает Елена Григорьевна.
И вот что интересно: в 1984 году Лена школу закончила, а в 1986 вернулась в родные стены уже в качестве учителя. «Место не успело остыть», – с улыбкой комментирует ситуацию Елена Григорьевна. Да, девочке, которая только два года назад была ученицей, непросто было встроиться в школьную систему в совершенно другом качестве, в роли учителя. Начинать работать было нелегко! Нужно было не только завоевывать авторитет среди новоявленных коллег, но и в маминых глазах быть на высоте.
Весь первый год учительства ее уроки посещала не только завуч А.Г. Гладкова. Приходили к ней на уроки и методисты из РайОНО, но «у меня с методикой было все нормально, ведь обучение в педагогическом училище целиком основано на практике. А у меня практика проходила в классе, где было 45 учеников-четвероклассников. Я приносила домой каждый день по девяносто тетрадей. Проверяя их часами, я иногда даже плакала. Мне порой казалось, что вот на этом моя педагогическая деятельность и закончится, ведь я понимала, что мне очень не хватает опыта. Учительница, у которой я проходила практику, была очень строга. Ходили разговоры о том, что некоторые практикантки уходили от нее и с тройками за практику. У нас была тетрадь, в которой она анализировала мои уроки, записывая длинные комментарии, содержащие, в том числе, и замечания. Но я получила за практику оценку «отлично», – с благодарностью вспоминает Елена Григорьевна.
Так Елена Григорьевна стала молодым перспективным педагогом. «Еще будучи ученицей, мне очень нравился один из кабинетов. В нем на задней стене был сделан барельеф, изображавший героев сказок Пушкина. И тут, придя работать в школу, мне дают именно этот кабинет. Это же просто «мечты сбываются!» – снова шутит Елена Григорьевна.
Вот на таком эмоциональном подъеме начала Елена Григорьевна свою педагогическую карьеру. Когда в школах стали вводиться различные учебные программы развивающей направленности, Татьяна Ивановна Березина предложила ей опробовать систему Занкова. «Занкова я не поняла и не приняла. Эта программа показалась мне не очень логичной. Тогда Татьяна Ивановна поставила меня учителем в класс шестилеток, который был открыт на базе детского сада «Буратино». А после этого я познакомилась с системой Эльконина – Давыдова. Оказалось, что в этой программе много нюансов, которые затрудняли мою жизнь, но там все логично», – рассказывает учитель. Эта образовательная система на многие годы стала основной в педагогической деятельности Елены Григорьевны.
«Самыми творческими были те года, когда мы работали в рамках творческой группы под руководством Герасимова. Мы ездили в разные школы, которые работали по этой системе, проводили научно-педагогические семинары, давали открытые уроки, обсуждали результаты и методику, делая важные практические выводы», – продолжает рассказывать Елена Григорьевна.
Елена Григорьевна по праву пользуется безусловным авторитетом среди коллег. Более тридцати лет бок о бок с ней работает Анна Николаевна Шкаврова. Она отмечает не только профессионализм Елены Григорьевны, но и ее человеческие качества.
Дочь Елены Григорьевны, Анастасия, не пошла по маминым стопам, не стала учителем, но прививка учительством ее не миновала. Она окончила факультет журналистики ЮФУ и пошла работать редактором детской литературы на аксайское предприятие «Проф-Пресс». А значит, Анастасия тоже занимается воспитанием молодого поколения, только не напрямую, а опосредованно, через хорошие, правильные книги.
Более 35 лет Леночку Зайченко уважительно называют Еленой Григорьевной Гончаровой. Практически все эти годы Елена Григорьевна проработала в стенах Аксайской средней школы № 2. За это время она сделала десять полных наборов учеников, число которых превышает четверть тысячи. Елена Григорьевна стала одним из тех педагогов, которые создали твердую основу, базу, на которой зиждется успешность этой школы, ее высокое рейтинговое место среди школ Аксайского района.
Светлана ЕФРЕМОВА


























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!