Пусть каждый ребенок идет своим путем – так считает учитель начальных классов Аксайской школы № 1 С.М. Гончарова
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, ОбразованиеУчитель начальный классов С.М. Гончарова 45 лет назад пришла работать в Аксайскую общеобразовательную школу № 1.
На месте, где сейчас находится поселок Горизонт, раньше была воинская часть, в которой служил отец Светланы Михайловны. Там была малокомплектная начальная школа, в которой училась наша героиня. После ее окончания детей стали возить в соседний колхоз, где Светлана Михайловна окончила восьмилетку. Ее классным руководителем была учитель русского языка и литературы Валентина Ивановна Скидан. Именно она стала тем человеком, который повлиял на выбор профессии С.М. Гончаровой. Старших классов в учебном заведении не было, поэтому перед выпускницей встал выбор: ездить учиться в другой населенный пункт в школу или поступать в педагогическое училище. Светлана Михайловна выбрала второй вариант. В то время в этом образовательном учреждении можно было получить специальность учителя начальных классов или преподавателя музыки.
– Я поступила в Азовское педучилище, после окончания в 1980-м году пришла работать в эту школу. Уже во время работы окончила Таганрогский пединститут, – рассказывает С.М. Гончарова.
Молодого специалиста в школе встретили приветливо, педагоги взяли Светлану Михайловну под опеку, помогали советом, делились профессиональными секретами. А теперь и она постоянно помогает молодым коллегам, с каким бы вопросом они не обратились. Пока мы общались с учителем, в кабинет несколько раз заглянули педагоги, кто-то хотел поздороваться, кто-то поделиться новостями, а кто-то ждал совета опытного наставника.
– Подходы к обучению меняются, но одно остается неизменным: если не выучил правило или таблицу умножения, многомыслие и логика не помогут, – отмечает учитель.
Она одна из первых начала работать по программе «Гармония». Она нравилась педагогу логичностью, собранностью.
Упор в ней был сделан на русский язык. По этой программе учился и первый коррекционный класс Светланы Михайловны, который она набрала 20 лет назад. Так что в этом году у педагога целых два профессиональных юбилея.
После 45 лет работы она по-прежнему каждый день пишет планы уроков (часто сама придумывает задания) и проверяет тетради. Сегодня в ее классе десять учеников, в основном мальчишки. Впрочем, так было со всеми выпусками учителя – парней было всегда больше, чем девчонок. Обучение в коррекционном классе начальной школы длится пять лет вместо четырех. В одном классе могут учиться дети, которые идут по разным обучающим программам, поскольку у кого-то западает память, у кого-то – внимание, у кого-то проблемы с речью. Здесь уделяется гораздо больше внимания детям, поскольку, как говорит педагог, у каждого ребенка свой путь.
Светлана Михайловна учитывает особенности каждого ребенка и старается к окончанию начальной школы вывести детей на уровень нормы. Практически половина детей в среднем звене учатся в обычных классах, кто-то остается в коррекционном до девятого класса. Дети сдают экзамены вместе со всеми, а потом идут в средние учебные заве- дения или продолжают учиться в школе, некоторые поступают в институт.
– В коррекционном классе бывают дети с речевыми проблемами, в том числе те, кто приехал из других стран и плохо знает русский язык. В начальной школе они преодолевают языковой барьер и идут учиться в обычный класс, – говорит педагог.
Светлана Михайловна уделяет большое внимание многократному повторению орфограмм и правил, чтобы дети запоминали. Из урока в урок идет повторение изученного материала на уроках и во время дополнительных занятий на продленке. Учитель находится с детьми практически весь день. После уроков у ребят занятия с психологом, логопедом, ритмика и выполнение домашнего задания. Если хорошая погода, Светлана Михайловна выходит с ребятами на прогулку. В столовой для учеников коррекционных классов накрывают завтрак и обед – педагог отводит их кушать. Светлана Михайловна для своего класса и учитель, и воспитатель.
– Сегодня дети отличаются от тех, что были 45 лет назад, у них другое мышление, они привыкли смотреть короткие клипы, играть в игры, увлечены гаджетами. Детям важна наглядность, поэтому на уроках математики я часто использую табличную форму краткой записи к задаче. Это помогает запомнить правило, формулу, способ решения. Мы часто обращаемся в решении задач к бытовым вопросам – «клеим» обои и высчитываем площадь, покупаем что-то в магазине, отправляемся в путешествие. На уроках окружающего мира я использую мультимедийное оборудование для наглядности – чтобы ребята имели представление о животном и растительном мире, достопримечательностях. Дети самостоятельно готовят пересказы, мы учимся отвечать устно и письменно. На уроках литературы анализируем произведения, ищем эпитеты и другие способы выразительности речи. При написании изложения или сочинения я даю дополнительные опорные слова, учитывая особенности развития детей, а чтобы правила русского языка запоминались легче, рассказываю сказки про буквы, – отмечает учитель.
Если в первом и втором классах оценки ставятся исключительно за технику чтения, то в третьем и четвертом уже учитывается, смог ли ребенок пересказать прочитанное, ответить на вопросы. Светлана Михайловна активно сотрудничает с библиотекой. В разные годы ученики посещали их, а также с удовольствием ходили на выставки в Аксайский военно-исторический музей.
Всегда интересно проходят в классе педагога праздники. Она сама пишет сценарии, проводит игры и конкурсы, готовит театральные постановки. Она очень любит творческие уроки труда, на которых дети мастерят игрушки, шьют, делают аппликации, развивают моторику и воображение.
– Светлана Михайловна на сегодняшний день является моим первым помощником по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Она помогает вести документацию. Она отзывчивый человек, помогает везде и всюду, – говорит директор Аксайской СОШ № 1 О.В. Копылова.
День учителя педагог отмечает в кругу коллег, семьи, друзей. Ученики готовят сюрпризы – разучивают стихотворения, снимают видеоролики. Не забывают про педагога предыдущие выпуски. Со многими Светлана Михайловна общается до сих пор.
– Сережечка Куликов у меня учился. Ох, и шустрый был парень, на одном месте не мог усидеть. Я его папу вызывала часто. Сережа вырос, стал водителем автобуса. Вы бы видели, как его любят и уважают пожилые пассажиры, он ведь каждой бабулечке руку подаст, поможет выйти или зайти в транспорт. Если он едет мимо меня, обязательно остановится, поздоровается, подвезет. Леночка Иванова всегда со мной поздоровается, спросит как дела, сейчас она переехала в поселок Октябрьский. Бывает, что мои выпускники приводят ко мне в класс уже своих детей, – рассказывает Светлана Михайловна.
Ксения ХОРОШИХ




























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!