Работы аксайской художницы путешествуют по миру
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, КультураОктябрь в наших местах еще теплый. Осеннее солнце ласковое и совсем не жаркое. В один из таких погожих дней я, как обычно, вышла на остановку. Ждать можно было долго, поскольку там, где я живу, курсирует лишь один маршрут.
– Ждать маршрутку или идти на автобус, это минут 15 по времени, – бросила я фразу женщине, которая тоже хотела побыстрее добраться до места.
Мы разговорились. И пока транспорт не приехал, успели обсудить немало вопросов. Разговор продолжился в маршрутке.
Расстались мы уже у торгового центра. Я тогда твердо решила, что о творчестве своей случайной попутчицы непременно стоит рассказать на страницах газеты.
С тех пор прошло уже больше месяца. И вот, наконец, я смогла осуществить свой замысел. Знакомьтесь – Ирина Мотыкальская, аксайчанка, художник, которого знают в Ростовской области и далеко за ее пределами. У нее свой стиль, своя манера письма и свои темы.
На ее полотнах оживает Ростов с его старинными уголками, улочки, дворы, балконы, двери. Она пишет аксайскую природу, наши домики с голубятнями, цветущие деревья, Одигитриевский храм, пейзажи Мухиной балки, Дона…
Ирина Евгеньевна рисовала с самого юного возраста. Карандаши и цветные шариковые ручки сопровождали ее повсюду.
– Моя мама Мая Федоровна работала в Управлении архитектуры. Я приходила к ней на работу, она давала мне бумагу, разные ручки и позволяла рисовать. Я помню тонкий аромат пасты, мне кажется, я по запаху могла различать ее цвет. Мама хорошо рисовала, у меня даже сохранились ее детские альбомы с чудесными рисунками, она была лучшей в школе. У папы, Евгения Александровича, был хороший вкус, он мог оценить мои работы. Я думаю, что любовь к изобразительному искусству передалась мне от родителей. Они дали мне почву, а я уже бросала в нее зерна, неустанно трудилась, читала, изучала. Ежедневная усидчивая работа всегда дает свои плоды. Я много рисовала, буквально не расставалась с блокнотом и ручкой. Рисование было для – воздух. Я родилась и выросла в Грозном. Горные пейзажи, да и любой вид из окна становились моими моделями. Как это можно было не запечатлеть? – рассказывает художница.
В детстве Ирина училась в музыкальной и художественной школах. Родителям очень хотелось, чтобы дочь стала учителем музыки, а ее душа тянулась к кистям и краскам. В «художке» были прекрасные преподаватели: театральный декоратор Всеволод Семенович рассказывал сказки, он сумел зажечь в детском сердце любовь к живописи, художники Петр Васильевич Миронов, Виктор Николаевич Калинкин были отличными колористами, методистами и дали ребятам необходимые знания по композиции, цвету. Ирина впитывала информацию как губка. Будучи уже взрослой, она и сама стала изучать работы и приемы знаменитых мастеров, обретая свой собственный стиль.
Учиться на ювелира или художника она не смогла. По совету родителей окончила Грозненский нефтяной институт, стала инженером-строителем. Но и в школе, и в студенчестве была активным участников конкурсов, оформляла стенгазеты, всегда занимала призовые места. Однажды учитель даже решила, что Ирина «срисовала» плакат, так хорошо была выполнена работа.
Как ни любила Ирина Евгеньевна изобразительное искусство, но все же пришло время, когда рисование пришлось оставить. В 1993 году с мужем и маленькой дочкой она перебралась в Аксай. Здесь нужно было начинать жизнь с чистого листа. В Аксае она устроилась в газовую отрасль, увлеклась новой работой, и карьера пошла вверх. Специалисту доверили серьезные проекты по строительству магистральных газопроводов в Ростов-ской области и Кущевском районе Краснодарского края. Но душа жаждала заниматься творчеством.
В жизни Ирины появилась фотография. Она снимала на пленку отцовским «Зенитом-19». Но не просто снимала. Она изучала старые книги по фотосъемке, читала журналы, анализировала рекламу, смотрела работы фотографов, знакомилась с профессионалами. Она нашла на Центральном рынке продавца б/у фототехники, он помог выбрать нужный объектив и светосильный штатник. Потом был открыт «Фотодом» на Чехова, где Александр Свирин профессионально проявлял пленку и мастерски печатал снимки, на которых замерли улочки Ростова и красота Мухиной балки. В заповедном уголке Ирина Евгеньевна снимала капельки росы на траве, бабочку Голубянку Аргус, за которой фотограф «охотилась» на пригорках природного заповедника, ящерку, притаившуюся на листе, рыжий ковер из осенних листьев…
Как-то неожиданно фотографии стали пользоваться спросом, их начали покупать. Вырученные средства шли на приобретение расходных материалов.
Первая фотовыставка прошла в 2014 году в «М-Галерее», называлась она «Макро – Мухина балка». Вторая уже была посвящена дверям и подворотням Ростова.
– Как-то я оказалась на старых улочках, ведущих к Дону и уже потом стала использовать любую возможность пробежаться по ним с камерой. Привлекали старые стены, двери, колоритные подворотни. Постепенно я стала с горечью замечать, как исчезают некоторые любимые объекты. Решила пройти и записать их адреса. Для точности. Обнаружилось, что многие двери уже только в памяти горожан или на пленке! Мне захотелось показать исчезающую красоту города в деталях, привлечь внимание людей, и я начала рисовать и выкладывать в фейсбуке по просьбам многочисленных сочувствующих, – рассказывает И.Г. Мотыкальская.
– Ирина Евгеньевна, а когда вы впервые взяли кисть после долгого перерыва? – интересуюсь у художницы.
– Первая акварель на пленере появилась в Мухиной балке. У меня был шок! Руки не помнят, краски не слушаются. Я поняла, что нужно возвращаться к акварели! Слишком много материала было передо мной! Начала подход к мольберту с акрила, написала цикл работ «Ростовские стены», выставилась в 2015 году на своей первой персональной фотовыставке. Интерес зрителей к моим работам вдохновил, и дело пошло, – отвечает она.
Больше всего Ирина Евгеньевна любит писать акварелью. На ее картинах запечатлены самые яркие времена года, когда природа наполнена сочными красками, на улицах Аксая и Ростова появляются цветы. Зимних пейзажей меньше, но они есть. Главное, чтобы картина излучала свет и тепло. Художницу привлекают детали. Она не может пройти мимо резного старинного балкона, колоритного двора, в котором как будто застыл прошлый век. Во время прогулок по городу она отыскивает эти уголки нетронутой старины, чтобы успеть перенести на бумагу, пока они не исчезли.
Свои работы художница размещает на страничках в социальных сетях.
– Я помню этот трамвай с детства! По этой улице я гуляла, когда была маленькой! – пишут ей жители разных уголков планеты, регионов России и просят прислать маленький кусочек Ростова из детства.
Так работы аксайчанки путешествуют по миру. Картины украшают дома жителей Франции, Англии, Израиля, Испании, Италии, Хорватии…
Сегодня Ирина Евгеньевна реализует массу проектов. Она проводит персональные выставки, встречается со студентами. Ее рисунки становятся иллюстрациями календарей, превращаются в открытки. В 2020 году в соавторстве с краеведом, архитектором и писателем Любовью Волошиной она издала книгу «Ирина с Любовью о Ростове-на-Дону». В этом альбоме она представила город таким, каким она его видит. А в прошлом году российский искусствовед, куратор, специалист по донскому искусству, почетный член Российской академии художеств Ирина Павловна Гуржиева издала книгу «Художники Ростова-на-Дону», в которой нашло отражение и творчество аксайчанки.
– У меня невероятно интересная, насыщенная творческими проектами жизнь. Мне совсем некогда скучать. А главное, я занимаюсь любимым делом и получают от этого огромное удовольствие, – говорит Ирина Евгеньевна Мотыкальская.
Ксения ХОРОШИХ




























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!