Без пояса, как без креста
Новость в рубрике: КультураСвоеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками. Особенности жизни донских казаков нашли отражение в их традициях, жилищах, говоре, а также в одежде. Своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками. Казаки ревностно относились к самобытности в одежде, рассматривая ее как один из существенных признаков своей самостоятельности.
В 1705 году атаман станицы Савва Кочет приносил благодарность Петру I от имени всего Войска: «Мы взысканы твоею милостию паче всех подданных; до нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем; немецкого же платья никто у нас не носит и охоты к нему вовсе не имеем…».
Костюм низовых казаков представлял смесь русских, украинских, польских, татарских, калмыцких, турецких и черкесских элементов. Он состоял из рубахи калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широких шаровар, вбиравшихся в сапоги, зипуна, кафтана, шапки и пояса.
Пояса были обязательной деталью в костюме православного человека. Считалось крайне неприличным находиться на миру без пояса. Пояса были разнообразны: широкие вытканные кушаки с бахромой, шелковые с золотом и серебром, бархатные и кожаные наборные, украшенные коваными металлическими бляхами и накладками с отлетными ремешками-подвесками, украшенными серебром. За пояс вставляли кинжал или пистолет. Чем богаче и знатнее был казак, тем ярче и богаче был у него пояс. Рядовые подпоясываются сабельным опоясьем или же поясом камлотовым из других материй, старшины имеют шелковые персидские и польские (так называемые слуцкие) пояса.
Слуцкие – это длинные двусторонние пояса, ткавшиеся из шелковых, золотых и серебряных нитей с красивым растительным орнаментом. По богатству выделки и красоте они не уступали восточным поясам.
История появления слуцких поясов – в Белоруссии в небольшом городке Слуцке. Именно в нем в 1757 году поселился армянин Ованес Маджаранц (Ян Маджарский), знаменитый турецкий мастер-ткач. Пригласил его гетман Михаил Радзивилл, чтобы тот помог создать мануфактуру – «фабрику персидскую» – и обучил местных умельцев «работе персидской». С поставленной задачей Маджаранц справился с блеском. За деньги магната была вскоре построена фабрика и обучены два слуцких художника – Ян Годовский и Томаш Хаецкий.
Так, в 1758 году впервые появился на свет «слуцкий пояс» – элемент мужского костюма Великого княжества Литовского. Это текстильное изделие сразу же стало считаться признаком благородного происхождения, и его наличие указывало на благосостояние владельца. Пояс стоил очень дорого и был равен годовому окладу офицера.
На фабрике слуцкие пояса ткались из тонких шелковых, золотых и серебряных нитей. Длина пояса достигала от 1,9 до 4,6 метра, а ширина от 28 до 55 см. Пояса украшались по краям узорной каймой, а концы – пышным, главным образом, растительным орнаментом, в котором народные белорусские узоры сочетались с восточными мотивами.
У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними и двусторонними. Наиболее ценными считались четырехсторонние слуцкие пояса каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался в длину пополам. Середина пояса имела орнамент с поперечными гладкими или узорными полосами, реже узор был сетчатым, в горошек и так далее. Концы пояса состояли из сложного орнамента, чаще всего это был овал и листья со стеблями и цветами. На концах поясов были метки с обеих сторон на латинском языке «Меня сделали в Слуцке», «Сделан в Слуцке» или кириллицей «Во граде Слуцке», «В Слуцке». Концы пояса иногда обшивались бахромой.
Ткачеством занимались только мужчины. Было принято считать, что при прикосновении женской руки к золотым и серебряным нитям они потускнеют и пояс будет испорчен. А вот узоры для поясов разрабатывались не ткачами, а художниками. В орнаменте слуцкого пояса использовались восточные узоры с народным белорусским узором: стилизованные васильки, незабудки, дубовые листья, желуди. У слуцкого пояса одна сторона обычно была более светлой, другая – темнее или даже черной. Его можно было переворачивать и с одним и тем же поясом пойти либо на свадьбу, либо на похороны. Пояса могли быть и «литыми» из золота. Такие пояса казались отлитыми из одного куска металла, хотя основа их была шелковая.
Слуцкие пояса пользовались большой популярностью и вскоре вытеснили из употребления восточные «перские пояса» сначала на территории Речи Посполитой (с середины XVIII в.), а потом и на территории Российской империи. Но со временем стал меняться костюм – у казаков стала вводиться военная форма, и слуцкие пояса вышли из употребления.
Сегодня старинные слуцкие пояса – раритет: в Беларуси хранятся единичные экземпляры и фрагменты, а большая часть произведений национального декоративно-прикладного искусства находится в музейных коллекциях. В Беларуси на государственном уровне в 2011 году решили возродить традиции изготовления слуцких поясов, наладить выпуск точных копий. Путем проб и ошибок удалось повторить древнюю технологию на современном оборудовании. Современная копия слуцкого пояса изготавливается за 60 часов, а в XVIII веке на это уходило от трех – четырех месяцев до полугода.
В Старочеркасском музее-заповеднике на основной исторической экспозиции «История донского казачества XVI – нач. ХХ вв.» и на выставке «Черкасск и Булавинское восстание» представлена одежда донского казака XVII – XVIII вв., где посетители могут увидеть и реконструкцию слуцкого пояса.
И.С. Емельянова, заведующая отделом Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
1 Комментарий на "Без пояса, как без креста"
С интересом прочла статью. Хорошо, что традиции возрождаются. Ведь это нужно нашим детям. Чтобы знали, видели и передали другим поколениям.