Школьные уроки готовят детей к жизни
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, ОбразованиеТак считает победитель конкурса «Учитель года Дона – 2022» В.С. Бобылева. Победителем областного этапа конкурса «Учитель года Дона – 2022» стала представительница Аксайского района В.С. Бобылева. Получать награду было вдвойне приятно, поскольку конкурсные испытания проходили на родной земле, в стенах школы п. Янтарный и сельском Доме культуры п. Реконструктор.
Виктория Сергеевна Бобылева преподает русский язык и литературу в Аксайской СОШ № 2, которую она сама когда-то окончила. Активная жизненная позиция, пытливый ум, творческое начало отличали ее с детства. О том, чтобы Виктория стала учителем, мечтала и ее бабушка. Она хотела видеть ее в числе участников конкурса «Учитель года». К сожалению, ей уже не удалось увидеть, как любимой внучке вручают хрустального пеликана за победу.
У самой Виктории желание стать учителем русского языка и литературы появилось в пятом классе благодаря педагогу Э. Г. Шевцовой.
– Занятия Эрики Геннадьевны Шевцовой были всегда интересными, мне хотелось так же, как она, вести уроки, объяснять тему, общаться с учениками. Русский язык и литература были моими любимыми предметами. Я принимала участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, входила в число победителей и призеров. На областном этапе была в пятерке лучших. Поэтому для меня вопрос выбора профессии не стоял. Я хотела связать свою жизнь с тем, что мне близко и интересно. После окончания школы поступила в университет на филологический факультет. Через месяц после окончания магистратуры я пришла в Аксайскую среднюю общеобразовательную школу № 2 в качестве учителя русского языка и литературы, – рассказывает В.С. Бобылева.
Наставником для молодого педагога стала Лариса Ильинична Хагай.
– Когда я только пришла в школу, было, безусловно, сложно. Нужно было вникать в работу, не только готовиться к урокам, но и заниматься документацией, составлять рабочую программу, осваивать классное руководство. Я благодарна Ларисе Ильиничне за поддержку и ценные советы, – отмечает педагог.
Каждый ребенок – это индивидуальная личность со своим характером, к нему нужно найти подход, заслужить доверие и снискать уважение. Для того, чтобы лучше понимать учеников, Виктория Сергеевна читает литературу по детской психологии, изучает возрастные особенности детей. Если в пятом классе школьники привыкают к новым условиям обучения, то в седьмом они уже вполне освоились, привыкли и проявляют характер, дает о себе знать подростковый период. К восьмому классу ребята становятся уже вполне взрослыми, они начинают задумываться о будущем, готовиться к экзаменам, появляется серьезный настрой на учебу.
Впрочем, в каком бы классе ни вела уроки Виктория Сергеевна, обязательным она считает процесс воспитания ребят. На уроках русского языка и литературы немало текстов на высоконравственные темы. Учитель проводит параллели с реальной жизнью.
– Вот, например, сегодня мы изучали рассказ А.П. Чехова «Попрыгунья». Свой урок я начала с понятия, которое дети изучают на обществознании. Ученики рассказали, что такое семья, какой она должна быть. Через межпредметные связи, работу с понятием, анализ произведения мы сделали соответствующие выводы. Мне нравится использовать технологию критического мышления, когда урок начинается с какой-то проблемы, с чего-то неизвестного. Я стараюсь научить детей формулировать цель и на протяжении урока идти к ней через решение проблемы. Мы вместе с детьми проводим исследование, находим пути решения. Это увлекательно и в то же время позволяет постепенно, поэтапно, шаг за шагом готовить ребят к жизни. Ведь в итоге мы хотим, чтобы выпускник стал личностью, которая способна принимать решения. Все полученные знания нужны для того, чтобы ученик мог опираться на них при решении жизненных задач, чтобы он имел навыки критического мышления, мог анализировать ситуацию, решать проблему. Именно технология критического мышления легла в основу моей подготовки к конкурсу. Я показывала приемы и методы ее применения на уроке, – рассказывает В.С. Бобылева.
Для проведения конкурсного урока педагог выбрала тему «Языковые особенности публицистического стиля речи». Выбор Виктории Сергеевны пал на текст советского академика Д.С. Лихачева о цели в жизни. Ребята не только вместе с учителем рассматривали его с точки зрения стиля, искали особенности, но и размышляли о смысле жизни.
В итоге они написали отрывок из экзаменационного сочинения, где дали определение понятию цели в жизни, определили, насколько важно выбрать правильные приоритеты.
– Мне очень хотелось, чтобы ученики вынесли для себя что-то ценное с этого урока.
Думаю, что у меня получилось, поскольку в рассуждениях детей четко звучала мысль о том, что в жизни есть вещи, гораздо ценнее чего-то материального,– отмечает педагог.
На своих уроках Виктория Сергеевна учит детей не только добру. Она стремится к тому, чтобы ее дети смело шли вперед, покоряли новые вершины и не боялись проигрывать. Темы классных часов учитель выбирает тоже с определенной целью. На них ребята не просто узнают что-то интересное, они разбирают ту или иную жизненную ситуацию для то- го, чтобы научиться делать выводы, принимать правильные решения.
Немаловажным для подготовки детей к жизни педагог считает развитие на занятиях понятийного аппарата. Об этом Виктория Сергеевна рассказывала жюри конкурса «Учитель года» на мастер-классе. Она демонстрировала разные способы определения понятия и говорила о том, что развитие понятийного аппарата помогает человеку правильно считывать информацию, не попадаться на разного рода текстовые информационные ловушки, лозунги.
Еще одна проблема, над которой работает В.С. Бобылева на своих уроках, – формирование читатель-ской грамотности. Об этом тоже шла речь на конкурсе. По сути, главная задача педагога: научить школьника вдумчиво читать задание.
– Часто ребенок читает задание сам, потом я объясняю, что нужно сделать. И после этого ученик спрашивает, а нужно ли переписывать текст в тетрадь, например. Эта проблема, безусловно, существует. Я подбираю задания для ее решения. На самом деле современным детям сложно не потонуть в огромном потоке информации, через который они проходят ежедневно, – объясняет Виктория Сергеевна.
Школа – это не только уроки. Существуют всевозможные праздники, мероприятия, конкурсы чтецов, к которым ученики готовятся вместе с классным руководителем. Эта часть рабочего процесса Виктории Сергеевне очень нравится. В арсенале ее класса уже не один сценический номер. Ученики стараются превзойти соперников и каждый раз придумать что-нибудь эдакое, пробуют себя в разных жанрах. В копилке постановок пародия, миниатюра, сценка.
Конечно, как и все дети, ее ученики могут и пошалить. Как-то раз ребята вели себя очень шумно. Учитель провела с ними серьезную беседу. Через некоторое время она нашла у себя на столе заявление, в котором класс уверял, что отныне будет вести себя хорошо. Свое обещание ученики скрепили личными автографами. Ну, как не сохранить такое на память? Запоминаются и ученические перлы в сочинениях, вызывающие улыбку педагога.
Трогают до слез пожелания ребят учителям, которые они пишут в преддверии праздников. Ученики подходят к делу очень ответственно. Они рисуют открытки и непременно желают педагогам здоровья, материального благополучия и послушных учеников. Такие поздравления подбадривают педагогов, дарят радость и придают сил.
Вот и Виктории Сергеевне любовь учеников, поддержка коллег и близких помогла одержать победу на областном этапе конкурса «Учитель года Дона – 2022». Она блестяще прошла все конкурсные испытания и показала вдумчивый, грамотный подход к работе при разговоре с министром образования Ростовской области А.Е. Фатеевым. Виктория Сергеевна ответила на все вопросы, которые были заданы конкурсантам. Разговор с министром шел о государственном образовательном стандарте и критериях оценивания учеников.
– Конкурс стал новым, невероятно интересным и ценным опытом в моей жизни. С каждым этапом росла ответственность. На муниципальном этапе я защищала честь школы, на областном представляла район. Мой наставник Л.И. Хагай помогала мне готовиться, давала советы, поддерживала и подбадривала. Теперь за моими плечами регион. Конкурсные испытания пройдут в Тюмени в сентябре. Уже начался этап подготовки. В мае нужно представить медиавизитку. Летом я планирую плотно приступить к подготовке к конкурсу, – отмечает Виктория Сергеевна Бобылева.
КСТАТИ
Конкурс «Учитель года» проводится уже 30 лет. В этом году статуэтка хрустального пеликана вновь оказалась в Аксайском районе спустя 25 лет. В 1997 году лучшим в области стал учитель физики гимназии № 3 И.А. Изюмов. В разные годы среди четырех финалистов оказывались учитель биологии Ольгинской школы Ирина Александровна Сущенкова, педагог-организатор ОБЖ Рассветовской СОШ (сейчас работает в Аксайской средней общеобразовательной школе № 2) Юрий Анатольевич Лубянников (он является автором музыки и слов гимна областного этапа конкурса «Учитель года»).
Лауреатом областного этапа конкурса была учитель физики СОШ № 4 г. Аксая Ирина Викторовна Изюмова (сейчас работает в Аксайском кадетском корпусе).
Начальник Управления образования Администрации Аксайского района Андрей Константинович Кучеренко становился победителем областного этапа конкурса в номинации «Педагогический дебют». Его успех в 2018 году повторил учитель обществознания Большелогской СОШ О.А. Елдинов.
На территории Аксайского района областной этап проходит второй раз. Лучших педагогов области мы принимали 19 лет назад.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!