Принять, поверить и помочь
Новость в рубрике: Избранное, Образование, СемьяВ Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района помогают не только особенным детям, но и их родителям. Когда я зашла в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайскогорайона, в это время заканчивались индивидуальные занятия у особенных деток. Папы и мамы сидели в коридоре, ожидая. Тут распахиваются двери, и дети выбегают из кабинета с улыбками. Обычные, веселые, подвижные ребята. Сами одеваются, рассказывают о своих успехах.
– Вашим детям здесь нравится? – спрашиваю у одного из пап.
– Да, конечно, мы очень благодарны сотрудникам Центра за их большую работу. Это такая поддержка для нас, родителей, – говорит местный житель Александр Иванович. С ним солидарна бабушка, ожидающая внука: «Специалисты здесь большие профессионалы, люди с большим сердцем».
В следующем году исполнится ровно 20 лет, как начал свою работу Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района. Здесь проходят коррекционно-развивающие занятия, на которых психолог и дефектолог работают с детьми, используя методы игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии, помогают детям и подросткам адаптироваться в социальную среду, логопед работает над коррекцией речевого развития. Руководит Центром Лариса Алексеевна Панасенко.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
В 2022 году в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района обратились 2 369 человек (1 358 детей, 1 009 родителей), из них около 200 человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Индивидуально-групповые занятия с психологами, логопедами, дефектологами посещали 162 ребенка с ОВЗ, инвалидностью.
Уже заходя к ней в кабинет, чувствуешь особую ауру спокойствия и умиротворения. Лариса Алексеевна закончила отделение психологии на философском факультете Ростовского университета. Она всегда хотела быть учителем. Но не таким, как, например, мама, учитель русского языка и литературы. Или бабушка – учитель начальных классов. А учителем, который «помогает» «исправлять» природу – логопедом. Но чтобы им стать, надо было ехать в другой город, в Ростове-на-Дону логопедов не готовили. Зато второй год работало отделение психологии на философском факультете Ростовского университета, куда Лариса после окончания школы и поступила. В 1989 году Лариса Алексеевна пришла работать методистом в районный методический кабинет. Курировала психологическую, логопедическую и коррекционно-развивающую службы. Через четыре года возглавила психолого-медико-педагогическую комиссию Аксайского района.
Это было начало формирования в аксайском образовании системы коррекционно-развивающего обучения. В те годы учительство и управленцы образования искали альтернативу специальным (коррекционным) школам, искали пути интеграции детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников. В массовых школах стали организовываться коррекционные классы, в которых применяются адаптированные к возможностям детей программы и методы обучения. Сложно шел процесс становления системы коррекционного обучения.
Но сегодня Лариса Алексеевна с гордостью говорит о том, что система коррекционно-развивающего обучения Аксайского района – одна из лучших в Ростовской области: сохранены специальные классы, группы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе школ открыты классы для детей-инвалидов с нарушениями в развитии.
– К нам приходят не только родители, у которых дети имеют инвалидность или другие проблемы со здоровьем. Мы также подтягиваем тех деток, у которых пробелы в школьной программе. Приходят мамы и папы детей, имеющих проблемы в общении и поведении, а также сами подростки, у которых не складываются отношения в школе или дома.
По словам Ларисы Алексеевны, к сожалению, число детей с нарушениями в развитии не становится меньше. Однако, что немаловажно, меняется отношение общества как к самим особенным детям, например, на ребенка с синдромом Дауна уже не показывают пальцем, как раньше, так и к специалистам сопровождения: дефектологам, психологам, психиатрам и другим.
– Безусловно, мы работаем и с родителями. И это им тоже очень помогает, в первую очередь, психологически.
В коридоре Центра можно увидеть выставку поделок воспитанников. А еще здесь есть своя народная библиотека, куда родители приносят детские книги. И не только книги – они делятся всем, чем могут: игрушками, развивающим играми. Ну и, конечно, – собственным опытом.
– Чем быстрее ребенок попадает к нам, тем лучше для его развития, – подчеркивает Лариса Алексеевна. – Часто бывает, что родители сами себя успокаивают, в первые годы не обращаются к специалистам. Хотя тревожные «звоночки» в поведении ребенка явно присутствуют.
Корреспондента «Победы» пригласили посмотреть на занятие, которое вели педагог-психолог Юлия Анатольевна Каминская и учитель-дефектолог Кристина Игоревна Уманцева. Занятия проводились с двумя мальчиками. У одного ребенка отставание в умственном развитии, у другого – аутизм. Это было не обычное занятие. Все построено в игровой форме. Дети занимаются в сенсорной комнате, похожей на игровую. В кабинете светлые спокойные тона стен, удобная мебель, коррекционно-развивающее оборудование и пособия. Видно, что ребята нашли контакт с педагогами и с удовольствием взаимодействуют. Всего в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района десять квалифицированных специалистов: педагоги-психологи Н.И. Федорова, М.А. Пермякова, А.Н. Бережная, Ю.А. Каминская, учителя-дефектологи Т.Н. Лавренова, К.И. Уманцева, учителя-логопеды С.Н. Демшина, А.В. Парахуда, Е.Е. Мальцева, М.А. Ларина. И все они женщины, на их хрупких плечах держится Центр.
– Наша задача – социализировать детей, – подчеркивает Лариса Алексеевна Панасенко. – Скорректировать их поведение, чтобы они далее могли общаться, могли учиться в обычной школе. Да, это дается с большим трудом, но это возможно.
В Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района жизнь кипит. Недавно в декаду инвалидов проходил районный конкурс «Прояви себя» среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети своими руками изготавливали подарки защитникам Родины, посылка с подарками была отправлена бойцам. Победители конкурса получили грамоты от начальника Управления образования и подарки от Администрации Аксайского района, иерея Алексея Шилова, Благочинного Аксайского округа, депутата Законодательного Собрания Ростовской области С.В. Рожкова на районном празднике «Рождественские встречи». Весной пройдет конкурс чтецов, который впервые провели в прошлом году, и он оказался очень востребованным. В конкурсе участвовали 50 юных чтецов от 5 до 15 лет, все они были отмечены объективным и доброжелательным жюри.
– Мы им нужны, – говорит Лариса Алексеевна Панасенко о своих подопечных. – Мы любим наших детей и гордимся ими, их достижениями.
Елена СЕМИБРАТОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!