Тот незабываемый февраль 43-го…
Новость в рубрике: Ветераны, Даты, Избранное, Общественные организацииВ этом году 14 февраля жители аксайского района отметят 80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Вот и опять февраль, месяц освобождения родной земли от захватчиков, месяц страшных оборонительных и наступательных боев за ее свободу и независимость. Восемь десятилетий прошло с той поры, но никогда не забудутся дни, наполненные кровью и болью, ведь решалась судьба родной земли, того маленького уголка, где ты родился и вырос, и неизвестно, будешь ли жить дальше, судьба Родины. Мы победили, иначе быть не могло. Правда, цену пришлось заплатить немалую. Вспомним еще раз, как это было.
Лето 1942 года. Гитлеровская военная верхушка надеялась, что захват Сталинграда и Кавказа поможет осуществить коренной перелом в ходе войны. Войска Южного фронта начали отход с оборонительной линии на реке Миус. С утра 23 июля фашисты продолжили наступление на Большие Салы, Аксайскую, Каменный Брод, Новочеркасск. В районе станицы Аксайской противник начал форсирование реки Дон и наступление на станицу Ольгинскую. Но все попытки врага переправиться через Дон были отражены.
А обороняли небо над переправой молоденькие девчонки, бойцы 3-го дивизиона 485-го зенитно-артиллерийского полка. На 50-летие Великой Победы, в мае 1995 года, они приезжали к нам в Аксай. Те, кто остался в живых. В июне 41-го молоденькие выпускницы одной из школ Кисловодска сразу после окончания десятого класса добровольно ушли на фронт, в короткие сроки прошли обучение и прибыли в станицу Аксайскую нести службу на переправе. В этом была острая необходимость: обычные железнодорожные и плашкоутные мосты возле станицы бомбили с перерывами в 30 – 40 минут до 40 пикирующих бомбардировщиков Ю-87 и Ю-88.
О тех днях вспоминают участники событий. Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин: «Положение в Аксайской ухудшалось, переправы часто выходили из строя, на железнодорожных путях скопилось много составов. 25 июля станицу Аксайскую полностью эвакуировали». С того дня начались почти семь месяцев вражеской оккупации.
Маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров: «13 января 1943 года в район боевых действий нашего гвардейского танкового корпуса с боями подошли два гвардейских механизированных корпуса. На другой день по приказу командующего армией генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского была создана механизированная группа в составе 3-го гвардейского танкового, 2-го и 5-го гвардейских механизированных корпусов и 98-й стрелковой дивизии. Командовать этой группой было приказано мне. А задачу нам поставили – наступать на Ростов. Мы начали решительные действия 18 января. Передовой отряд, совершивший 95-километровый ночной маршрут по тылам врага, утром 20 января достиг совхоза имени Ленина и совхоза имени ОГПУ Истоминского сельсовета».
Об освобождении района следует рассказать подробнее. Насколько жестокими были бои, об этом можно судить по срокам. Со второй половины дня того же 20 января гитлеровцы бросили в бой авиацию. Через четыре дня пришло подкрепление, наши части разорвали кольцо окружения и с боями прорвались к х. Махин, к ст. Ольгинской. 24 января овладели х. Задон и продвинулись на колхозный двор х. Красный Рыбак, что на левом берегу Дона, напротив Старочеркасской.
Сегодня, десятилетия спустя, очевидцы вспоминают подробности: «За время оккупации станицы Ольгинской немцы успели хорошо обосноваться в ней. Они создали свой штаб, были вырыты бункера. Гаражи и подвалы использовались для раненых. Оккупанты даже переписали все население станицы. Но упорные бои продолжались, и 7 февраля освобождены были Ольгинская и хутор Нижнеподпольный. Освобождала Ольгинскую 87-я Перекопская стрелковая дивизия. Жители станицы относились к бойцам с огромной заботой и радушием. Они обогревали их в своих домах, сушили мокрые вещи, находили для них продукты. Днем бойцы шли в бой, а вечером возвращались. Борис Андреевич Разорителев, местный житель, рассказывал: «Мы потеряли много бойцов, так как немцы заняли очень выгодные позиции. Пулеметы, установленные на высотах, не умолкали. Наши бойцы поднимались в атаку и падали от пуль врага. 7 февраля весь день шел страшный бой. Выгнав немцев из Ольгинской, войска без остановки пошли в сторону Аксая».
Историческими воспоминаниями своих земляков делится Валентина Васильевна Боганцова из хутора Черюмкин: «3 февраля 1943 года шли тяжелые бои за Манычский плацдарм, куда входили хутора Черюмкин, Верхнеподпольный, Алитуб. Бойцы 98-й стрелковой дивизии, совместно с частями 2-го Гвардейского корпуса 24-й Гвардейской дивизии в упорных боях овладели этими хуторами. Основной удар по вражеском позициям на рубеже Черюмкин – Верхнеподпольный нанесли полки 24-й Гвардейской стрелковой дивизии. После боя среди погибших обнаружили тела 41 земляка. Местные жители выкопали могилу на кургане, несколько дней собирали останки погибших воинов и документы. В честь подвига был установлен памятник на этой братской могиле – башня боевого танка. Всего танков было два, один прорвался сквозь линию фронта, чтобы собрать разведданные о положении на территории до станицы Ольгинской, а когда возвращался назад, был подбит прямой наводкой немецкой батареи. Место это болотистое, обе боевые машины утонули. В мирное время предпринимались попытки вытянуть их из болота, но тщетно, сорвали только башню одного танка. Позже ее установили на постамент, и теперь это в хуторе Черюмкин памятник всем не вернувшимся с фронта…»
А вот что происходило в те же дни в станице Старочеркасской. Ольга Владимировна Абмашкина, заведующая отделением социального обслуживания на дому, записала со слов своей бабушки Ульяны Александровны Петровой: «Зимой 1943 года стояли лютые морозы, сугробы по крыши домов. Немцы оккупировали станицу, разместились в домах местных жителей. Женщин и детей расселили в погребах. Оккупанты готовили поджег Ратнинсконо храма. 12 февраля на рассвете, после короткого затишья, начался ожесточенный бой. Советская Армия наступала со стороны Новочеркасска. Женщины, сидевшие в погребах, молились за спасение нашей станицы. Прошло немного времени, наступила тишина. Дверь погреба открылась, и заглянувший советский солдат спросил, есть ли кто живой. От страха мы издавали еле слышные звуки, тем самым обозначая свое присутствие. Он сказал, что бой окончен и можно выбираться наружу. Выйдя из погреба, мы увидели страшное зрелище: кругом трупы советских и вражеских солдат, снег красный от крови. Немцы отступили. Женщины и дети на санях, запряженных быками, свозили тела наших красноармейцев, складывали в воронку в центре станицы. После войны на этом месте был сооружен памятник погибшим освободителям. А троим уроженцам станицы Старочеркасской – Михаилу Васильевичу Ковалеву, Петру Евпсифовичу Татаркину (посмертно) и Виктору Дмитриевичу Резанову – присвоено звание Героя Советского Союза».
Много о том времени написано документальных очерков, статей. Сохранились воспоминания и других очевидцев. «9 февраля 1943 года станица Ольгинская. До Дона рукой подать, но на том гористом берегу в станице Аксайской – враг. У него мощные позиции на правом возвышенном берегу и по железной дороге, идущей вдоль берега. Местность пристреляна. А атаковать придется в лоб. Несколько человек, заболевших сыпным тифом, из личного состава санроты (Быстров, Филютович, Брызгалов, Шелепов и другие) отправлены в инфекционный госпиталь. Заразились при ликвидации очагов тифа, оставленного немцами. Полк занял исходные позиции на острове против станицы Аксайской ночью. Утром начали форсирование Дона мелкими группами, но успеха не было. Противнику удается гасить наши атаки. На льду лежат убитые и раненые, а вынести их невозможно. Еще два дня спустя… Штурмуем в лоб. Артиллерия поддерживает, но с закрытых позиций. Если раненый зашевелился – добивают враги из пулеметов. Ночью разведчики вынесли с острова тело своего командира Анохина. Похоронили на площади в станице Ольгинской, а мы продолжали бой».
И так, пядь за пядью, освобождали родную землю наши деды и прадеды. Сколько их полегло на этой земле… Почти в каждом хуторе, станице высятся памятники и стелы на братских могилах с именами погибших.
Есть такая братская могила и в станице Грушевской. Она была установлена в 1952 году, памятник на ней – в 1959-м. Краеведы станичной средней школы провели большую поисковую работу, вышли на одного из защитников района, Виктора Михайловича Дацко, наладили с ним связь. Узнали подробнее о тех, кто защищал Грушевскую. Вот цитата из альбома, оформленного краеведами:
«2-я Гвардейская армия, командующий генерал-лейтенант Я.Г. Крейзер, член военного совета генерал-майор Субботин, начальник штаба армии – генерал-майор Бирюзов…» и далее еще одиннадцать фамилий с перечислением номеров и названий воинских частей и подразделений, принимавших участие в освободительных боях. В семидесятые годы ребята нашли и связались по почте с сыном Афанасия Григорьевича Субботина и его родственниками.
Но вернемся в далекий 1943-й. Засевшие в Ростове гитлеровцы понимали, что им грозит окружение, и, предвидя это, взорвали все шесть мостов на Ольгинской дамбе, держали под сильным огнем шестиствольных минометов и артиллерийским огнем всю пойму…
В Аксае тоже обстановка была напряженная. Основные силы враг сосредоточил по улицам Набережной и Советской. По всей железнодорожной линии выставили плотный пулеметный заслон. Главные очаги сопротивления с нашей стороны были сосредоточены в районе железнодорожного и понтонного мостов, у стекольного завода, у вокзала и пристани. В районе улиц Буденного и Пушкина стояла зенитная батарея, у стеклозавода – пушки и 88-миллиметровые минометы, возле бойни и в районе нынешней остановки «Колодезная» – артиллерия и минометы. В поселке геофизиков располагались зенитные батареи, в районе дач – шестиствольные минометы, в Мухином саду и на территории «Сельхозтехники» – артиллерийские батареи. Они простреливали все левобережье, потому что с высоты хорошо видна каждая складка местности.
Ежедневно с 8 по 12 февраля 87-я СД под командованием полковника М.С. Эхохина штурмовала Аксайскую. Уже зацепившись на улице Набережной, наши бойцы вынуждены были оставить позиции, их атаковали 11 вражеских танков и пехота.
К 12 февраля 87-я СД, в результате недельных наступлений, потерявшая более 80 процентов личного состава, отводится в тыл. Ее место занимают 126-я СД и 76-й укрепрайон. До победы, кажется, рукой подать, но враг коварен, нужно раскрыть его замыслы. В тот же день, 12 февраля из-под Большого Лога были переброшены в район Новочеркасска части 3-й Гвардейской ордена Кутузова Волновахской СД, и вместе с другими частями стали вести бои за Новочеркасск.
13 февраля столица донского казачества была освобождена, и засевшим в Аксае немцам стало угрожать окружение. Понимая это, они начали отвод войск из станицы. Однако к концу дня разведке стало известно, что принято новое решение о наступлении на Аксайскую. Выбора не было! Преодолев все заслоны, под огнем врага, первыми ворвались в Аксайскую части 76-го укрепрайона, к 24-00 на окраину вступили части 126-й СД, почти одновременно стали штурмовать южную окраину подразделения 87-й СД. Ожесточенные ночные бои продолжались до рассвета. К утру 14 февраля станица Аксайская была уже полностью освобождена, а к середине того же дня освобожден и Ростов-на-Дону.
Защитники станицы Аксайской проявили чудеса мужества, стойкости и героизма. Звания «Почетный гражданин Аксая» были удостоены впоследствии командир 690-го стрелкового полка 126-й СД Илья Михайлович Бродский, награжденный за эти бои орденом Боевого Красного Знамени, и помощник командира учебного батальона 87-й СД Андрей Сергеевич Вартанов, именем которого названа одна из улиц Аксая…
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!