БАМ – моя судьба
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Даты, Защита ОтечестваСолдаты строили самые сложные участки Байкало-Амурской магистрали. О полковнике железнодорожных войск Юрии Алексеевиче Веретенникове корреспонденту газеты «Победы» рассказал председатель Совета ветеранов Аксайского района Геннадий Александрович Поздняков. «Это человек, с которого нужно брать пример. Активно участвует в деятельности нашей ветеранской организации, ведет работу с подрастающим поколением, всю свою сознательную жизнь посвятил служению Родине и Отечеству». Мы встретились с Юрием Алексеевичем Веретенниковым. В свои 67 лет он прекрасно выглядит. Подтянут и строен. Вот она, военная выправка!
– Родился я в Кировской области и с детства мечтал стать военным. Тогда профессия военного была очень престижной профессией. Практически каждый мальчик мечтал надеть военную форму и в ней приехать к родителям. Первый парень в селе!
Юрий Алексеевич отлично учился в школе, потому без труда, хотя конкурс был огромный, поступил в 1973 году учиться в Ленинградское высшее военное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе. Сейчас это Военный институт железнодорожных войск и военных сообщений.
– Жили мы в казармах, дисциплина была армейская, – говорит Юрий Алексеевич. – Учеба продолжалась четыре года. Безусловно, мы не только учились, но и знакомились с Ленинградом. Училище находилось на набережной реки Мойки, часто гуляли по набережной Невы. Санкт-Петербург – красивейший город со старинной архитектурой, поистине жемчужина. Со многими товарищами, с которыми тогда подружился, поддерживаю связь и сейчас.
Тогда же Юрий Алексеевич встретил свою судьбу – жену Галину Александровну, с которой вот уже 45 лет вместе.
– С женой познакомились случайно, – рассказывает военный. – Друг познакомился с девушкой и позвал с собой гулять. Она тоже училась в Ленинграде, жила в общежитии. Подруга этой девушки стала моей женой. У девчонок перегорела лампочка в комнате, ее нужно было заменить. Они нас попросили. Вот моя будущая жена подавала мне лампочку. Потом нужно было починить проигрыватель – так и познакомились.
После окончания Военного училища в 1977 году Юрия Алексеевича направили на строительство БАМа – Байкало-Амурской магистрали. Это железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, протяженностью 4 324 километра. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Проходит примерно в 610 – 770 км к северу от Транссибирской магистрали и параллельна ей. Основной этап строительства магистрали пришелся на 1974 – 1984 годы. Большая часть железной дороги проложена в зоне вечной мерзлоты.
Это был совершенно уникальный проект по огромному количеству сложнейших инженерных проблем, решенных в крайне тяжелых природных условиях. В 1974 году БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Именно в этот год от Байкала и от Тихого океана навстречу друг другу двинулись бригады строителей, чтобы спустя десять лет, уложив больше несколько тысяч километров рельсов, встретиться посредине, на разъезде Балбухта… Фактическая стыковка случилась 29 сентября 1984 года, а спустя два дня, 1 октября, в 40 километрах к востоку, на станции Куанда, состоялось уже официальное празднование, официальное открытие – укладка «золотого» звена. Все газеты страны с триумфом сообщили: БАМ построен!
Что касается труда в этих краях солдат железнодорожных войск, то это отдельная история. Юрий Алексеевич был командиром взвода, затем командиром роты и заместителем командира батальона – главным инженером. Именно солдаты построили самые трудные участки БАМа. У Юрия Алексеевича специализация – инженер-строитель по восстановлению и строительству железнодорожных мостов.
– После года службы на БАМе привез сюда свою жену Галину из Ленинграда – свадьбу сыграли в городе на Неве, – говорит Юрий Алексеевич Веретенников. – Нет, моя Галина не испугалась «запаха тайги». Хотя, конечно, было непросто, особенно поначалу. Но в продуктовых магазинах были самые лучшие продукты. Не было только свежих овощей. Овощи доставлялись или консервированные, или засушенные. Свежие овощи и фрукты появились уже позже.
На БАМе Юрий Алексеевич служил девять лет – с 1977 по 1986 год. Там получил награду – орден «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» третьей степени и медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Жена Галина Александровна трудилась воспитателем детского сада и тоже получила медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Во время службы на БАМе в семье Веретенниковых родилась дочь Ирина.
В 1986 году Юрий Алексеевич продолжил образование и поступил в Военную академию тыла и транспорта. После окончания академии службу проходил в Тюмени. Затем семью Веретенниковых перевели в Барнаул Алтайского края. Затем в Абакан – Хакасию. И уже затем в Смоленск – такова судьба военных, колесить по просторам страны, меняя гарнизоны. Дочь Ирина поменяла семь школ! При этом училась на отлично.
В 50 лет Юрий Алексеевич уволился из рядов Вооруженных Сил и ушел в отставку. Было это в Смоленске. После отставки приехал с женой к родственникам в гости в Ростовскую область, в наш Аксай. Город очень понравился Веретенниковым. И они решили сюда переехать. И вот уже 17 лет Юрий Алексеевич и Галина Александровна Веретенниковы считают своим родным городом Аксай. Здесь живет их дочь с внуком. Глава семьи принимает активное участие в работе Совета ветеранов, патриотическом воспитании молодежи.
Елена СЕМИБРАТОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!