Встречаем Масленицу
Новость в рубрике: Даты, КультураС 20 по 26 февраля празднуем самый веселый и вкусный праздник в году. Ох уж этот запах свежеиспеченных блинчиков! Стопка золотистых и сладких блинов долго не нежится на тарелке – каждый разлетается в миг. Кто со сметанкой, кто с вареньицем, а кто и с чем посытней. Вот вновь можно испечь сладких солнышек, ведь впереди яркий и интересный праздник – Масленица, знаменующий о завершении зимы и начале весны. Этот праздник ассоциируется не только с блинами, но и с рядом различных традиций и обычаев.
Масленицу на Руси начали отмечать еще до принятия христианства, тогда это был языческий праздник, и назывался он Комоедица. Название происходило от печеных комов из гороховой муки, предшественников полюбившихся всем блинов. Круглые лепешки по форме напоминали солнце, что символизировало Бога. От того верили, что съеденная лепешка или блин принесет человеку частичку солнечного света и тепла. Тогда праздничная неделя начиналась в день весеннего равноденствия и была связана с культом просыпавшегося весной медведя. А проводившиеся тогда обряды были посвящены плодородию.
После принятия христианства масленичную неделю перенесли на последнюю неделю перед Великим постом, ведь свойственное празднику веселье не соответствовало обычаям поста. И вот уже на протяжении тысячи лет Масленица знаменует не только о смене зимы на весну, но и является подготовительным периодом к Великому посту.
Все семь дней Масленицы были богаты на яркие и звонкие гулянья и пышные застолья, объединявшие близких родственников, друзей и соседей. В каждый из дней соблюдались определенные правила и обычаи, сама неделя делилась на две части: Узкую и Широкую Масленицу. В первые три праздничные дня люди продолжали заниматься хозяйственными делами, а с четверга начинали праздновать широко: с песнями, плясками, играми и столами, полными скоромной еды.
Понедельник был «Встречей Масленицы». В этот день начинали печь блины, а первый приготовленный блин отдавали бедным и нуждающимся, чтобы помянуть усопших. В понедельник готовили и чучело: его делали из соломы и наряжали в старую одежду. После чучело провозили по деревне и выставляли на главной улице, вокруг него водили хороводы, плясали и играли вплоть до воскресенья. Также в это время возводили снежные горки и крепости.
Вторник называли «Заигрыш» и посвящали молодежи. Особое внимание в этот день уделялось сватовству, поэтому проводили смотрины невест, планируя уже после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.
Еще во второй день недели устраивались народные гулянья с катанием на санях, ледяных горках и каруселях. Катания с ледяных гор тоже служило добрым обычаем. Считалось, чем дальше удастся проехать с горки, тем длиннее уродится лен. А катались раньше большими компаниями на салазках или шкурах, ледянках в виде плетеной сетки или корзины. Лихие юноши могли скатиться с ледяной горки и на коньках или стоя, держась друг за друга. Такую забаву называли «кататься юром».
Среду именовали «Лакомкой», так как в дом приглашали гостей. Блины со сметаной, рыбой, икрой или сладкие блины, медовые пряники и пироги служили для них приятным угощением. Еще среда знаменита «тещиными блинами»: в дом приглашали на блины своих зятьев. В этот день также проводили конные бега и кулачные бои.
В Масленицу появился и обряд катаний. Так как праздник не обходился без поездок к родственникам, то катания на лошадях использовали как возможность приблизить весну. Люди стремились ездить вокруг деревни «по солнцу», словно по часовой стрелке. Они считали, что так помогут солнцу быстрее двигаться, значит, и весна быстрее наступит.
Четверг был «Разгуляем», именно в этот день начиналось празднование Широкой Масленицы. Веселые хороводы и частушки, игры в снежки и катание на санках, широкий пир знаменовали о продолжении раздольной Масленицы.
Одной из самых популярных масленичных игр было взятие снежного городка, готовились к ней основательно. Заранее выстраивали стены и ворота из снега и ставили на них фигурки различных животных. Участвовали в этой забаве юноши и мужчины. Они делились на две команды, одна из которых должна была взять крепость и разрушить ее, а другая помешать этому. В этой игре даже был специальный человек – городничий, который следил за ходом боя и объявлял победителя.
В пятницу была очередь тещи идти на блины к зятю, от того этот день и прозвали «Тещины вечерки». Раньше верили обычаю: пятый праздничный день мог решить судьбу семьи, ведь от него зависело, какими будут отношения в доме весь будущий год.
А в субботу невестки звали в свой дом сестер мужа и других его родственников. Они угощали гостей вкусными блинами, обменивались подарками, дабы задобрить родственницу. Суббота так и называлась – «Золовкины посиделки».
Последний день Масленицы перед Великим постом – «Прощеное воскресенье». В этот день было принято просить прощения у знакомых и родных, чтобы отпустить все обиды. В воскресенье сжигали ряженое чучело, что символизировало прощание как с зимой и холодами, так и со всеми неприятностями прошедшего года, а пепел рассыпали по полям. Еще в последний день Масленицы ходили в баню, чтобы встретить весну чистым, и на кладбище, чтобы помянуть усопших родственников.
Помимо этого, как в воскресенье, так и раньше, проводились ярмарки, на базарах ставили палатки, шатры, закусочные и распивочные, где продавались свистульки и различные лакомства. На таких ярмарках можно было отведать блинов с сахаром за небольшую цену.
По церковной традиции в воскресенье происходило заговенье, из-за чего в Масленицу не допускалось есть мясо, но разрешались остальные непостные продукты. Перед началом Великого поста люди старались досыта наесться, поэтому ели больше молочных продуктов, рыбы, яиц и, конечно, блинов.
Кроме запрета на мясо, в Масленицу не приветствовалось переедать, сквернословить, ругаться и завидовать. По народным приметам следовало привести в порядок дом, подготовиться к встрече гостей и самим ходить в гости, участвовать в гуляньях и застольях.
В прежние времена Масленицу отмечали с большой широтой и различием забав, хотя это был не просто праздник живота, богатый своими обычаями, который он унаследовал благодаря народным традициям и обрядам языческих праздников. Масленая неделя имела и глубокий духовный смысл и была поводом не только для массовых гуляний, но и возможностью примириться с родными, простить обиды и подготовиться к посту. Безусловно, в наши дни все известные обряды и обычаи уже не имеют прежней силы. Но они являются занимательным развлечением на городских ярмарках в конце холодной зимы, чтобы скорее встретить теплую весну. А румяная стопка блинов с обилием различных начинок остается полюбившейся традицией и по сей день.
Яна НАЗАРКИНА
КСТАТИ
Ежегодно в конце зимы на масленичную неделю в Старочеркасский музей-заповедник приезжают гости, чтоб принять участие в незабываемой культурной программе, посвященной масленичным гуляньям.
Еще с 90-х годов сотрудники Старочеркасского музея-заповедника совместно с администрацией Старочеркасского сельского поселения и сотрудниками сельского Дома культуры на территории станицы проводили мероприятия, посвященные проводам Масленицы. И по давней традиции обязательно сжигали чучело Масленицы, проводили беспроигрышную лотерею.
В настоящее время Старочеркасский музей-заповедник предлагает обширную развлекательную программу. Сначала на развлекательном интерактивном мероприятии гости принимают участие в конкурсах, играх под звуки русских народных песен. Проявив свою смекалку и ловкость, кружатся в хороводе. В ходе программы ведущие рассказывают об истории и традициях празднования Масленицы на Дону.
После веселья – мастер-класс. Своими руками участники делают из лоскутков ткани и ярких лент куклу (образ) Масленицы. Она олицетворяет, по преданию, благополучие и достаток семьи, защищая от темных сил, бед и напастей.
Завершается развлекательная программа, подготовленная Старочеркасским музеем-заповедником, сжиганием чучела Масленицы, символизирующего проводы зимушки-зимы и приход весны. Погружаясь в атмосферу праздника и веселья, дети с удовольствием принимают участие в программе и знакомятся с традициями наших предков, получая заряд бодрости и положительных, незабываемых эмоций.
В.И. Тимошенко, ученый секретарь Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!