«Сколько вешать? В граммах»
Новость в рубрике: КультураО развитии рекламы в России. Современную жизнь человека невозможно представить без рекламы. Реклама – это часть общечеловеческой культуры, которая развивается по своим внутренним законам.
В России реклама так же, как и в странах Западной Европы, стала развиваться рано. Первая реклама на Руси появилась в X и XI веках. Торговцы стали нанимать коробейников, которые сочиняли про товары небольшие стихи. На ярмарках продавцы приглашали «зазывал» – людей, которые громким голосом описывали товары, сообщали об их цене и зазывали покупателей. Выступления часто сопровождались музыкой и театральным выступлением. В этот период между многими торговыми людьми не считалось позорным преувеличивать качество своего товара. Большую роль внесли в формирование рекламной деятельности в ранний период народные картинки – лубки, которые еще называли пряжскими, или потешными листами. Такие рисунки печатали на деревянных дощечках-лубах и вручную раскрашивали.
В XVIII веке с помощью лубков торговцы рекламировали европейскую моду, предметы быта. Петр I постепенно ограничил их использование, был введен указ, по которому картинки – лубки – могли печатать только в типографии, а с 1822 года на них стала распространяться цензура.
В XIX – XX веках появляются новые изобретения человечества, такие как радио, кинематограф, фотография. Они изменили известную модель рекламы, сделали ее разнообразной, а главное, доступной огромному числу людей. Особую популярность приобретает жанр плаката, достигший своего расцвета именно в это время. Специально устанавливали афишные тумбы, на которых можно было наклеить сразу несколько плакатов. Во второй половине XIX века реклама в России стала более разноплановой. Появляются бюро, которые занимаются продвижением товара. Обычно эти учреждения создавали вывески и размещали объявления.
Вывески и листовки стали более яркими и высокого качества. В это же время стали популярны шрифтовые вывески, которые делали из дерева и металла. На улицах вывешивали большие плакаты с рекламной информацией. Развитие промышленности в России привело к появлению таких видов реклам, как фирменные марки, торговые знаки, этикетка, упаковка.
В России активно развивалась и витринная реклама. Витрина применялась для демонстрации как можно большего количества товара. Большинство магазинов располагалось в помещениях, не предназначенных для торговли. Торговцы объединили вывеску и витрину в единое целое, пытаясь найти оптимальную форму вывесочных щитов, чтобы наиболее удачно их развесить на фасаде здания. В XIX веке многие рекламные выставки не имели надписей. Вместо них крепились изображения продаваемого товара.
Изменения произошли после Октябрьской революции 1917 года, когда запретили частичную рекламу. Государство монополизировало рекламу, произошел резкий спад производства, многие предприятия были закрыты. В 1918 – 1920 годах в России была распространена устная политическая реклама. Это были митинговые речи, разнообразные агитационные лозунги, плакаты. Самый известный плакат того времени, созданный художником Дмитрием Моором, – «Ты записался добровольцем?».
В советский период реклама практически отсутствовала. Если и появлялись рекламные объявления, то они были просто рисованной информацией о товаре, а не конкурентной борьбой. В результате денег на советскую рекламу выделялось очень мало. Поэтому профессиональный уровень рекламы в Советском Союзе был низок, реклама была примитивная, например: «Пейте яблочный сок», «Пейте советское шампанское» и тому подобное.
Много сил и мастерства отдал рекламе В.В. Маяковский, который своими меткими стихами привлекал внимание покупателей к качеству товаров или рекламе торговых предприятий. Он способствовал появлению новой российской рекламы, которая была разнообразной, яркой и интересной.
Большое внимание уделялось оформлению товарной упаковки. Например, в качестве рекламы на упаковке сгущенного молока в 1934 году изображались дорожные машины. По решению наркома было принято изменить обертку, так как данная реклама не имела отношения к продукту. Была разработана хорошо известная нам бело-синяя этикетка, ставшая классическим оформлением сгущенного молока.
Вплоть до начала перестройки частная торговля была запрещена, а право на рекламу оставалось у государства. В газетах, журналах сообщили о новшествах советской промышленности. В магазинах раздавали листовки с рецептами, в которых использовались новые продукты. На радио и телевидении не было рекламных пауз. Первую рекламу выпустили в 1964 году, это было видео о консервированной кукурузе. В 1972 году Н.С. Михалков написал сценарий для ролика «Шоколад». Согласно воспоминаниям известного режиссера С.Ф. Бондарчука, первый ролик сняли в городе Ленинграде 1 апреля 1972 года. В этот день у граждан Советского Союза появилась возможность продегустировать только что появившийся воздушный шоколад.
После начала перестройки, в 1988 году, был принят закон «О кооперации», который вернул частную предпринимательскую деятельность. Реклама начала быстро возрождаться. Сначала в газетах «Известия» и «Правда» появляются небольшие рекламные объявления. Частные радиостанции транслируют много радиорекламы. В 1990 году на крышах многоэтажных домов появилась неоновая реклама «Coca-Cola». В Москве в этот период создали первые совместные рекламные предприятия «Северо» и «Трисса». Рекламные агентства России заключили долговременные договоры о сотрудничестве со многими известными зарубежными агентствами. Рекламные агентства стали появляться в других крупных городах России.
Основываясь на понятиях, принятых в международной рекламной практике, российский рекламный бизнес приобрел профессиональные навыки и профессиональное отношение к рекламному делу. Развитие экономики в России позволяет локальному рынку использовать современные виды рекламы так же, как реклама в Интернете, реклама на крупноформатных жидкокристаллических дисплеях, расположенных на улицах, и так далее.
В России на рынке рекламы окончательно укрепилась общая концепция рекламного бизнеса, по которой работает весь международный рынок. Тем не менее Россия сегодня имеет свое рекламное лицо, российские дизайнеры учитывают национальный колорит и вкусы покупателей. Российская реклама отличается от рекламы других стран. Наша реклама имеет свою национальную самобытность. В настоящее время в России сложился успешно развивающийся цивилизованный рекламный рынок, который имеет большое будущее.
А.В. Хорошко, заведующий отделом маркетинга Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
2 Комментарий на "«Сколько вешать? В граммах»"
Интересно, что в 95 году Старочеркасская приглашала в гости на свой праздник. Продавцы давали гарантию на свой товар — галоши, обращают внимание покупателя на отличительные особенности — государственный герб, фабричное клеймо, штемпель. Сейчас индивидуальные предприниматели тоже стараются сделать свою продукцию особенной, отличной от других — пакетики, оберточная бумага при покупке булочек, например, пирожных.
Интересно. Вспомнили дома рекламу 90-х- 2000-х. Сейчас такой нет. Яркая реклама была. Многие слоганы ушли в народ. «Не тормози- сникерсни», «Тетя Ася приехала!», «А теперь мы идем к вам!» и другие. Тогда это все новое было для нас. Не знала до этого материала из музея, что реклама банка «Ренессанс» является классикой жанра. «Матушка, до первой звезды…» про Суворова, «Пора собирать камни…» про Чингисхана и другие. Каждая реклама боролась за своего покупателя. Это уже история.