Что носили зимой казаки
Новость в рубрике: Всевеликое Войско ДонскоеВ Старочеркасском музее-заповеднике хранится женская и мужская зимняя одежда, которую носили наши бабушки и дедушки в незапамятные времена. Посмотреть можно на традиционную донскую шубу и элегантное женское пальто, и мужской тулуп с валенками, и разнообразные головные уборы.
Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их талантами. Народный костюм – это память, традиции, быт, история, мировоззрение определенного народа.
Велико и разнообразно культурное наследие казачества, накопленное веками, но время, особенно лихолетье 20-го века, не пощадило многого, традиционная казачья одежда почти исчезла из повседневной жизни.
Национальный костюм донских казаков уникален, не похож на костюм великороссов. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный. Тем самым костюм донского казачества сформировался в результате взаимодействия различных культур, что связано с особенностями ‘ возникновения и развития этого самобытного этнического образования. На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов.
Среди казаков зипун был самой популярной зимней одеждой. Зипун – это вид распашной одежды, полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными по рукавам и вороту контрастными шнурами из кожи. Как правило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, застегивающаяся справа налево на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: «По синю морю гулять, зипунов-то доставать». Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами.
Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Казачий кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц).
Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом, или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку.
Тулупы казаки носили русского образца. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон – валенный овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи.
Зимним нарядом казачки служила донская шуба, длинная до пят, азиатского покроя в виде запахивающегося халата, колоколом расходящимся книзу. Обычно шилась на лисьем или куньем меху с удлиненными рукавами и покрывалась красивой дорогой тканью: парчой, атласом (зеленого или синего цвета с черными узорами), тисненой узорной шерстью. Вся шуба вокруг подола, бортов и ворота, часто была оторочена мехом.
Для тех казачек, у которых были маленькие дети, крой был особый. Правая пола шилась длиннее, так как под полу клали младенца и прикрывали ею ребенка. В широкие рукава с оторочкой меха можно было прятать руки, чтобы согреть, и они создавали видимость муфты. По праздникам с шубой носили очень красивые шали. Богатые казачки надевали собольи шапки с одним четырехугольным бархатным верхом и жемчужными чикиликами.
Так же казачки носили белые овчинные «накрытые» шубы, отороченные по краям рукавов, по полю и низу узкой полоской курпея, то есть шкурой молодого ягненка. Казачки победнее носили овчинные шубы без оторочки, «нагольные», то есть некрытые. Они были предназначены для зимних уличных хлопот по хозяйству. Подпоясывали овчинную шубу вязаным шерстяным шарфом синего, зеленого или красного цвета.
Каждый день казачки носили кохты и плиски. Кохта – верхняя женская праздничная одежда для весны и осени из тканей фабричного производства на вате, стеганная с подкладкой. Представляла собой распашную одежду с цельной, расширяющейся книзу спинкой, с широкими полами и боковыми клиньями, длиной до колен. Ворот круглый, без воротника, рукава длинные, узкие. Застегивалась она на одну пуговицу, пришитую у горла.
Кохты по верхней поле и рукавам украшали плисом или нашивали поперек спины и полки ближе к подолу шелковую бахрому.
Плиска – верхняя женская одежда для зимы из плиса на вате с подкладкой, представляла собой пальто прямого покроя с круглым воротником, отделанное на груди черными лентами и кружевом.
Зимними головными уборами являлись шали и платки. Яркие шелковые и шерстяные шали с рисунком на красном, зеленом или белом фоне носили в праздничные дни, бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Н.О. Кукушкина, научный сотрудникСтарочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
3 Комментарий на "Что носили зимой казаки"
Как же казачки красиво одевались, умели же! И вкус, и цвет, и ведь сами всё шили, с душой
Красивые костюмы, тогда казачки их шили своими руками, и получалось очень красиво
какие прекрасные наряды были у наших предков. глаз любуется, особенно нравятся мне платки их и шапки с жемчужными чикиликами