Первый фейерверк в России в честь военной победы в городе Черкасске
Новость в рубрике: Избранное, КультураВ нашей стране часто организуются красочные зрелища – фейерверки, которые служат украшением особых
торжеств, народных и новогодних гуляний, свадебных торжеств. Большое значение
в общественном быту приобрели также праздничные иллюминации.
Красочный пуск фейерверков приносит в нашу жизнь тепло, радость, счастье, дарит положительные эмоции и заставляет улыбнуться.
Слово «пиротехника» происходит от греческих слов: «Пир» – огонь, «техне» – искусство. Искусство создания огня и управления им возникло еще в глубокой древности.
Первоначально фейерверки были изобретены в Китае в XII веке нашей эры. В Европе фейерверк впервые появился в Италии. В России мастера фейерверков появились в 1545 году при Стрелецком полку, а первый масштабный фейерверк был пущен в 1674 году в Устюге.
Голландский посол, будучи проездом в Устюге, решил поразить устюжан и устроил на берегу Сухоны необычное огненное диво – фейерверк. Однако горожане, собравшиеся на представление, приняли фейерверочные ракеты за дьявольских змей из преисподней и с дикими воплями и криками в страхе разбежались.
В эпоху Петра I фейерверки становятся неотъемлемой частью увеселений и торжественных событий.
Будучи еще молодым в возрасте 17 лет, Петр питал большое пристрастие к фейерверкам. Лично изготовлял фейерверочные фигуры и с участием окружавших его лиц сжигал их ради развлечения.
Позднее сам Петр заявлял, что если любимым развлечением его отца (Алексея Михайловича Романова) являлась охота, то он к этому развлечению интереса не имел. Особой страстью будущего императора являлось мореплавание и фейерверки.
Первоначально эффектные фейерверки устраивались молодым Петром в дни обычных тогда праздников – Рождество, либо Масленица.
В 1690 году по случаю Масленицы в подмосковном селе Воскресенском, на реке Пресне, состоялся праздник, на котором присутствовали члены царской семьи, бояре, служивые люди и простые горожане.
Праздник начался пальбой из пушек и парадом войск, а закончился устройством фейерверка, состоящего из двух отделений. Сначала зажгли фейерверк на переднем дворе Пресненского дворца, действие которого продолжалось в течение двух часов. Во время фейерверка был убит дворянин, на голову которого упала неразорвавшаяся ракета весом в пять фунтов (более двух килограмм).
Несчастные случаи, как и в наше время, были частым явлением, пиротехники постоянно получали сильные ожоги или ушибы.
Второе отделение состоялось на внутреннем дворе дворца, был сожжен приготовленный лично Петром фейерверк, действие которого продолжалось уже более трех часов.
В 1680 году в Москве было создано специальное ракетное заведение. Желая получить сведения о достижениях фейерверочного искусства и пиротехники за рубежом, Петр постоянно интересовался новейшей западноевропейской литературой. Для устройства фейерверочных зрелищ иногда привлекал иностранных специалистов, проживавших в Немецкой Слободе. Следует подчеркнуть, что русские пиротехники уже тогда умели, не ху- же «иноземных», изготовлять и сжигать фейерверки.
В 1693 году в дни Масленицы в селе Воскресенском были сожжены два фейерверка, один фейерверк был сделан русскими, другой – иностранными пиротехниками. Генерал-майор Патрик Гордон в своем дневнике писал по этому поводу: «Фейерверк, изготовленный и сожженный русскими пиротехниками, произвел в равной мере с другими превосходное впечатление на зрителей. В устройстве фейерверков активное участие принимал Петр, после троекратного залпа из 56 орудий вспыхнул белым огнем павильон князя Ф.Ю. Ромодановского».
В 1693 году, будучи в Архангельске, Петр устроил еще одно фейерверочное зрелище – плот в виде корабля, начиненный фейерверком. Корабль символически выражал любовь Петра к морю и его намерение приступить к созданию флота.
В конце XVII века резко изменился характер празднования государственных и общественных событий, что проявилось впервые в торжествах, организованных по поводу победы русских войск над турками в Азовскую компанию в 1696 году.
В результате этой победы возрос престиж России на международной арене, упрочилось ее положение на южных границах. И у людей окрепла надежда на успех борьбы русского государства за естественный выход к морским просторам. Петр счел необходимым всемерно подчеркнуть значение Азовской побе-ды, используя для этого разнообразные средства.
Уже на второй день после взятия Азова в лагере русских войск состоялось празднование – раздавались громовые раскаты пушечных и ружейных залпов. Даже на стругах производилась везде трижды заздравная радостная стрельба. Известный и ранее в русском государстве обычай отмечать отдельные события салютными выстрела- ми был исполнен тогда с особой торжественностью.
По пути возвращения в Москву некоторые полки во главе с Петром I и другими военачальниками остановились в столице Войска Донского – в городе Черкасске, где 18 августа тоже праздновали взятие Азова. В этот день, после обеда, который давал Петру донской атаман Фрол Минаев, был сожжен фейерверк, продолжавшийся до полуночи. Это был первый в истории России случай, когда наряду с салютными выстрелами был специально устроен фейерверк в честь военной победы.
Генерал-майор Патрик Гордон в дневнике 1696 – 1698 гг. пишет: «18 августа я рано поехал верхом в Черкасск и обедал с его Величеством и другими, у атамана Фрола Минаева. Вечером у нас был фейерверк, длившийся до полуночи, что побудило меня провести там еще всю ночь». Запись, сделанная Патриком Гордоном в своем дневнике, подтверждает факт пышного празднования победы над турками в столице Войска Донского.
В 2022 году наша страна отмечала 350-летие со дня рождения первого императора России – Петра I. В 2018 году, при формировании «Дорожной карты» празднования этой даты, Старочеркасский музей-заповедник выступил с инициативой проведения фестиваля фейерверков «Первый салют Петра I». Эта инициатива была поддержана Губернатором области В.Ю. Голубевым. В 2021 году Старочеркасский музей-заповедник вошел в Ассамблею Петровских музеев. Фестиваль фейерверков «Первый салют Петра I» вошел во Всероссийский план мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I.
9 июня в 2022 году в день рождения Великого Императора небо бывшей столицы Войска Донского озарилось салютными и фейерверочными выстрелами, как напоминание о великой русской победе Петра Великого и о новых вызовах за борьбу морских просторов.
30 сентября была по-новому организована в Москве торжественная встреча войск, возвратившихся из Азовского похода. По распоряжению Петра «Мастер Салтанов с товарищами» построил «нарядные триумфальные ворота», через которые проходили победители турок. Торжественное шествие войск неоднократно сопровождалось пушечными и ружейными салютами.
В первой четверти XVIII века фейерверки и иллюминации широко применялись для усиления праздничного характера публичных торжеств и одновременно в целях политической пропаган- ды. Наряду с этим, устройство фейерверков и иллюминаций было теснейшим образом связано с развитием художественной культуры. Созданию специальных фейерверочных декораций, подцвеченных живописных панно-транспарантов и других видов праздничного оформления, придавалось в то время исключительно большое значение, и этим занимались лучшие художники и архитекторы.
С другой стороны, часто возникавшая потребность в таких работах, производившихся в значительных размерах, способствовала росту художественных кадров. Богатый и разнообразный комплекс декоративных средств, создававшихся в честь знаменательных событий, культивировал новые художественные вкусы среди широких слоев горожан. Картины, представленные как в фейерверочных декорациях, так и в праздничном убранстве улиц и площадей, были светского содержания, рассчитаны на восприятие основных масс городского населения и отражали черты прогрессивного искусства того времени.
В период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. была восстановлена давно сложившаяся традиция салютовать пушечными выстрелами и устраивать фейерверки в честь военных побед. Салюты и неизменно соединяемые с ними фейерверки возвещали стране о славных победах, подчеркивали их историческое и государственное значение, служили выражением общего ликования народа и его благодарности героическим воинам.
В.И. Тимошенко, ученый секретарь Старочеркасского
музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!