Август – время подготовки детей к школьному сезону
Новость в рубрике: ЗдравоохранениеКакой ранец выбрать ребенку, как правильно выбрать школьную форму, как организовать рабочее место и питание школьника, на что обращать внимание? Эти и другие вопросы наиболее актуальны для родителей при сборах детей в школу.
В преддверии нового учебного года необходимо также правильно подготовить ребенка к школе, организовать его режим дня.
Наиболее важный и ответственный шаг – выбор школьной формы. При ее покупке важно помнить, что в этой одежде ребенок будет проводить пять-шесть, а то и больше часов. Поэтому в первую очередь школьная форма должна обеспечить сохранение детского здоровья.
Школьная форма – это одежда второго слоя. К тканям для изготовления школьной формы предъявляются следующие основные требования: биологическая и химическая безопасность, хорошая гигроскопичность, воздухопроницаемость, устойчивость окраски.
Школьная форма ребенка должна быть безопасной для его здоровья – это один из основных критериев при ее выборе. Требования к одежде детей и подростков определяются положениями технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011).
Перед выпуском в обращение на рынок детская одежда должна пройти оценку (подтверждение) соответствия в форме декларирования или сертификации, гарантирующее безопасность ткани, из которой сшито изделие. На изделие должен быть документ в виде сертификата или декларации о соответствии.
При выборе школьной формы необходимо внимательно изучить маркировку изделия, где должна содержаться следующая информация: место изготовления, название и адрес изготовителя, полное наименование конкретного изделия, состав ткани с разъяснением процентного содержания натуральных и синтетических волокон в ткани и в подкладке формы, инструкция по правилам ухода за одеждой.
Ткань, из которой сшита форма, должна хотя бы наполовину состоять из натуральных материалов. Лучше всего подходят для школьной формы хлопок и лен для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир – для зимы. Максимальный процент синтетических волокон в школьной форме – не более 55 процентов.
Форма с содержанием синтетических волокон более 55 процентов может быть дешевле, но на этом все ее достоинства заканчиваются. Несоответствие используемой школьной формы ее функциональному назначению, на фоне несовершенных в детском возрасте механизмов теплорегуляции и с учетом природно-климатических условий приводит к простудным заболеваниям, а снижение функционального назначения одежды первого и второго слоев – к кожной заболеваемости. Также при покупке изделия обратите внимание на запах. Наличие неприятного запаха может свидетельствовать о содержании в текстильных материалах вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани.
Помимо школьной одежды (особенно для школьников младших классов) важной составляющей является удобство и вес ранцев. Учебники и тетради целесообразно носить в ученическом ранце, а не в сумках, портфелях и тому подобном. Ношение книг и прочих школьных принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки.
Основные гигиенические требования к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набору, формату, переплету, к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления.
Родителям нужно помнить, что оптимальный вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся первых – вторых классов не должен превышать полутора килограмм, третьих – четвертых классов – двух килограмм, пятых – шестых классов – 2,5 кг, седьмых – восьмых классов – 3,5 кг, 9 – 11-х классов – четыре килограмма.
Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы.
Маркировка ученических ранцев, портфелей и рюкзаков должна со-держать информацию о возрасте пользователя.
Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов – не более одного килограмма.
Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) а также оформлены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине ребенка и равномерное распределение веса.
Требования, предъявляемые к размерам изделий для учащихся начальных классов, следующие: длина (высота) – 300 – 360 мм; высота передней стенки – 220 – 260 мм; ширина – 60 – 100 мм; длина плечевого ремня – не менее 600 – 700 мм; ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 – 450 мм) – не менее 35 – 40 мм. Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.
В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.
Ранец может иметь два отделения или одно отделение с карманом либо вкладышем: основное – для книг и тетрадей, меньшего размера – для ручек, карандашей и другого. Ремни на ранце должны иметь приспособления для регулировки их длины. Также следует обратить внимание на наличие светоотражающих элементов на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане. Школьника должно быть видно водителям автотранспорта в темное время суток.
Соблюдение режима дня – очень важный аспект в повседневной жизни школьника. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учебу. Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и тому подобное.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и тому подобное. Кровать у ребенка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Примерные нормы ночного сна для школьников: в первом-четвертом классе – 10 – 10,5 часа, пятом – седьмом – 9,5 – 10 часов, восьмом-девятом – 9 – 9,5 часа, 10 – 11 классе – 8 – 9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до двух часов.
Рабочий стол: правильно орга-низуйте рабочее место школьника – условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье. Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок – левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырек, абажур.
Питание: правильно организованный режим питания включает соблюдение времени приемов пи- щи и интервалов между ними. Промежутки между приемами пищи у школьников не должны превышать 3,5 – 4 часов. Для школьников ре- комендуется 4 – 5-разовое питание. Рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
Игры и прогулки: продолжи-тельность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3 – 3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа – у старшеклассников.
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро вносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.
А.В. Степанова, начальник территориального отдела
Управления Роспотребнадзора по Ростовской области
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!