«Силу дает нам земля», – так говорит фермер – аксайчанин Кремнев
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», АПК, ИзбранноеХлеборобу трудно угодить, какой год ни возьми. Особенно это касается года нынешнего. Что весна, что лето – не такие, как обычно, как хотелось бы. И осень тоже не такая. Ночью прохладно, днем жарко и ветрено, и это в октябре, еще и пыльная буря. То тут, то там возникают ландшафтные пожары.
А земледельцу работать надо. Много ли земли, мало ли – убирать пропашные и овощи, сеять озимые.
– Ну и что же, что не повезло с урожаем в этом году? Повезет в следующем! – объясняет свою невозмутимость руководитель ООО «Исва » Александр Алексеевич Кремнев из станицы Ольгинской. – У нас ведь зона рискованного земледелия, всегда можно ожидать какую-нибудь неприятность от природы, она словно стремится проучить людей, чтобы не почивали на лаврах после рекордного урожая.
Что правда, то правда. Уж кому-кому, а Кремневу эти тонкости хорошо известны. Стаж за плечами – более трех десятков лет. Включая девяностые годы, которые теперь принято называть лихими, но, отдадим должное, именно тогда, на изломе эпох, многое стало определяться: кто на что способен, кому какую дорогу в жизни выбирать, как ее осилить, как достичь поставленной цели. В общем, настоящий деловой от- бор произошел, и многим на пользу.
С моим сегодняшним собеседником, Александром Алексеевичем Кремневым, мы познакомились как раз в те самые девяностые, для кого-то лихие, а для него – еще и определяющие. Осенью 1996-го в совхозе «Пригородный» проходило общее собрание пайщиков, которое должно было решить судьбу проблемного сельхозпредприятия. Кремневу народ оказал доверие, выбрав его директором – его с 1985 года уже знали как совхозного агронома, успел поработать. У Александра Алексеевича диплом ученого агронома ДСХИ, что в Персиановке. Парень местный, сельский, хозяйство родное знает. Здесь корни его казачьего рода, здесь могилы его предков. Да и фермером успел поработать – как раз в 93-м создал свое КФХ. Фермер первой волны, таких осталось немного, но уж кто остался – тот человек серьезный, проверенный.
Следующие несколько лет руководил Кремнев «Пригородным», потом новым пред-приятием – СХПК «Колхоз «Восход». Пока не появился так называемый инвестор. Модное в те времена поветрие в сельском хозяйстве. Все пошло не так как мечталось и планировалось, и решив, что время расставит все по своим местам, вернулся Кремнев к самостоятельности. Работать на себя, а не на чужого дядю – именно эта идея и породила тогда всплеск фермерского движения. Правда, не все смогли использовать свободу себе во благо. Не думали, что свобода – это прежде всего осознанная ответственность. Перед собой, перед семьей, обществом, перед всеми.
– И с чего вы начинали?
– Да опять с нуля. Земли у меня было немного выделенной еще под то КФХ – 54 гектара в Рыкове, да около 90 отдали мне в аренду учителя и работники социальной сферы на землях «Пригородного». Три гусеничных трактора – ДТ-75, Т– 70, ЮМЗ, культиватор, сеялки. Что куплено, что по свалкам собирали, тогда там много всего валялось.
– Это какой был год?
– Двухтысячный. Миллениум. Пора надежд. Нового дыхания России…
Благодаря арендодателям появилась орошаемая пашня, занялся выращиванием картофеля и овощей. Сначала сдавал часть земли в субаренду, потому что силенок было маловато, потом постепенно перешел на самостоятельную обработку всей пашни.
Хозяйство, которым ранее руководил, меняя название и руководителей, угасало и сходило на нет, и станичники, видя результаты работы фермера, приходили и предлагали свои паи в аренду.
Выкупил разрушенный полевой стан третьей бригады «Пригородного, потихоньку его восстановил, построил склад.
Кремнев – старший с | Сын Александр. | Сын Владимир. |
внуками Михаилом, | ||
Святославом, Тимофеем. | / ФОТО из семейного архива |
Становление крестьянско-фермерского хозяйства – тема многоплановая, объемная. Кремнев рассказывает, как в начале нулевых годов все, кто работал на нашем аксайском левобережье, как один, взялись за картофель. Добывали семена, удобрения, вода в канале была, дождевалки тоже не простаивали, еще не износились те, блестевшие в солнечную погоду серебристыми водяными консолями. И опыта было не занимать – еще жили люди, при которых совхоз «Пригородный» имел статус семеноводческого овощеводческого и картофелеводческого. Проблем со сбытом не существовало никогда. Донская картошечка славилась не только в родных местах, но даже из Москвы приезжали за ней фуры прямо на поле. С севооборотом тоже проблем не было. Хватало пашни, чтобы не сажать картофель по картофелю. Зерновой клин составлял около 200 га. Скучать было некогда. Суток не всегда хватало.
В семье Кремневых подрастали сыновья. В двухтысячном году Вове было 14 лет, Саше – 8 лет. Старший, Владимир начал работать. Уже многое умел, ко всему новому стремился. Следил за качеством уборки картофеля, вывозил в свои четырнадцать на «Газоне» урожай с поля.
После школы пошел в институт, выбрал ДонГАУ, как отец. Отслужил в армии, а после окончания службы никуда уезжать не стал, пришел сюда же, в фермерское хозяйство.
Младший, Александр, хотел стать строителем, и стал им. В РИСИ поступил без проблем. День получения диплома, второе июля 2014 года, совпал с Днем рождения и плавно перешел в вечер проводов в армию…
Разными были годы. И удачные, и не очень.
Но пришел момент, когда картошку стало сажать не так выгодно, как раньше. Затра- ты ручного труда огромные, а цена реализации как была когда-то 15 рублей за килограмм, так и держится. О низких реализационных ценах, кстати, говорит на только фермер Кремнев. Производителю нужно, собрав урожай, не только с кредиторами расплатиться, но и с пайщиками, и на развитие хозяйства сумму предусмотреть. А не получается: дорожает все, кроме самой продукции.
Вот только любовь к земле остается неизменной…
Прошло более десяти лет. Казалось бы, что интересного в жизни обычной семьи Кремневых? Отец, как сельский местный житель, без своего дела просто жить не может.
– Земля, – говорит, – не отпускает, она силу дает, чувство счастья.
– Вот едем мы с женой по Ставрополью.Февраль, из окна машины видно, что на поле идет культивация.
Свежестью вешней земли пахнет. Ни с чем не сравнимый запах. Не могу смотреть равнодушно. Я весь там уже рядом с этим трактором …
Младший сын, Александр, ушел из прорабов, проработав на строительных площадках пять лет, пришел к отцу и бра- ту на землю, тут нравилось больше.
Человек по природе любознательный, Кремнев-старший еще в институте увлекся альпинизмом… Но в первый раз взошел на Эльбрус в 2011 году, в свои 50 лет, после большого перерыва. С тех пор старается каждый год хоть на неделю съездить в горы. Там, говорит, своя мудрость. Они силу дают. И уверенность. Ведь, как пел Высоцкий, лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал…Но об этом надо говорить отдельно. Александр Алексеевич пишет стихи, и, между прочим, неплохие, смело берется за любое новое дело, если оно представляет интерес.
– И какие планы на дальнейшее? – интересуюсь.
– Будем работать, как всегда. Плотнее заниматься овощами, они рентабельнее. А семья наша – мы с женой, сыновья, невестки, три внука и внучка – это большой дружный коллектив, в котором все друг друга любят, ценят и понимают. Не поверите – силы дает нам земля. Мы же, Кремневы, – местные, ольгинские…
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
1 Комментарий на "«Силу дает нам земля», – так говорит фермер – аксайчанин Кремнев"
здорово, когда семья вместе занимается одним делом, поддерживая друг друга, а тем более таким важным и благородным — выращивание культур