Школьная библиотека – место притяжения
Новость в рубрике: Даты, Культура, Молодежь, Образование, СемьяЗдесь всегда теплая атмосфера, которая вдохновляет на чтение книг. Библиотекарь – одна из древнейших профессий. Первые специалисты появились в 2500 году до н.э., когда фондовые хранилища представляли собой склад папирусных свитков и табличек из глины. Мастера хранения и ведения учета тогда назывались писцами. Слово «библиотека» впервые прозвучало в Древней Греции и означало оно – собрание книг. Трудились на этом нелегком поприще рабы.
– Особого внимания требуют и школьные библиотеки. Уверен, их место в современной системе образования может быть гораздо более значимым. Они должны стать для ребят точками притяжения, пространством знаний, а педагоги-библиотекари – авторитетными, знающими наставниками, активно участвующими в воспитательном процессе, – подчеркнул Президент РФ В.В. Путин на Заседании Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России 5 ноября 2024 года.
В Средние века инициативу перехватили монахи. Они занимались классификацией книг, следили за порядком в хранилище, переписывали церковные догматы. Первые крупные библиотеки появились в эпоху Возрождения. В России развитие профессии началось в 1307 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для кропотливой переписи греческих подлинников. В прошлом веке было очень почетно работать библиотекарем – на эту должность приглашали выдающихся ученых, поэтов, писателей. Например, библиотекарями были П.П. Ершов, И.А. Крылов, М.М. Пришвин, К.И. Чуковский.
Современная школьная библиотека тесно связана с цифровой трансформацией образования и имеет общие задачи по развитию информационной инфраструктуры в цифровой среде, ресурсному наполнению информационно-образовательной среды. Школьный информационно-библиотечный центр должен быть встроен в электронную информационно-образовательную среду школы, развивать свои цифровые сервисы, предполагающие переосмысление моделей деятельности школьной библиотеки в цифровой среде.
Библиотеки школ Аксайского района проводят работу по обеспечению необходимых условий для осуществления обучения, равноправного и открытого доступа к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатных, мультимедийных и цифровых, воспитательного процесса. Решают задачи формирования и развития мировоззренческого суверенитета, выполняя частные задачи по духовно-нравственному просвещению, информационно-методической и культурно-просветительской поддержке деятельности школы. Ежегодно школьные библиотеки проводят мероприятия (библиотечные уроки, выставки, акции, театральные постановки, конкурсы, концерты), приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, к памятным датам и событиям российской, региональной и местной истории и культуры, изучению творчества писателей и поэтов.
В 2025 – 2026 учебном году в образовательных организациях планируется внедрение сервиса «Универсальная библиотека цифрового образовательного контента». Сервис представляет собой онлайн-библиотеку с учебно-методическими пособиями, рекомендациями, видеоуроками, тестами для педагогов и обучающихся.
Школы и педагоги-библиотекари регулярно принимают участие во всероссийских конкурсах профессионального мастерства «Лучший школьный педагог-библиотекарь России» и «Самая читающая школа России». В прошлом учебном году в конкурсе принимала участие команда Рассветов-ской СОШ. Была представлена самостоятельно разработанная, успешно реализуемая практика по продвижению чтения в общеобразовательной организации в формате проекта «Читающая Школа: развитие интеллекта и творчества через книги». Рассветовская СОШ (куратор проекта – заведующая библиотекой Инна Геннадиевна Шибарова) стала победителем регионального этапа Конкурса. Данный проект представлял Ростовскую область на федеральном уровне. В этом учебном году от Аксайского района участвует СОШ п. Янтарный и заведующая библиотекой Анна Петровна Хамракулова.
Поздравляем с праздником работников школьных библиотек! Желаем здоровья, радости, добра, вдумчивых, умных читателей и высокой оценки вашего труда в соответствии с тем огромным вкладом, который вносят в дело просвещения и воспитания человека хорошая книга, сильная библиотека и главный библиотечный мудрец – школьный библиотекарь!
КСТАТИ
А что думают дети?
В преддверии Международного дня школьных библиотек корреспонденты медиацентра Рассветовской школы задали вопрос «А что для вас значит школьная библиотека?» ученикам разных классов.
Андрей Бандурин, 2 класс: «Я учусь в школе уже второй год и часто хожу в библиотеку. Там всегда много книг. Мне это очень нравится. Инна Геннадиевна вежливо помогает в выборе очередной книги, советует, что лучше почитать. Обычно я беру современные книги, но иногда попадаются книги советских времен, они очень старые, но такие же интересные. Часто проходят тематические выставки, конкурсы, стараюсь их не пропустить. Волшебное место! Каждый может найти увлекательные книги, посетить интересные мероприятия. Здесь всегда теплая атмосфера, которая вдохновляет меня на чтение книг!».
Михаил Гриненко, 4 класс: «Библиотека – это место, где хранится много знаний, там можно брать книги, чтобы учиться!».
Елизавета Хорева, 7 класс: «Библиотека с самого детства ассоциируется у меня с чем-то таинственным, словно дверь в другой мир, где каждая книга хранит свои секреты и истории. Атмосфера библиотеки неповторима. Здесь царит тишина, прерываемая лишь шелестом страниц и тихим перешептыванием читателей. Высокие стеллажи, уходящие в потолок, заполнены книгами самых разных жанров и направлений. Каждый раз, заходя сюда, я чувствую, как учащается мое дыхание от предвкушения новых открытий. Значимость библиотеки в моей жизни трудно переоценить. Это не просто хранилище книг, а настоящий центр знаний и просвещения. Здесь я нахожу для себя новых авторов, погружаюсь в увлекательные миры художественной литературы».
Дарья Завгородняя, 7 класс: «Библиотека для меня – это тихое место, где встречается прошлое и будущее. Здесь можно найти книгу на любую тему и вкус. Библиотека – это место, где можно уединиться с любимой книгой и своими мыслями, где могут собраться люди со схожими интересами».
Анастасия Шкуратова, 7 класс: «В жизни людей библиотеки существуют очень давно. Раньше книги были редкостью и ценились на вес золота. С развитием книгопечатания книг стало больше, люди стали грамотнее, появилась потребность в библиотеках. В настоящее время существуют городские, большие библиотеки. В каждой школе есть школьная библиотека. У многих людей есть домашняя библиотека. Кроме того, с развитием Интернета появились онлайн библиотеки. Каждый учебный год библиотека обеспечивает нас качественными, часто новыми учебными пособиями. Когда я училась в начальной школе, часто брала книги для младшего школьного возраста, чтобы получить навыки чтения и познакомиться с произведениями русских писателей. Библиотека – это наше все».
Дина Нестеренко, 7 класс: «Библиотека – это необходимое место для человека. Здесь он может узнать очень многое. В этом месте собраны все виды книг, которые можно взять прочитать абсолютно бесплатно. А книги для любого человека очень важны, так как оттуда мы берем и узнаем ценные знания. Еще в некоторых библиотеках есть курсы, которые помогают человеку понять, какой жанр ему подходит или получить дополнительную информацию. В библиотеке можно познакомиться с читателем со схожими интересами. И это хорошо: вы найдете себе собеседника и весело проведете время с человеком, похожим на вас».
Виктория Гуляева, 7 класс: «Библиотека – это огромный дом, где собраны разные книги, журналы, газеты, научная литература. В библиотеке можно читать, можно найти интересные книги и нужную литературу.В библиотеке стоит особенная тишина, и слышно только шорох переворачиваемых страниц. Каждая книга в библиотеке имеет свое место. И только библиотекарь может найти нужную вам книгу. Библиотека учит ответственности, надо рассчитать время для чтения книг, чтобы вовремя вернуть книгу. Благодаря книгам мы учимся правильно говорить и писать, правильно выражать свои мысли».
Гордей Смирнов, 8 класс: «В каждой семье есть домашняя библиотека – любимые книги. Сегодня найти нужную книгу стало очень легко: можно выбрать произведение любого автора, читать его на разных языках, в разных версиях и форматах. Также популярными стали аудиокниги и аудиобиблиотеки, и их нельзя недооценивать. Для меня библиотека – это не только место, где можно взять книгу на время. Это все хранилища текстов и звуков, которыми я пользуюсь каждый день. Библиотека – важная часть моей жизни. Я рад, что современные технологии дали нам новые возможности, о которых раньше даже мечтать не могли. С помощью технологий мы понимаем, что книга – это не просто слова на бумаге или в звуках, не только переплет и страницы. Книга – это целый мир смыслов, историй и жизней, которых даже не может быть в реальности».
Я.Ю. Фоменко, методист РМК Управления образования
Администрации Аксайского района


























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!