«Твоя мама родилась счастливой…»
Новость в рубрике: ВетераныВиктор Иванович Деревянкин воевал в составе Второго прибалтийского фронта. Победу в Великой Отечественной войне ковали и в тылу, и на фронте. Женщины и подростки сеяли и убирали хлеб, работали на производстве, проводили ночи у станков. Они недосыпали, недоедали, но снова и снова шли трудиться, поскольку отчетливо понимали, что их вклад в Победу над врагом имеет огромное значение. Сегодня мы склоняем голову перед всеми, кто приближал Победу. Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны представляют огромную ценность для всех послевоенных поколений, тем более, что мы еще имеем возможность услышать их из уст участников тех событий.
В тылу
Виктор Иванович родился в 1926 году в селе Таловка Кизляровского района Дагестанской АССР. В 1941 году он окончил семь классов неполной средней школы. Тогда казалось, что впереди целая жизнь. Он занимался борьбой и увлекался музыкой, осваивал игру на инструментах самостоятельно, подбирая любимые мелодии на баяне, гитаре, домре и других музыкальных инструментах. О том, как Виктор Иванович узнал о начале войны, он помнит до сих пор.
22 июня все жители Таловки были приглашены в клуб. Пришел туда и 14-летний Витя Деревянкин. Председатель сельского совета сообщил собравшимся о том, что на нашу страну напал враг. Из клуба все выходили молча. Труднее всего было женщинам, которые готовились проводить на фронт мужей, братьев, сыновей. Виктор был седьмым, самым младшим в семье. Он проводил на войну братьев, помог колхозу с уборкой урожая и заготовкой сена и отправился в город Орджоникидзе (Северная Осетия) учиться в ремесленном училище № 1 на электромонтера. Самых крепких и выносливых парней из числа учащихся решено было отправить в Кабардино-Балкарскую Республику рыть противотанковые рвы, чтобы остановить вражеские машины при наступлении. Глубина такого инженерного сооружения была три метра, а ширина равнялась длине танка.
– Жили мы тогда в землянках. Сами их выкопали, покрыли крыши. Спали на соломенных матрасах, да и подушки тоже были набиты соломой. Труд был тяжелый. С утра до вечера работали киркой и лопатой, – вспоминает Виктор Иванович.
Кормили юношей три раза в день. Армейскую кашу готовили в полевой кухне. Ударникам полагалась увеличенная порция, которую повар выдавал после предъявления талона, на котором была напечатана буква «У».
Виктор и его друзья решили немного схитрить. Они вырезали из картофелины печать, с помощью которой и сами превратились в ударников. Их уловка срабатывала до тех пор, пока повар не заподозрил неладное.
Окончив полевые работы, молодые парни вернулись в училище. Встреча с врагом у них произошла гораздо позже.
Заканчивал учиться Виктор уже в городе Ташкенте, куда его училище было эвакуировано. Там он успевал и на занятия ходить, и дежурным электриком на трикотажной фабрике работать. Учился он хорошо, трудился тоже. По окончании училища молодому специалисту был присвоен пятый разряд. Его ждала работа в Москве. В столице Виктору Деревянкину довелось принять участие в строительстве станции метро «Новокузнецкая».
Чудом остался жив
Осенью 1943 года Виктора Ивановича вызвали в Сталинский райвоенкомат г. Москвы.
– В армию идти готов? – спросил юношу военный комиссар.
– Готов!
– В авиацию пойдешь?
– Пойду!
Этот разговор, казалось бы, определил будущее красноармейца. Но судьба распорядилась иначе. И летчиком Виктор Деревянкин так и не стал. Он уже прошел медицинскую комиссию и начал посещать теоретические занятия, когда вышел приказ министра обороны, определяющий ряд критериев для отбора в авиацию, по которым Виктор Иванович не подходил.
Электромонтер был направлен город Чебаркуль Челябинской области в школу младшего командирского состава. В военном лагере Виктор Иванович освоил военно-прикладную науку, научился владеть оружием. Он понимал, что ему предстоит бороться с врагом и подходил к обучению серьезно. Война ошибок и невыученных уроков не прощает.
…Новоиспеченный необстрелянный ефрейтор Виктор Деревянкин вместе с сослуживцами из Чебаркуля прибыл в Латвийскую Республику. Их высадили в 60 километрах от передовой Второго Прибалтийского фронта. Добираться до воинской части пришлось пешком.
В подразделении Виктора Ивановича назначили командиром расчета станкового пулемета «Максим». В перерывах между боями красноармейцы дежурили в окопах. В минуты затишья они вспоминали дом, семью, рассказывали о том, как воевали. Разговоры были разными. Как-то Виктора Ивановича спросили: «А что, если возьмут в плен?». На этот вопрос он, не задумываясь, ответил, что живым врагу не сдастся.
Среди бойцов были ребята из многих уголков страны, разных национальностей, профессий, званий, должностей и при этом жили дружно и помогали друг другу.
– Помню, как нам доставляли фронтовую кашу. Красноармеец полз по-пластунски и тащил бидон с пищей. Он всегда говорил нам: «Война войной, а обед по расписанию. А ведь он каждый раз рисковал своей жизнью, чтобы нас накормить», – рассказывает ветеран.
Пулеметный расчет ефрейтора Деревянкина прикрывал наступление советских солдат. «Максим» перемещался по линии фронта вместе с бойцами, постоянно меняя местоположение. Немцы лупили по нему из миномета. Но расчет Виктор Деревянкина продолжал упорно идти вперед.
– Наши войска освободили города Эргли, Себеж, железно-дорожный узел Резекия и замедлились в 70 – 80 км от Риги. Немцы отступили и заняли возвышенность, а мы остались на низменности, легко простреливаемой немцами. Выгодная позиция врага усложняла проведение наступательной операции в направлении Риги. В сентябре 1944 года во время боя наш расчет был ранен – немецкая мина разорвалась рядом. Взрывной волной меня отбросило от оружия, – вспоминает ветеран.
Когда Виктор Деревянкин пришел в себя, обнаружил, что осколки серьезно повредили предплечье правой руки, задели голову. Он истекал кровью. Солдат, копавший неподалеку окоп, бросился на помощь к раненому. Он перевязал Виктору Ивановичу раны. Немного отдохнув, наш герой стал пробираться ползком в сторону леса. Добравшись до спасительной чащи, он смог встать на ноги. В это время немец, вероятно, заметивший бойца, открыл минометный огонь. Жизнь ефрейтора была на волосок от смерти. Его спас окоп, который, к счастью, был совсем рядом. Виктор Иванович с большим трудом спустился в спасительный ров и стал ждать, когда миномет утихнет. Там он нашел книгу на немецком языке. Наверное, ее читал немецкий солдат в перерывах между боями.
После того, как стрельба прекратилась, раненый боец смог добраться до воинской части. Там ему оказали первую помощь и отправили в прифронтовой госпиталь. Врач, удаливший осколок из области виска, сказал тогда Виктору Ивановичу, что его мама родилась счастливой. Выжить после такого ранения трудно. Он даже привел пример того, как осколок, лишь слегка задевший висок офицера, лишил капитана жизни.
Победа!
Долечивать раны ефрейтору пришлось в госпиталях Ленинграда и Тбилиси. В Грузии его оперировали. Собирали раздробленную руку по кусочкам, удаляли осколки. Один из кусочков металла удалять не рискнули, оставили «на память». Только спустя некоторое время, когда Виктор Иванович снова сломал руку при падении в гололедицу, фрагмент немецкой мины все же извлекли. В Тбилиси ему присвоили вторую группу инвалидности и демобилизовали из армии.
Победу ветеран войны встречал в Орджоникидзе. Там жили его сестра и брат, офицер погранвойск. Вот как это было:
– Ночью я услышал крики, шум, стрельбу. Пошел узнавать, что случилось. Оказалось, Победа! Я потом еще долго ходил на вокзал, встречал поезда с фронта.
После войны Виктор Иванович поехал в Ростов учиться в Ростовском индустриальном техникуме Министерства трудовых резервов на электрическом факультете.
С тех пор из области он не уезжал. А с 1950 года живет в Аксае. На его глазах город восстанавливал разрушенное хозяйство, рос и развивался. Трудовой стаж ветерана 51 год 10 месяцев. Большую часть времени он работал в Ростове. Приходилось добираться до донской столицы на электричке, а порой и пешком по рельсам идти. В то время электропоезд ходил не часто. Утром туда, вечером – обратно. Опоздал – добирайся как можешь. Но Виктор Иванович совсем не жаловался на жизнь. Он не привык сидеть без работы, несмотря на то, что после ранения не мог полноценно использовать правую руку.
Долгое время воспоминания о войне тяжелым грузом лежа- ли на сердце Виктора Ивановича. Он не мог говорить о том, что пришлось пережить. Спустя долгие годы все же решился рассказать о своем участии в боях – записал на бумаге. С тех пор эти воспоминания бережно хранятся в семье.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!