Становление системы местного самоуправления продолжается…
Новость в рубрике: ДатыОт Древней Руси – к современной России. Василий Юрьевич поздравил с профессиональным праздником глав городов и районов Ростовской области, поблагодарил их за работу. Он отметил, что в Ростовской области свыше 11 200 служащих, более 4 000 человек являются депутатами представительных органов власти.
Перед муниципальной властью стоит ряд важнейших задач, решение которых осложняется пандемией. В этих непростых условиях муниципалитеты обеспечивают бесперебойную работу медицинских учреждений, безаварийную непрерывную работу всех служб жизнеобеспечения, проводят информационно-разъяснительную работу с жителями по профилактике коронавирусной инфекции, принимают необходимые меры безопасности и правопорядка, осуществляют мониторинг всех прибывающих из мест с неблагополучным сценарием распространения COVID-19. Губернатор Ростовской области также коснулся темы благоустройства населенных пунктов. Хорошие возможности для этого предоставляет конкурс проектов инициативного бюджетирования.
– Инициативное бюджетирование – одно из немногих направлений, которое не будет секвестировано в нынешних условиях экономии бюджета. Органам местной власти надо максимально сконцентрировать усилия, чтобы эти проекты были завершены до 1 октября, – уточнил задачу Василий Юрьевич Голубев.
Во время встречи Губернатор Донского края отметил, что ежегодно в торжественной обстановке вручаются награды победителям Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». В условиях пандемии это мероприятие решено было отложить.
В Древней Руси становление системы местного самоуправления происходило в вечевой форме управления, которую по своей сути можно считать непосредственной и представительной демократией. Прообразом самоуправления в России можно считать организацию власти в древнерусских городах (Новгород, Псков и так далее). Городское вече (сход жителей) обладало большими правами, включая право приглашения князя, выполнявшего только функции военачальника. В сельской местности издревле существовала крестьянская община на базе общей (общинной) земли, которая могла перераспределяться между ее членами.
Однако со времен Ивана Грозного, уничтожившего в 1570 году Новгородскую и Псковскую республики, и вплоть до 1917 года в России господствовала жесткая система централизованного государственного управления, основанная на царской власти. Позднее выборное начало в местном управлении было вытеснено аппаратно-бюрократическим. При Петре I в Москве была учреждена бурмистрова палата (ратуша), а в прочих городах – земские избы и выбранные бурмистры. Однако после смерти Петра стала вновь использоваться система назначения чиновников.
Следующий важный шаг в сторону самоуправления был сделан при Екатерине II, принявшей специальный акт «Грамоту на права и выгоды городов Российской империи». Появились губернские и уездные дворянские собрания, городские думы, приказы общественного призрения, земские суды. Однако становление системы местного самоуправления, как и прежде, строилось по сословному принципу и функционировала она под строгим контролем государственных чиновников. После завершения правления Екатерины процесс снова пошел вспять.
Вехами в развитии местного самоуправления в России оказались земская (1864 год) и городская (1870 год) реформы Александра II.
Новая попытка проведения реформы — становление системы местного самоуправления — была предпринята после Февральской революции 1917 года. 21 мая 1917 года Временное правительство России приняло пакет законов о земской и городской реформе. Однако довести до конца эту реформу не удалось. В 1925 году было принято Положение о городских советах, а в 1926 году – Положение о местных финансах, которые четко определили компетенцию и финансовые ресурсы местных советов в хозяйственной сфере. В 1927 – 1928 годах в СССР начался новый период развития, период «великого перелома» и ускоренной индустриализации, характеризовавшийся резким усилением централизации хозяйственной жизни. Была проведена административно-территориальная реформа, вместо сельских волостей и уездов созданы более крупные районы, лучше приспособленные для централизованного руководства. Все зачатки самоуправления в городах и в деревне были ликвидированы, а там термин надолго исчез из употребления.
Вновь установившаяся жесткая централизованная система руководства была закреплена Конституцией СССР 1936 года и сохранилась почти без изменений до конца 80-х годов. Интерес к идее местного самоуправления вернулся с началом перестройки, во второй половине 80-х годов XX века. В апреле 1990 года был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Впервые было законодательно закреплено понятие коммунальной собственности.
В июле 1991 года был принят российский Закон «О местном самоуправлении в РСФСР». Эти Законы позволили начать становление системы местного самоуправления на новых принципах, при демократических, альтернативных выборах и в условиях многопартийности. Система исполкомов с коллегиальной ответственностью за принимаемые решения была заменена системой глав администраций, действующих на принципах единоначалия. Однако сохранялась система вышестоящих и нижестоящих советов. Закон детально регламентировал все полномочия совета и администрации каждого уровня. Глава администрации назначался главой вышестоящей администрации, хотя и с согласия совета.
В условиях радикальных экономических реформ начала 1990-х годов, приведших к резкому ухудшению условий жизни населения, и при отсутствии необходимой правовой, экономической и финансовой базы демократически избранные советы неизбежно вступали в конфронтацию с органами исполнительной власти. Все это закончилось известными событиями октября 1993 года, после которых советы всех уровней были распущены.
Переходный период до конца 1995 года характеризовался доминированием исполнительной власти. Лишь в некоторых регионах были избраны по временным положениям представительные органы местного самоуправления с весьма ограниченными полномочиями.
Только после принятия в 1995 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началось возрождение местного самоуправления в России. Были избраны новые органы местного самоуправления. В конце 1995 года Правительством РФ была принята Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. После выполнения ее основных мероприятий в 1999 году принята вторая программа – Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. В том же году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления.
В 1999 году Указом Президента РФ были утверждены Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти были созданы Совет по местному самоуправлению в РФ, возглавляемый Президентом России, и Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве РФ. В то же время практика реализации местного самоуправления выявила ряд серьезных недостатков и нерешенных проблем.
С 2002 года в России началась административная реформа, призванная повысить эффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко разграничить между ними полномочия и ответственность, привести финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. Существенным ее компонентом стала реформа местного самоуправления. В 2003 году был принят новый Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который должен был вступить в силу с 1 января 2006 года. В дальнейшем в него было внесено множество изменений и дополнений, в том числе срок вступления Закона в полную силу был отодвинут на 1 января 2009 года в связи с финансовой необеспеченностью и неготовностью вновь образованных муниципальных образований (особенно сельских поселений) к его реализации.
Реформирование и становление системы местного самоуправления в современной России, фактически начавшиеся с 1990 года с принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», продолжается и в настоящее время, объединяя в себе элементы и преимущества как государственного, так и общественного самоуправления.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!