И в этом память о войне
Новость в рубрике: Защита Отечества, Избранное, СемьяПамять о войне – это, прежде всего, память о людях: о тех, кто воевал, кто не вернулся из боя, кто держал в стране «второй фронт», работая для будущей Победы. Теперь время бесстрастно отсчитывает десятилетия уже от конца Великой Отечественной. Для участников эта война стала и памятью о юности, и самым нестирающимся переживанием за целую жизнь – главным из всего, что было. Четыре года между жизнью и смертью, когда каждый день, каждый час мог стать последним, были бесконечно долгими. Не всем посчастливилось дожить до светлого Дня Победы – они навсегда остались на полях сражений.
А еще память – это и бережно сохраняемые пожелтевшие фотографии, и треугольники солдатских писем – бесценные документы истории Великой Отечественной войны, а также оружие и техника военных лет.
Все эти раритеты сейчас можно встретить в военно-исторических музеях, комнатах боевой славы. Многие коллекционируют военные предметы, а кто-то посвящает всю жизнь тому, чтобы их отреставрировать. В Аксае семья Борщевых – тому пример.
Семья Борщевых из Аксая восстанавливает раритетные мотоциклы Великой Отечественной войны.
Александр Матвеевич и Роман Александрович Борщевы – отец и сын, страстно увлеченные восстановлением старой техники. Из-под рук мастеров вышли мотоциклы военных лет, причем иностранного производства. Вся эта техника удивляла посетителей различных выставок, а за свой кропотливый труд и максимально приближенный к оригинальному вариант техники Борщевы не раз получали первое место. Их мотоциклы не
только идеальны внешне, они еще и на ходу. На небольшие расстояния владельцы едут на выставку на мотоциклах, удивляя прохожих. Александр
Матвеевич для создания полной картины надевает форму военного времени.
Александр Матвеевич – профессиональный водитель, причем невероятно талантливый. Он способен собрать любую технику, понимает, где и как должна стоять та или иная деталь. Однажды он решил купить своему сыну-подростку подержанный отечественный мотоцикл. «Ковровец» нужно было довести до ума, отремонтировать, поменять кое-какие детали. Но Александр Матвеевич не стал делать это самостоятельно, он включил в работу сына. Роман поездил на этой технике и уже стал засматриваться на другую «машину». На этот раз отец купил ему «Чезет», выпущенный в чешском городе Страконнице. И этот транспорт требовал обновления некоторых составляющих. Расчет отца был верным, сын увлекся техникой.
И вот однажды Александр Матвеевич разговорился с коллегами. О чем еще могут вести беседы шоферы? О транспорте, конечно. Так вот один из водителей рассказал Борщеву о том, что в хуторе Каменнобродском есть необычный «зверь», приручить который под силу только настоящему профессионалу. Оказалось, что у одной вдовы остался от мужа немецкий мотоцикл BMW R35. С него все и началось. Отец и сын стали восстанавливать машину. Что-то ставили оригинальное, что-то – нет. Как-то раз о том, что Борщевы восстанавливают раритет, прослышал человек, хорошо раз- бирающийся в этих вопросах, знающий такую технику от и до. Стоит отметить, что таких людей на самом деле не так много, и они практически все друг друга знают. Так вот этот человек приехал в Аксай посмотреть на мотоцикл. Он остался недоволен работой, поскольку BMW не был максимально приближен к оригиналу.
Борщевы крепко задумались над его словами. Поразмыслив, они решили добиваться максимального сходства с оригиналом и приступили к поиску деталей. Работа эта очень сложная и весьма кропотливая. Достать те самые запасные части было нелегко. Знакомства с единомышленниками, блошиные рынки, сарафанное радио – в ход шли все способы. Работа велась медленно, но верно. Александр Матвеевич и Роман Александрович восстанавливали технику и уже посматривали на другой экземпляр. Боевой BMW R35 был максимально приближен к оригиналу, хорошо шел по до-роге. Борщевы его продали.
«Харлей джи-ди» раздобыли не без труда. История была довольно необычной. Хозяин отказывался продавать мотоцикл, предлагал только обмен. У Борщевых был мотороллер «Муравей». На семейном совете решено было пожертвовать им ради «американца». Специально для обмена отец и сын поставили новый двигатель. Транспортировали «Муравей» с помощью «Волги», погрузив переднее колесо в багажник легкового автомобиля. Добрались до дома хозяина «харлея», очистили мотороллер от грязи и пыли, Александр Матвеевич эффектно подъехал к дому на сияющем мотороллере, и обмен состоялся. Началась работа по восстановлению «американца». Александр Матвеевич рассказывает, что этот раритетный экземпляр восстановить было легче всего. Таких мотоциклов в сельской местности было много. И Борщевы добились блестящего результата. Мотоцикл попал в Россию в 1942 году по ленд-лизу как помощь воюющему Союзу. В Подмосковье к «харлеям» добавляли коляски, вооружали пулеметом, и они отправлялись воевать с немецкими захватчиками. Однажды, в начале двухтысячных, на одной из выставок к «харлею» подошел пожилой мужчина и стал уверенно крутить рычаги. А.М. Борщев был удивлен такой смелостью.
– Хотите, я вам покажу, как с ним обращаться, – предложил Александр Матвеевич.
– Нет, это я вам покажу, – неожиданно ответил посетитель выставки. Оказалось, что к мотоциклу подошел участник Великой Отечественной войны. Он пришел показать внукам единственный восстановленный на юге «харлей». Именно на таком «боевом коне» ему довелось воевать. В 1943 году экипаж мотоцикла нарвался на вражескую мину. В живых остался только один человек, ему оторвало руку, посекло осколками правый бок, он долго лечился в госпиталях, а потом был демобилизован. Разговор с ветераном длился два часа, но запомнился Александру Матвеевичу на всю оставшуюся жизнь.
Следующий мотоцикл был куплен в Каменске-Шахтинском. Это по сути была груда металлических деталей, из которых Борщевы собрали настоящий раритет, редкую машину – немецкий «Цундапп», выпущенный в городе Нюрнберге. Эта машина доводилась до ума 25 лет.
– Не удивляйтесь, для антиквариатов это не срок. Вы только представьте, сколько деталей в каждом мотоцикле, каждую надо найти, понять, куда она должна быть вставлена. Если мы не могли найти нужную деталь, обращались к токарю, он вытачивал ее по образцу. Все уже имеющиеся детали отмывались, подвергались пескоструйной обработке. И так с каждым мотоциклом, это долгий процесс, – говорит Александр Матвеевич.
«Цундаппы» выпускались в нескольких видах, аксайчане восстанавливали «слона». Так прозвали солдаты немецкий Zundapp KS750, мотоцикл, окрашенный в песочный цвет. Сами мотоциклы стали производить еще в 1939 году, каждый опытный образец испытывали в австрийских Альпах. Технику для армии Роммеля, воевавшего на севере Африки, поставляли самую мощную, сбрасывали ее с самолетов, а после поражения мотоциклы на кораблях доставляли на Восточный фронт. Перекрашивали их прямо в пути, некоторые модели попали в СССР в оригинальном песочном цвете. Зимний камуфляж солдаты создавали при помощи мела и извести. Это был настоящий железный «зверь», вездеход, способный преодолевать значительные расстояния по бездорожью. Африканские модели, в отличие от тех, что предназначались для Западного фронта, имеют ряд особенностей, которые сразу же отметит мотолюбитель. Например, мотоцикл оборудован гидравлическими тормозами коляски и заднего колеса, а переднее колесо – тросовым тормозом, дополнительные сальники есть и на ведущей, и на ведомой шестерне, есть и дополнительные фильтры, которые защищают от попадания песка в важнейшие детали. Мотоцикл имеет восемь передач вперед и две назад через демультипликатор. Такие новшества не применялись в мотостроении ни до, ни после выпуска «слонов». На тяжелых «цундапах» во время войны передвигались мотопехотные войска, перевозились боеприпасы, эвакуировались раненые и даже транспортировались пушки. Сохранились фотографии и видеокадры, на которых «цундаппы» едут по оккупированному Ростову.
После разгрома фашистской Германии мотоцикл использовался в нашей стране как мирное транспортное средство.
Потом у Борщевых были еще два BMW – R75 и R12. 75-й наряду с Zundapp был разработан специально для военных нужд. Он являлся одним из основных мотоциклов Германии во Второй мировой войне. Им комплектовались различные соединения вермахта – пехотные и танковые корпуса, мотоциклетно-стрелковые части, полевая жандармерия, санитарные батальоны и полиция. Эта модель была выпущена специально для войск генерала Роммеля, воевавших в Северной Африке, и получила название «Сахара». Закрытый кожухом двигатель, фильтры особой конструкции и многое другое свидетельствуют о том, что мотоцикл предназначен для действий в пустыне.
– Когда войска Роммеля были разгромлены, оставшуюся технику вывезли транспортными судами в Италию, а оттуда она была переброшена на Восточный фронт, где дела Гитлера обстояли плохо. Этот мотоцикл был перекрашен в защитный темный цвет, но в процессе реконструкции мы обнаружили фрагмент с оригинальной краской. С помощью компьютера точно восстановили оттенок, и сейчас эта «Сахара» окрашена в точно такой же цвет, как на заводе BMW.
Из немецкой техники и мотоцикл NSU 601TS. Это была гражданская модель, выпускавшаяся всего два года с 1938 по 1939. Транспорт мог разгоняться до 105 километров в час. В годы Второй мировой войны мотоцикл приспособили под военные нужды. Организаторы различных выставок отмечают, что эти мотоциклы сегодня достаточно редко можно увидеть. Интересно, что немецкая компания NSU Motorenwerke AG просуществовала с 1873 по 1969 год и была приобретена концерном Volkswagen Group. И этот мотоцикл отец и сын Борщевы восстановили полностью.
Для того, чтобы найти оригинальные детали, Роман даже отправился в Европу. На российских «жигулях» они с женой проехали по дорогам Германии и Польши. Там, на барахолках, они смогли найти, к примеру, поршни и кольца для двигателя «Цундаппа», покрышки для колес.
Единственный мотоцикл, который до сих пор не могут восстановить Александр Матвеевич и Роман Александрович, английский ARIEL, 1914 года выпуска. Еще до революции его купил один купец во Владимире. В 1917 году он сбежал за границу, а мотоцикл отдал своему кузнецу. Во времена советской власти транспорт попал к сотрудникам ОГПУ. Когда покрышки на мотоцикле от долгой езды износились, сотрудники вернули мотоцикл кузнецу, к Борщевым он попал от его праправнука. 20 лет он ждет своего часа. Но вот где достать детали к этой столетней машине? Пока это остается загадкой. Слишком уж редкий экземпляр – этот мотоцикл.
Для раритетной техники у Борщевых выделена целая комната в доме. Они очень уж берегут аутентичный транспорт. Ему нужна чистота, тепло и сухость.
А еще Александр Матвеевич пишет стихи о войне, о том тяжелом времени, о тяготах, о воле к победе, о надежде, вере и, конечно, о «железных конях», которые были непосредственными участниками сражений:
«Мы за солдата замолвили слово,
Неоспоримо, солдат – наш герой,
А мотоцикл, он ведь тоже участник,
Только железный мой конь вороной.
Сколько ушло их на фронт в сорок первом,
Были отряды, взвода и полки М-72 и ТИЗы,
Своим маленьким телом тоже решали исход войны.
Я бы им поставил памятник бронзовый,
Тем, что дошли до нашей поры,
Тем, что отправлены были с заводов
Немцев громить на дорогах войны…»
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!