Трудно переоценить роль музыки в развитии и воспитании детей
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, Конкурсы, ОбразованиеПреподаватель музыки аксайской гимназии № 3 Кристина Юрьевна Галицкая в этом году представляла Аксайский район в конкурсе «Учитель года Дона – 2021» в номинации «Педагогический дебют». Она попала на областной этап после победы в муниципальном конкурсе в 2020 году. Пандемия внесла коррективы в жизнь всей страны, и педагог целый год ждала регионального испытания.
Педагогический дебют оказался весьма успешным, ярким. Кристина Юрьевна стала одной из пяти победителей первого этапа финала конкурса, а ее учительский сайт был признан самым лучшим.
Как признается учитель музыки, ей понравилось участвовать в конкурсе. Это был новый, познавательный и интересный опыт, возможность проверить свои силы и способности. Да, это были бессонные ночи, работа до позднего времени, но это оказался увлекательный процесс, который принес хорошие результаты.
Кристина Юрьевна пришла работать в гимназию три года назад после окончания сразу двух учебных заведений. Параллельно она обучалась в Донской духовной семинарии на регентском отделении и Ростовском колледже искусств на кафедре хорового дирижирования.
– Когда я пришла на собеседование, директор гимназии, тогда это была Тамара Марковна Полтавская сказала, что в учебном заведении хотят организовать хор. Меня, как дирижера хора, это привлекло. С одной стороны, очень хотелось реализовать этот проект, а с другой – было немного боязно, думала: справлюсь ли я? Но меня вдохновили дети. У них было столько радости в глазах, ожидания чего-то радостного и интересного. Маленькими шажками, от занятия к занятию у нас все получилось. С каждым годом я убеждаюсь в том, что главное на занятиях – это желание детей, – говорит педагог.
Первое, что сделала педагог на пути к созданию хорового коллектива, пригласила детей на прослушивание. Пришло довольно много желающих.
– Я понимала, что на занятиях нужно будет совмещать развитие музыкальных способностей, обучение нотной грамоте и разучивание песен. Нашему коллективу около трех лет, я радуюсь успехам хористов. Они добросовестно трудятся на занятиях, вместе идут к своей цели, вместе хотят достичь успеха, – отмечает К.Ю. Галицкая.
Когда хор успел разучить только всего одну песню, руководство гимназии решило отправить его на муниципальный конкурс. Конечно, дирижер хора очень волновалась. А вот артисты – нет. Они шли на сцену с радостью. Да и песня у них была задорна и веселая «Да здравствует сюрприз!». Сюрпризом стала победа в этом конкурсе. Хор гимназии завоевал гран-при. Успех вдохновил ребят. У них появилось желание идти дальше, работать и репетировать.
– Хор – это не только развитие музыкальных способностей. Это общение, это умение слушать и слышать других, это сплоченная команда, у которой есть одна общая цель, – отмечает Кристина Юрьевна.
Она старается, чтобы ребята дружили друг с другом. Для того, чтобы эта дружба крепла, учитель придумывает всевозможные варианты совместного времяпрепровождения вне занятий. Она организовывает поездки и чаепития.
Важной частью хора стали дети с ограниченными возможностями здоровья. Кристина Юрьевна пригласила ребят в коллектив. Они чувствуют дружескую поддержку артистов, вместе с ними поют и выступают на сцене. Хор объединяет и учеников, которые учатся в разных сменах и не встречаются друг с другом на переменах, а также школьников разных возрастов.
– Хоровые коллективы принято делить на старший и младший. Это связано с постепенным развитием голосовых возможностей, психофизиологическими особенностями детей. Я решила провести педагогический эксперимент и на некоторых занятиях объединить младшую и старшую группы хора. Я вижу, как младшие тянутся к старшим, как они стараются петь так же, как они, как ребята постарше заботятся о маленьких, подсказывают им. Идет процесс духовно-нравственного воспитания, когда участники хора стараются быть полезными друг другу, – рассказывает Кристина Юрьевна.
Воспитательную функцию несет и сайт педагога (https://www.kgalitskaya.com). Тот самый, который был признан лучшим на областном этапе конкурса «Учитель Дона – 2021». Его наполнение – копилка полезной информации для учеников.
Процесс воспитания играет важную роль для педагога. Эту тему учитель затронула в рамках областного этапа конкурса «Учитель года Дона» . Она делится своим опытом, как на уроках музыки, так и на занятиях хора. Через изучение музыкальных произведений ребята учатся добру, любви, заботе. Школьники не просто поют песни, они изучают текст, анализируют мысли и чувства героев, их поступки, говорят о любви и милосердии, о заботе и взаимопонимании и о том, что в любой ситуации нужно поступать по совести.
Кристина Юрьевна считает, что учитель – это не просто профессия, это, своего рода миссия. Педагог должен не просто говорить о том, что хорошо, а что – плохо, а еще и быть примером. Ученики замечают все – как преподаватель себя ведет, как разговаривает, как общается с коллегами, доброжелателен он или нет, как относится к делу.
Из всех этих нюансов складывается образ учителя, который дети пронесут через года, будут помнить после окончания школы.
– Наши дети сегодня увлечены гаджетами, они бороздят просторы Интернета. Я задалась вопросом: что полезного может сделать учитель в этом русле? И мне пришла идея создать положительный контент для детей с познавательной информацией. Я начала писать посты, в которых рассказывала, как музыка развивает мозг, как она помогает изучать иностранные языки. Потом небольшие публикации стали писать дети. Они рассказывали о любимых исполнителях и композиторах. Учились анализировать творчество, выражать свои мысли, эмоции, делиться впечатлениями, делать сравнительный анализ двух произведений, – говорит Кристина Юрьевна.
На занятиях хорового пения педагог старается разучивать с детьми песни, в которых заложен глубокий смысл. Ребята исполняют песни о родине. В репертуаре – патриотические композиции, произведения русской духовной музыки, классическая музыка. Задача педагога привить правильный музыкальный вкус.
– Мне важно, чтобы дети получали удовольствие от того, что они делают, чтобы им нравилось петь, выходить на сцену, – отмечает педагог.
Хористам аплодируют на разных сценических площадках. Они выступают совместно с учениками воскресной школы храма равноапостольной княгини Ольги в станице Ольгинской, поют на выставке «Дон православный» и мечтают о поездке на конкурс в другую страну. Главное, чтобы пандемия не помешала воплотить мечту.
КОММЕНТАРИЙ
Заведующая методическим кабинетом Управления образования Администрации Аксайского района И.Г. Долгушина:
– Молодые педагоги Аксайского района ежегодно представляют свой опыт работы на областном этапе конкурса «Учитель года Дона». Победителями номинации «Педагогический дебют» становились:
Андрей Константинович Кучеренко в 2010 году (тогда он работал учителем иностранного языка гимназии № 3 г. Аксая), учитель истории и обществознания Большелогской СОШ Олег Александрович Елдинов в 2016 году. Учитель русского языка и литературы СОШ № 1 г. Аксая Василий Вячеславович Рецов стал лауреатом в 2013 году.Очень часто наши молодые педагоги входят в «пятерку» лучших дебютантов, не стал исключением и 2021 год.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!