Помоги мне сделать это самому!
Новость в рубрике: ОбразованиеТакова концепция работы педагогов Центра развития семьи «Зеленый сад». Современные дети отличаются от предыдущего поколения тем, что их развитие происходит более стремительно и интенсивно, а у родителей нет возможности полноценно заниматься развитием своих чад. На помощь маленьким «почемучкам» и их родителям приходят специализированные центры развития.
Каждый центр занимается с детьми по той или иной методике, их работа направлена на активацию логического мышления, развитие общей эрудиции, улучшение мелкой моторики, расширение кругозора.
Центры в своей работе используют специальные методики, которые направлены на сохранение оптимального баланса между интеллектуальным и эмоциональным развитием, а также помогают физическому развитию и взрослению малыша.
Как правило, воспитатели в таких центрах индивидуально подходят к каждому своему воспитаннику. Поэтому в группах занимается всегда не больше пяти-шести человек, а длительность занятий составляет от получаса до двух часов в зависимости от возраста детей.
На занятиях детей учат азам языков, занимаются с ними творчеством – лепят, рисуют, поют, делают аппликации, а также решают задачи на логику. Все обучение построено в формате игры, что помогает детям узнавать больше о мире, любить его и стремиться узнавать новое.
Помимо этого, центры помогают адаптироваться детям в обществе, учиться общаться со сверстниками, решать небольшие ситуационные проблемы, делиться, дружить. Такие центры помогают готовиться к школе или садику.
Многие центры развития работают по программе Монтессори. Это уникальный метод воспитания и развития детей. Он основывается на разумном отношении между детьми, свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Воспитанники по методике Монтессори – личности всесторонне развитые, ответственные, образованные и счастливые. Основной девиз метода звучит так: «Помоги мне это сделать самому!». Под таким же девизом и по такой же программе работает Центр развития семьи «Зеленый сад» города Аксая. Более подробно о работе Центра мы поговорили с его руководителем Ольгой Владимировной Ивус.
– Ольга Владимировна, как возникла идея открытия Центра? Какая программа развития ребенка используется педагогами вашего Центра?
– Нашему Центру 1 июня исполнилось 13 лет. Открылись мы в 2008 году. Началось это все с того, что я работала перинатальным психологом в Аксайском роддоме. И от мам я часто слышала перед выпиской такой вопрос: «Вот вы сейчас с нами позанимались, много интересного нам рассказали, а куда нам с детками приходить потом?» И тогда-то мы и решили открыть Центр – сначала для работы с детками от десяти месяцев. Потом, со временем, когда начали работать с малышами, у нас появилась идея дальнейшего развития Центра -открыть среднюю группу, а затем появились занятия по подготовке к школе детей дошкольного возраста. Кстати сказать, на данный момент этот вид занятий является самым востребованным. На данный момент, естественно, мы расширили наши горизонты. Теперь занятия в Центре начинаются с детками с восьми месяцев, и затем, через несколько лет занятий у нас, мы выпускаем ребенка органично развитой личностью в школу.
И изначально, и по сей день мы работаем по программе Монтессори. Почему именно по ней? Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.
Монтессори – метод уникальный. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.
Монтессори – система дает ребенку основательную базу для формирования всесторонне развитой личности, ответственной, счастливой и образованной. Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельности, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.
У нас полностью оснащена комната монтессорийским оборудованием. Это сертифицированное деревянное оборудование, сделанное в Санкт-Петербурге. У нас в России всего два города делают такое оборудование – это Санкт-Петербург и Новосибирск. И педагогов мы обучаем монтессорийской школе.
Со временем наша программа стала называться «Монтессори плюс», поскольку мы начали внедрять в программу свои наработки.
До трех лет мы используем монтессорийскую программу, включающую в себя сенсорное развитие ребенка – сенсорное изучение окружающего мира, также ребенок познает мир и через ощущения – аудиальное, визуальное.
Наш Центр развития семьи –это не детский сад. В любой детский сад, частный или муниципальный, дети приходят с утра и находятся там до вечера. У нас же группы краткосрочного пребывания. То есть ребенок находится в нашем Центре с утра до обеда. Это я сейчас говорю о группе «Вместе с мамой!», занятия в которой проходят по понедельникам, средам и пятницам, и средней группе, куда ходят заниматься малыши трех – четырех лет. После обеда к нам на занятия приходят старшие детки на подготовку к школе.
В нашем Центре работают люди с большим опытом, творческие, очень любящие детей педагоги-психологи, которые находят подход к каждому ребенку.
Честно говоря, коллектив у нас устоявшийся, проверенный временем. От нас никто не уходит вот уже на протяжении 13 лет. Сейчас в связи с приходом большего количества детей, конечно, мы задумались над расширением штата и набираем в нашу команду только профессионалов своего дела. В основном наш коллектив составляют педагоги из начальных классов школ, с отличными результатами работы, прекрасными отзывами.
Мы работаем все вместе, сплоченной командой. На планерках мы говорим друг другу пожелания, какими мы видим дальнейшие занятия с детьми. Каждый вносит свои предложения. Мы все обсуждаем, а потом привносим новые методики в наши занятия.
– Какие группы и занятия сейчас есть в Центре? Расскажите о каждой поподробнее.
– Сейчас в нашем Центре функционируют следующие группы: группа развития для самых маленьких от восьми месяцев до трех лет «Вместе с мамой», группа развития для детей от трех до шести лет «Я сам!», подготовка к школе для детей пяти – шести лет и группа младших школьников для детей от шести до десяти лет.
У нас есть и дополнительные занятия: английский язык, изостудия «Веселый карандаш», творческая мастерская «Умелые ручки» для детей от пяти до 12 лет, музыкально-ритмическая студия, консультация логопеда и психолога, индивидуальные занятия с трудными детьми и детьми с поведенческими отклонениями.
Самая младшая группа – это занятия вместе с мамой. Они так и называются «Вместе с мамой!». Но кстати, вместо мамы может приходить и папа. Проходят эти занятия по программе Монтессори три раза в неделю по часу. Это тематические занятия, они меняются в зависимости от дня недели. Каждое занятие включает в себя: круг-приветствие – эмоциональное начало работы, дети здороваются со своими друзьями и педагогом, пальчиковые игры, потешки, подвижные игры, знакомство с окружающим миром – формирование представлений о природе, о животном и растительном мире, знакомство с сезонными изменениями и социальной средой. Первые навыки общения со сверстниками, правила нахождения в коллективе получают малыши на этих занятиях. Все занятия ведутся с соблюдением особенностей возраста и их потребностями. Программа занятий выстраивается так, что идет чередование активного времяпровождения со спокойной деятельностью, что не утомляет ребенка в столь раннем возрасте.
Затем мы занимаемся в творческой мастерской. Здесь проходят рисование мелками, акварелью, карандашами и гуашью, рисование с использованием трафарета, соломки, поролоновых губок, лепка из пластилина и соленого теста, раскрашивание, резание, склеивание и многое другое. Вся эта деятельность направлена на развитие мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию.
Раз в неделю педагоги показывают детям сказку, которая направлена на развитие речи, понимание и выявления причинно-следственных связей и закономерностей.
Средняя группа отличается тем, что они находятся без мам там по полтора часа, и занятия здесь поглубже. Темы одни и те же, но они более углубленные. То есть это своеобразная подготовка – педагоги и логопеды готовят ребенка к следующему этапу – подготовке к школе.
Данную группу посещают как дети, которые находятся дома, так и дети, посещающие детский сад. Здесь также каждое занятие начинается с приветствия. У детей идет развитие речи по методике «Кубиков Зайцева», они обучаются чтению. Знакомятся с окружающим миром: занятия направлены на развитие у ребенка целостной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями ведущих наук о мире – астрономии, географии, биологии. Наша задача – дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира, научить малыша быть наблюдательным.
В этой группе мы применяем песочную терапию – уникальный метод диагностики детей, это также развитие мелкой моторики и огромный релаксирующий эффект.
Так же, как и в предыдущей группе, здесь есть творческая мастерская и театр юного зрителя.
Для детей с пяти и с шести лет организованы две группы для комплексной подготовки к школе, которую проводят два опытных учителя начальных классов. Одна группа – подготовка к школе за два года, вторая – за год. Благодаря многолетнему опыту работы в школе наши учителя смогли разработать и внедрить универсальную программу обучения детей, которая позволяет начать учебу в школе по разным учебным системам. Работа в группе начинается с мая, и занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня, что позволяет посещать ее детям, которые находятся днем в детских садах. При необходимости параллельно проводится работа с логопедом и детским психологом, для улучшения фокусировки внимания, развития воображения и мышления.
Также в нашем Центре предусмотрены и индивидуальные занятия. На таких занятиях педагог поможет быстрее адаптироваться, привыкнуть к правилам и плавно войти в группу. Эти занятия подойдут для детей, которым сложно быстро пройти адаптационный период из-за смены обстановки или отсутствия мамы рядом, для детей с ограниченными возможностями, для детей с поведенческими расстройствами.
Группа младших школьников в нашем Центре посещает такие занятия, как рисование, шахматы, театральная студия, детская творческая мастерская, робототехника и английский язык. Есть занятия с психологом.
Ребенок, посещая Центр «Зеленый сад», осваивает новые мате- риалы или техники, развивает мелкую моторику, готовит руку к сложным операциям, например, письму или черчению, тренирует пространственное мышление, логику, что пригодится в будущем для занятий алгеброй и геометрией. Так что неверно будет преуменьшать роль «развивашек», где с маленькими детьми рисуют солнышки или собирают фигурки из желудей. Все это – шаги на пути к освоению школьных наук. И, конечно, раскрытие талантов. Посещения таких центров очень полезны для скованных, стеснительных и необщительных детей. Педагоги проводят занятия по группам или подгруппам, где дети выполняют задания вместе. Это очень помогает застенчивым детям раскрепоститься. А также ученикам «Зеленого сада» даются не только знания, которые пригодятся в первом классе, их учат прежде всего получать удовольствие от учебы. Это особенно важно в наше время «легких» развлечений, когда ребенок игру на планшете предпочитает чтению книги.
В заключении хочется отметить, что здесь, в нашем Центре, есть все необходимое для развития детей.
О.В. Ивус, директор Центра развития семьи «Зеленый сад»:
– Нам часто задают вопрос: почему мы решили назвать Центр «Зеленым садом»? Все просто.
За основу мы взяли концепцию «Зеленого дома» Франсуазы Дольто. Зеленый дом Франсуазы Дольто – итог ее теоретической и практической деятельности. Итог размышлений и наблюдений всей ее жизни.
Зеленый дом – это учреждение, основной идеей которого является научить взрослых слушать и слышать своих еще не разговаривающих детей. Такое необычное учреждение появилось в 1979 году, благодаря стараниям Ф. Дольто. Сюда приходили люди, только готовящиеся стать родителями или дети от рождения до четырех лет в сопровождении взрослых. В нем формировалось особое речевое пространство, в котором звучали возгласы непонимания, отчаяния и слова поддержки, слова о ежедневных материнских заботах и первых успехах малышей. Именно здесь осуществлялись первые попытки детей выстраивать социальные связи, находясь рядом со значимым взрослым. В Зеленом доме нет места оценкам и сравнениям, а есть поддерживающее слово аналитика.
По мнению Ф. Дольто, такие Зеленые дома необходимо создавать с целью ранней социализации детей. Это послужит профилактикой психосоматических заболеваний, а также основой формирования гармоничных отношений с людьми и самим собой. Зеленый дом есть особая модель, существующая по определенным правилам, имеющая границы, внутри которых каждый вправе высказать и выслушать. Ф. Дольто отмечала, что слово, обращенное к ребенку всегда должно быть правдиво. Любая ложь и та, что нам кажется во спасение, – прямой путь к неврозу. Дом Ф. Дольто место правдивого слова.
Социальное пространство Зеленого дома задумывалось именно для того, чтобы мамы и папы, бабушки и дедушки увидели воочию, как нуждаются в диалоге самые маленькие, чтобы быть услышанными и понятыми.
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!