К ребенку нужен особый подход
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Даты, ОбразованиеОсновополагающим в работе с детьми И.Р. Тютюниченко считает установление контакта, доверительных или доброжелательных отношений. Накануне профессионального праздника мы побеседовали с руководителем районного методического объединения социальных педагогов Аксайского района, социальным педагогом Большелогской СОШ Ириной Ринатовной Тютюниченко.
– Расскажите, как вы пришли в профессию и чем она вам близка?
– В 2008 году я окончила факультет социологии Южного федерального университета. Тогда я еще не подозревала, что мой профессиональный путь начнется именно с работы социального педагога. В 2008 году я поступила на работу в Большелогскую СОШ в должности социального педагога.
Сама профессия педагога мне близка и знакома с детства, моя мама Светлана Александровна Сеитова – учитель почти с 40-летним стажем работы. Но какова реальная роль именно социального педагога в школе, мне предстояло узнавать на практике, так как в мое время обучения в школе не было такого специалиста. И сейчас я могу сказать, что работу социального педагога легкой не назовешь, ведь она требует много душевных сил. Социальный педагог часто сталкивается с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных родителей, с черствым отношением окружающих к проблемам детей. К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят. Зато сколько позитивных чувств получаешь, когда удается реально помочь ребенку стать на путь исправления и вырасти полноценным членом общества.
– Социальная педагогика предполагает адаптацию детей к школьной среде и профилактику антисоциального поведения школьников. В чем это выражается?
– Адаптация детей к школьной среде является актуальной и одновременно одной из сложных проблем социальной педагогики. Социальная адаптация детей – это первичный этап привыкания ребенка к новым условиям социальной среды, а также усвоение им ранее незнакомых правил поведения, социальных норм, которые были приняты в обществе или в группе, в которой этот ребенок оказывается.
В социальной адаптации детей главную роль играют родители. В семье ребенку объясняют самые элементарные правила и нормы, сначала на примитивном языке (что такое «хорошо», что такое «плохо»), используя познавательные рассказы и игры. Семья – это важный институт, который влияет на развитие и адаптацию ребенка в школьной среде.
Ребенок берет пример со своих родителей. Если в семье есть неблагополучие, нестабильность или в ней не заложены семейные ценности, правила и культура поведения в обществе, то и пример будет негативным. Отсюда в процессе социальной адаптации дети, растущие в семьях, имеющих различные неблагополучия, проявляют иногда агрессивное и антисоциальное поведение. Формы работы социального педагога в данной ситуации – консультации для родителей, беседы с детьми, посещение семей, разъяснительная работа. Родителям необходимо объяснить правила ребенку, которые нужно соблюдать в школе, чтобы с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни в социуме.
– Как я понимаю, социальные педагоги работают с детьми не только в школе, но и на местах. Особенно если ребенок растет в социально опасной семье или семье, находящейся в трудной жизненной ситуации. Какую работу вы проводите в этом направлении?
– Да, моя работа педагога часто связана с выездами непосредственно в семьи, в отдел опеки и попечительства Управления образования Администрации Аксайского района, подразделение по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Аксайскому району, на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации района, в Управление социальной защиты населения районной Администрации и другие органы системы профилактики.
В работе с семьями можно выделить основные направления: выявление неблагополучия семьи, проверку жилищно-бытовых условий семьи, проведение консультаций и бесед с родителями, организацию досуговой занятости детей из неблагополучных семей во внеурочное время и во время каникул, помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул (с 14 лет) и другие.
Каждая семья требует индивидуального подхода в работе с ней, в зависимости от причин неблагополучия, ситуации в семье и других факторов. Если в семье нет позитивной динамики, тогда в КДН и ЗП Администрации Аксайского района направляется пакет документов на эту семью для постановки на учет в единый банк социально опасных семей района. Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели: уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье), родители проявляют заботу о детях, дети посещают школу или детский сад, уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков, семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением, в социальном окружении появились другие значимые взрослые, помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними, семья позитивно принимает социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
– Какие методики работы вам наиболее близки?
– В своей работе я использую наиболее эффективные и широко применяемые методы работы с семьей. Я не придерживаюсь какой- то одной методики, потому что каждая семья индивидуальна и требует определенного подхода.
Но универсальным способом в работе с семьей считаю установление контакта, доверительных или доброжелательных отношений, без негатива и отрицательных эмоций со стороны родителей и детей. Только в этом случае работа будет эффективной.
Большинство родителей являются союзниками школы в вопросах воспитания. Однако есть семьи, которые крайне редко обращаются за помощью к специалистам школы, а в неблагополучных семьях некоторые родители вообще относятся к школе безразлично и даже враждебно.
Зачастую такие родители не идут на контакт со школой, не обращают внимания на изменения в собственном ребенке и семье. В данных случаях применяются методы работы с семьей совместно с представителями системы органов профилактики.
– Какова роль социального педагога в школе? Чем социальный педагог отличается от педагога-психолога? В каких случаях психологи и социальные педагоги объединяют усилия?
– Главной ролью социального педагога в школе является участие в формировании всесторонне развитой, общественно-активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем учащимся, в том числе с девиантным поведением.
Одной из главных задач социального педагога является изучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления. Социальный педагог должен уметь выявлять нуждающихся в социальной помощи детей и во время оказывать ему нужную помощь. Функций, возложенных на него, огромное количество. Все они заключаются в слове «социальный».
Отличие социального педагога от психолога состоит в различных функциях и методах работы, но профессии очень взаимосвязаны. Психолог также занимается проблемами (в том числе и социальными) ребенка, но разница в том, что психолог работает с душой, психикой ребенка, с его переживаниями. От психолога социальный педагог часто узнает, что в семье ребенка не все гладко. И наоборот – школьник из неблагополучной семьи или родители направляются к психологу по рекомендации социального педагога.
Эффективность деятельности социального педагога достигается при совместной деятельности со школьным психологом. Основное взаимодействие социального педагога и психолога идет по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактике, просвещению, работе с детьми «группы риска», детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог консультирует учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.
– С происшествием в Перьми обострился вопрос нетипичного поведения детей и подростков. Какая работа у вас проводится в этом направлении?
– В начале учебного года классные руководители заполняют социальные паспорта классов. Я обрабатываю всю информацию по каждому классу, формирую социальный паспорт школы. При заполнении социальных паспортов выделяются различные группы учащихся, с которыми в дальнейшем выстраивается индивидуальная работа. Также классными руководителями заполняются таблицы факторов суицидального риска по школе. Далее формируются группы, первичная и вторичная, по данным факторам. Педагог-психолог проводит мониторинг и диагностику. Родители учащихся, вошедших в группы, ставятся в известность. В школе проводится совместная профилактическая индивидуальная работа по этому направлению.
– Какая ведется работа по профилактике школьной травли как одной из причин детской замкнутости?
– Разумеется, эта проблема весьма актуальна сейчас во всем мире. Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление, это могут быть угрозы, оскорбления, насмешки и другое. В Большелогской СОШ мы проводим классные часы по теме школьного буллинга, индивидуальные беседы с учащимися, меры наказания учащихся за травлю. Главная проблема состоит в выявлении учащихся, которые подвергаются буллингу, так как многие ребята скрывают эту информацию, их могут запугивать или им просто бывает стыдно признаться и рассказать даже близким об этих ситуациях. Поэтому своевременное выявление «зачинщиков» играет важную роль. Если выявляются данные ситуации, то обязательно приглашаются родители совместно с детьми, и проводится профилактическая работа, далее осуществляется наблюдение и контроль ситуации в общении между несовершеннолетними.
Хоть профессия социального педагога существует около 20 лет, специалисты в этой области уже стали незаменимыми в современной школе. Социальными педагогами, как правило, не становятся случайно, это не сторонний наблюдатель, а активный участник жизни окружающих людей. Социальный педагог выступает посредником между личностью и всевозможными государственными службами, защитником интересов формирующейся личности.
– Кроме Дня учителя в октябре есть еще один «учительский» праздник – День социального педагога, отмечаемый 2 октября. Пользуясь случаем, я, как руководитель районного методического объединения социальных педагогов Аксайского района, поздравляю своих коллег, социальных педагогов, с профессиональным праздником. Желаю им педагогических успехов, легкого контакта с детьми и взрослыми, ведь наша работа очень ответственная и непростая, – сказала в конце разговора И.Р. Тютюниченко.