«На фронте мы делали все, что могли…»
Новость в рубрике: Ветераны, ДатыПозднее сведения и воспоминания жительниц Аксайского района в рамках федерального гранта выйдут в свет в едином томе под названием «Бессмертный женский полк». Делимся с вами лишь некоторыми историями из будущей книги.
К.В. Пятницына из станицы Грушевской пошла на фронт по добровольному призыву в качестве рядовой. Попала в передвижной госпиталь № 5557, который базировался в Мариуполе. Работала санитаркой при госпитале, затем сестрой-хозяйкой. С утра и до поздней ночи санитарки и медицинские сестры ухаживали за ранеными солдатами, помогали писать письма родным солдат.
Клавдия Владимировна поделилась своими воспоминаниями: «На фронте мы делали все, что могли: стирали бинты и одежду, кормили раненых, ухаживали за ними… Старались помочь бойцам встать с больничной койки, чтобы они могли вернуться на фронт и гнать фашистов с родной земли.
Очень много солдат умирало от ранений. Часто нам, молодым девчатам, приходилось выносить мертвых солдат.
Свободного времени оставалось немного, надо было работать. У нас были грамотные санитарки и врачи, которые иногда читали раненым книги и газеты, а мы, малограмотные, ухаживая за бойцами, слушали их. Часто слушали радио, радовались нашим победам.
Один случай особенно врезался в душу. Утром в госпитале был обход. Обнаружили умершего солдата. По приказу начальства погрузили его на носилки и понесли в траншею для захоронения. Нести было тяжело, остановились отдохнуть, и вдруг слышим слабый стон: «Сестрички, зябко мне…». Он Живой! Мы обрадовались и скорее понесли его назад к врачу.
В конце войны госпиталь, следуя за нашей наступающей армией, уже находился в Польше, в городе Кракове, там я встретила своего будущего мужа».
За свои боевые заслуги К.В. Пятницына была отмечена орденом Отечественной войны второй степени, имела юбилейные медали ко Дню Победы.
После окончания войны Клавдия Владимировна вернулась в станицу Грушевскую, создала семью. Работала с мужем в колхозе имени Ленина.
Когда началась война, Н.Г. Садченковой было 16 лет. В 1942 году она рыла танковые окопы. В мае 1943 года Наталью Георгиевну вызвали в военкомат и послали в Морозовскую, в 24-й учебный полк, где учили два месяца на шофера. Юная Наташа получила удостоверение водителя и была отправлена на 4-й Украинский фронт. С передовой возили раненых в медпункт, а на передовую – снаряды.
Н.Г. Садченкова спустя годы вспоминала, как ее взвод на трех автомобилях «Шевроле» перевозил из Беслана в Мелитополь продукты, а оттуда на передовую – боеприпасы. Затем забирали с фронта ходячих раненых и доставляли в медпункт.
«Помню, ночью везли боеприпасы. Дороги все в воронках, по бокам дороги грязь, свет не замаскирован – включишь на миг, глянешь, а самолет немецкий уже заметил. Обратно ехали, и стали нас забрасывать зажигательными бомбами и из пулемета строчить. Я немного отстала, потому не слышала приказа уйти от машин, а когда сравнялась с колонной, самолет еще сделал заход и начал опять стрелять из пулемета. Я успела только под задний буфер присесть, как осколки закипели в грязи. Позднее, когда к нам пришла подмога, увидела, что в мою машину попало две пули, одной слегка ранило, но в целом все закончилось благополучно.
Зимой приходилось от снега дороги очищать, где немцы были настолько близко, что были слышны их разговоры. Вражеские самолеты летали очень низко, но нам нельзя было сбивать, потому что так немец обнаружит наше укрытие. А в поле было столько снарядов замаскировано. Мы находились в постоянном напряжении: нельзя было огонь разводить, чтобы погреться или разогреть еду. К счастью, нас так и не обнаружили», – рассказывала Наталья Георгиевна.
Н.Г. Садченкова также вспомнила, как ее однажды отправили в штаб передать секретный пакет. Девушка пробиралась через кладбище. А на улице слякоть, грязь выше колена, страшно было, ноги подкашивались… Наташа еле дошла до штаба, передала пакет начальнику штаба, а тот отвез ее, уставшую, промокшую, обратно в часть.
После войны Наталья Георгиевна работала воспитателем в детском саду. Вышла замуж, воспитала детей и внуков. Среди односельчан пользовалась уважением и любовью. За боевые заслуги Н.Г. Садченкова награждена орденом Отечественной войны первой степени, юбилейными медалями «50 лет Вооруженных Сил СССР», «25 лет Победы в Великой Отечественной войне», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне».
Клавдия Ивановна Иванова (в замужестве Прохорова) родилась 9 июня 1923 году в большой многодетной семье в городе Новохоперске Воронежской области. Была пионеркой, комсомолкой, посещала спортивные и творческие кружки для молодежи, мечтала учиться и стать инженером… Но война вмешалась в ее планы.
Девушка окончила школу и поступила работать лаборантом на завод безалкогольных напитков в родном Новохоперске. Вместе с другими комсомольцами принимала участие в тяжелых сельскохозяйственных, строительных работах, заготовках леса и кирпича.
В апреле 1942 года была призвана в ряды Красной Армии в войска противовоздушной обороны. В течение одного месяца девушек обучали, как распознавать по звуку и силуэту немецкие и советские самолеты, каковы их боевые тактико-технические характеристики.
«После принятия присяги нас направили служить наблюдателями на посты, располагавшиеся вблизи Воронежа. В это время шли ожесточенные бои в районе Харькова, под Белгородом, немецкие войска начали наступление в направлении Воронежа. Немецкая авиация часто совершала налеты на город. Постом для наблюдения за самолетами была вышка над каким-нибудь домом, высотой 20 – 25 метров. На площадке располагался наблюдатель с биноклем и телефоном, вооруженный карабином.
Как только наблюдатель по звуку или с помощью бинокля определял вражеский или наш самолет, сразу сообщал об этом в дом дежурному телефонисту, а тот немедленно подавал в войска и город команду «Воздух!», – вспоминала К.И. Прохорова.
В конце июня 1942 года завязались бои в самом Воронеже, и полк Клавдии Ивановны перевели в Тамбовскую область, а спустя год его передислоцировали по железной дороге под Белгород, в Новый Оскол. Полк рассредоточился по наблюдательным постам в районах Старого Оскола, Волоконовки, Корочи, Алексеевки, Чернянки.
«5 июля 1943 года началось наступление немецких войск из районов Орла и Белгорода на Курск. Началась Курская битва. Особенно мне запомнились события 12 и 13 июля, когда произошло крупное танковое сражение в районе станции Прохоровка.
В это время в небо поднимались с обеих сторон тысячи самолетов. Небо от самолетов потемнело. Шли ожесточенные воздушные и наземные бои. Кругом слышны разрывы бомб, свист пуль и осколков. Все в дыму. Это был настоящий ад. Мы с наших постов едва успевали передавать сведения о налетах авиации. Казалось, никого из нас не останется в живых», – рассказывала К.И. Прохорова.
Однако советские солдаты выстояли, перешли в наступление и одержали победу. Курская битва стала решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом.
В октябре 1943 года полк Клавдии был переведен в город Старая Русса Новгородской области, где она и прослужила до конца войны. День Победы Клавдия встретила в своей роте. Это была для всех неописуемая радость.
В июле 1945 года Клавдия была демобилизована из армии и вернулась в свой родной город Новохоперск. Клавдии не удалось стать инженером, как она хотела, но девушка в 1946 году поступила в гидрометеорологический техникум города Харькова, закончила его с отличием в 1948 году.
За боевые заслуги К.И. Прохорова была награждена орденом Отечественной войны второй степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Татьяна РУСЛАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!