В Аксайском районе продолжается реализация регионального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование»
Новость в рубрике: Избранное, ОбразованиеЭтот проект направлен на раскрытие в ребенке талантов, которые помогут ему в дальнейшем прийти к успеху. На протяжении многих лет одним из учреждений дополнительного образования, кто помогает в этом детям Аксайского района, является Центр творчества детей и молодежи.
В Ростовской области по программам дополнительного образования обучаются более 500 тысяч детей в возрасте от пяти до 18 лет. Охват допобразованием детей по состоянию на 1 января 2024 года составил 86,3 процента, что на два процента превышает федеральный целевой показатель.
– В рамках реализации регионального проекта на базе Центра творчества детей и молодежи на-чала работу школа креативных индустрий, которая включает несколько направлений, разработанных педагогами. Школа включает в себя знакомство с вокалом, рукоделием, хореографией, театром, изобразительным искусством. В рамках занятий в Центре проводятся не только задания с уклоном на развитие творческого потенциала в ребенке, но и обучающие программы, – рассказывает заместитель директора по организационно-массовой работе Центра творчества детей и молодежи Е.В. Головко.
Занятия проводятся как в Центре творчества детей и молодежи, так и на его образовательных площадках – в клубах по месту жительства «Надежда» и «Родник». Все детки здесь могут заниматься бесплатно. Елена Владимировна отмечает, что с каждым годом детей, желающих познакомиться с представленными в Центре направлениями, становится все больше.
Сегодня мы подробнее узнали о направлении изобразительное искусство. Подобные занятия предоставляют детям возможность изобразить мир таким, каким они его видят сами, что помогает им раскрыться и взглянуть шире на место, где они живут. Также благодаря занятиям они могут развить воображение и навыки креативности, пройти путь социализации, стать уверенней в себе и найти то занятие, которое поможет определиться с кругом своих интересов и способностей. А еще в дальнейшем такие занятия могут стать для детей отправной точкой к достижению личных высот. В Центре творчества детей и молодежи Аксайского района ребятам помогают прийти к успеху педагоги дополнительного образования Г.Е. Николян и Е.В. Письменская.
На занятиях с Гагиком Егишевичем Николяном дети от пяти до 14 лет учатся азам профессиональных техник живописи. Педагог рассказывает и показывает им на конкретных примерах, что собой представляет цвет, светотень, объем, форма, передний или дальний план. На таких уроках дети знакомятся с тем, что собой представляет мир живописи, постепенно погружаясь в него, шаг за шагом. Вместе с преподавателем они учатся видеть красоту в окружающем мире.
Маленькие воспитанники Центра обучаются рисованию несложных элементов. Чем дети младше, тем проще фигуры, которые они тренируются переносить на бумагу. По мере взросления их работы становятся все сложнее. Со временем на детских «полотнах» оживают животные и люди, они учатся написанию пейзажей и натюрмортов.
Несмотря на академический подход к освоению навыков рисования на занятиях Г.Е. Николяна есть место свободе и полету фантазии, без которых, конечно, невозможна ни одна творческая деятельность. Как отмечает педагог, важно детям не просто дать задание и показать пример иллюстрации, выстроить красивую композицию из разных предметов, но и рассказать им о поэтапном методе работы. Подсказать, поговорить, если нужно, то вместе рука об руку вести кисточкой по бумаге, чтобы ребенок переборол какие-то страхи и почувствовал себя более уверенным.
Простой пример приводит Гагик Егишевич. Когда детям необходимо нарисовать натюрморт с выставленных перед ними объектов, то, работая над своей картиной, они могут расставить цветовые акценты такими, какими они им представляются. Может быть кувшин и коричневый, а кто-то видит его чуть светлее или темнее, а может и вовсе не коричневым.
Екатерина Владимировна рассказывает, что старается детям не показывать готовые картинки или иллюстрации, чтобы они могли изобразить предмет на заданную тему так, как видят сами:
– Сейчас планируем рисовать на тему космоса, ко Дню космонавтики. Необычной темой для иллюстрации возьмем инопланетян. Попробую им их описать, какими их представляют в обществе, но рисовать сама не буду. Они же так постесняются нарисовать свое.
Сколько у детей впереди минут фантазии… Остается только представить, какие образы возникнут в голове маленьких детей, каких забавных инопланетных существ могут нарисовать!
Наряду с творческими заданиями есть место на занятиях, конечно, и урокам обучающим, которые помогут им уже потом соединить вместе воображение и знания в разных сферах. Например, дети обучаются построению геометрических фигур. А основой для их изучения могут послужить совсем разные темы. Так, познакомившись подробнее с донской культурой, дети узнали о том, что такое эллипс, рефлексы, блики и так далее.
Особое внимание на занятиях уделяется общей атмосфере, она очень влияет на ребенка и может как помочь ему адаптироваться в новом коллективе, так и наоборот.
– На своих занятиях стараюсь создавать такую атмосферу для детей, чтобы им было наиболее комфортно и уютно, по-домашнему, – рассказывает Гагик Егишевич. – Живое общение помогает понять детям, какой перед ними человек, чтобы они могли доверять педагогу, и через его видение мира не бояться рисовать свой.
Возможность поговорить педагогу с учеником тоже остается важной частью работы. Благодаря тому, что и учитель, и ребенок делятся своим опытом с другими, пережить собственные боли или радости становится легче, да и помогает отчетливее понять, что требуется изобразить, а все пережитое вынести на бумагу. Детки к этому открыты не сразу.
Действительно иногда они приходят на занятия еще зажатыми и стеснительными. Боятся проявить себя, быть самостоятельными во время создания рисунка или поделки. Педагоги, конечно, стараются помочь им раскрыться. Екатерина Владимировна Письменская делится, что детки приходят на первые занятия закрытыми, не желают расставаться с мамой, которая приводит их в Центр:
– Каждый ребенок по-разному развивается, всем нужно определенное время. Например, бывает и так, что ребенок боится даже взять в руки карандаш. Тогда мы вместе, его рукой, ведем карандашом или кисточкой по бумаге. И вот, чтобы он сам мог начать рисовать, необходимо два или три месяца.
Но спустя время благодаря различным творческим заданиям, изучению разных техник художественно-изобразительного искусства детям удается преодолеть в себе стеснение, найти на занятиях то, что им нравится, обрести друзей. И разве это не успех? Когда ребенок за несколько месяцев или пару лет не просто взрослеет, а расцветает, как бутон, готовый делиться с другими своими знаниями и умениями, желающий раскрасить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих его людей.
– Часто замечаю, что когда ребенок начинает изучать цвета, берет в руки кисточку, старается что-то рисовать, то через некоторое время он меняется, становится более уверенным в себе, – говорит Гагик Егишевич.
«Регулярно педагоги расширяют программы обучения с детьми, совершенствуют их и дополняют, чтобы каждый из них мог найти занятие по душе, обрести больше полезных навыков. Так, уже сейчас дети знакомятся с песочной терапией, техникой рисования батика по ткани. В дальнейшем в Центре планируется ввести занятия по новому популярному психотерапевтическому направлению – нейрографика. Педагоги разрабатывают и программы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сюда входят как занятия групповые, так и индивидуальные – все зависит от возможностей и особенностей ребенка», – говорит Е.В. Головко.
Увлечение художественным процессом помогает ребенку отвлечься от переживаний и даже сместить на другой план гаджеты и интернет, а это значит, у него появляется больше времени на собственное развитие и погружение во что-то полезное и интересное. Для этого у детей есть много способов.
– Очень приятно, когда дети приходят на уроки и говорят, что не могли дождаться занятий, что рисовали дома, кто цветы, кто медведя. Значит, удалось их заинтересовать. А ведь задача учителя как раз и заключается в том, чтобы научить детей видеть хорошее, чтобы их внимание не привлекли вредные привычки или плохая компания, – подчеркивает Г.Е. Николян.
Е.В. Письменская занимается с детьми не только рисованием, но и рукоделием, и песочной терапией. Последняя довольно новое направление, реализующееся на базе Центра творчества детей и молодежи, но уже очень полюбившееся детям.
На занятиях воспитанники Центра творчества детей и молодежи рисуют песком, создавая порой не просто рисунки, а целые мультики. Занимаются они по двум техникам. Первая – по светлому фону высыпают песок из кулака, создавая тем самым разные изображения. Вторая – по темному фону детки рассыпают песок на поверхность и рисуют на ней пальцами. Такие занятия помогают детям преодолевать эмоциональное напряжение и развивать навык концентрации. В прошлом году на занятиях песочной терапии дети вместе с педагогом создали видео-открытку ко Дню матери. Процесс был длительным, а для детей еще и волнительным, но занимательным.
Как рассказывает Е.В. Письменская, в рамках занятия по рисованию применяются самые разные техники, способные развить в ребенке как можно больше идей для творчества. Например, эбру. Этот метод рисования заключается в том, что поверхностью для создания рисунка служит жидкость, в состав которой входят специальные вещества, делающие ее более густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. Нанося различные мазки или капли краски на поверхность получаются совсем чудные картинки. Такой метод помогает ребенку проявить все воображение, ведь краска может лечь на воду разнообразными фигурами.
Есть еще такая техника рисования как энкаустика, специализирующаяся на создании рисунков с помощью горячего воска. В этом случае вместо привычной кисти используется специальный утюг. Расплавленный воск из цветных мелков заменяет краску, а получившийся рисунок переносится на бумагу. При желании можно и дорисовать получившуюся картину.
Такие работы особо отличаются цветовой насыщенностью, выраженной текстурой и высокой стойкостью к воздействию влажности и света. Разогревая восковые мелки, дети совместно с педагогом создают свои рисунки, что тоже помогает им проявить свои способности, а также активизирует их интерес к экспериментированию.
Также на занятиях Екатерины Владимировны дети учатся создавать шпаклевкой объемные рисунки, поделки из ниток, фоамирана, фетра, батика по ткани. А еще граттаж, когда с помощью пера или острого инструмента на черном фоне выцарапывается определенный рисунок. Также на занятиях дети создают поделки из бросовых материалов (пластиковые крышки, трубочки, бутылки, коробки или упаковки, старые газеты или журналы и т.д.).
Вся эта творческая деятельность находит свое отражение не только в растущей активности детей на занятиях, но и в конкурсах и фестивалях, в которых им удается принять участие. Для детей очередное творческое соревнование выглядит как вызов, помогая ему перебороть страхи и неуверенность, а в будущем прийти к успеху.
Сегодня каждый из них уже достигает маленьких больших успехов, благодаря участию в различных конкурсах. Обычно они задаются на определенные темы, круг довольно широк. Это и экология, и культура, и литература, и история.
Ежегодно педагоги дополнительного образования Г.Е. Николян и Е.В. Письменская со своими учениками участвуют Во Всероссийском изобразительном диктанте под руководством методиста художественной направленности О.Н. Кочетовой. Площадкой мероприятия по традиции является Центр творчества детей и молодежи Аксайского района.
В рамках этого диктанта в прошлом году ученицы Е.В. Письменской приняли участие в конкурсе «Моя страна – моя история», главной темой которого была «Созидатели и мастера моего края». На региональном этапе победили Лилия Магомедова, изобразившая атамана Матвея Платова и Александра Пискунова, которая изобразила аксайского граффити-художника Юрия Удовиченко. Регулярно дети принимают участие в муниципальном районном конкурсе декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Рождественская сказка» среди обучающихся образовательных учреждений Аксайского района, где не раз становились победителями. Также это участие в различных патриотических и экологических акциях. Ежегодно ребята участвуют в народной акции «Рисуем победу».
Подопечные Г.Е. Николяна активно принимают участие в конкурсах международного, всероссийского и регионального уровней. Так, в 2022 году они приняли участие в конкурсе «Диалог с А.С. Пушкиным», где участники должны были создать собственные композиции по мотивам сказок русского поэта.
Педагоги с любовью говорят о своих талантливых воспитанниках. К тому же, они уверены, что творчество подвластно всем, стоит только по-настоящему захотеть взять кисточку и краски в руки и перенести свое видение окружающего на бумагу. А Гагик Егишевич и Екатерина Владимировна всегда готовы подставить рядом свое плечо, запасной карандаш или картон, чтобы помочь ребенку видеть этот мир во всех его красках.
Многие воспитанники Гагика Егишевича и Екатерины Владимировны после занятий у педагогов уходят заниматься рисованием, живописью уже в специализированные образовательные учреждения, выбирают это направление в качестве своего профессионального будущего. А ведь все начиналось с робкого движения карандашом здесь, в Центре творчества детей и молодежи.
Работы Вероники Вахрушевой и Анастасии Ротарь для конкурса «Изменение климата глазами детей». / ФОТО из личного архива Е.В. Письменской | Песочная терапия. / ФОТО из личного архива Е.В. Письменской |
Яна НАЗАРКИНА
Отправить ответ
2 Комментарий на "В Аксайском районе продолжается реализация регионального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование»"
Замечательно как, дети могут свой потенциал реализовать, попробовать свои возможности в творчестве, рисовании! А песочная терапия даже меня заинтересовала)
Как хорошо, что у детей есть возможность проявить свои таланты и заняться любимым делом