Пробирный надзор в России занимался клеймением ювелирных изделий
Новость в рубрике: Избранное, КультураПроба – это знак подлинности ювелирного изделия, которая появилась в России во времена Петра I.
Петр I – выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых, Всероссийский Император с 1721 года и великий реформатор. К реформам Петра I относится введение в России пробирного надзора.
320 лет – именно столько времени существует пробирный надзор. Принято считать, что 13 февраля в 1700 году в оружейной палате был зачитан указ Петра I, касающийся вопросов опробования, клеймения и торговли ювелирными изделиями. Уже тогда пробирный надзор ставил перед собой три основных цели: защита прав потребителей, защита добросовестных производителей и честной конкуренции и, наконец, защита интересов государства. По царскому приказу предписывалось сделать в Оружейной Палате четыре серебряные пробы. Изготовлением занимался русский мастер Пантелеймон Афанасьев. Три образца точно соответствовали 96, 90 и 84 золотниковым пробам. Четвертый сплав был с высокой примесью меди – 62 проба. С этого момента клеймить изделия обязали даже провинциальные мастерские, которым ранее дозволялось этого не делать.
Однако и до этого, еще в период правления Алексея Михайловича, было введено обязательное клеймение серебряных изделий. Такое клеймо не указывало на точную пробу ювелирного изделия, оно лишь подтверждало, что содержание серебра в нем не меньше установленного образца. Для проверки содержания драгоценного металла в изделии использовались методы, известные еще древним грекам и римлянам – наблюдение за изменением цвета металла при его прокаливании на огне. Характерной особенностью клейм того периода являлось то, что универсального клейма не было. В каждом городе было свое пробирное клеймо с изображением герба соответствующего города.
Исключения были сделаны для Москвы и Санкт-Петербурга, где ювелирные изделия клеймились государственным символом – двуглавым орлом. Хотя с 1741 года двуглавый орел стал применяться только в Санкт-Петербурге, в Москве же использовалось изображение Георгия Победоносца. В начале 20-х годов XVIII века появились клейма с инициалами пробиреров, а спустя еще десять лет начали указывать и дату клеймения. С 1741 года инициалы пробирного мастера отделяются от клейма и состоят из двух букв латинского алфавита. До предъявления изделия государственному пробиреру ювелиры были обязаны проставить на изделии собственное клеймо, состоящее из двух или трех первых букв имени и фамилии.
Серебро в России получило широкое распространение после принятия христианства. Крупным заказчиком и потребителем изделий из серебра стала церковь. Для богослужений изготовили потиры, канделябры, кресты, оклады для образов. Мягкие и ковкие серебряные сплавы подходили для создания самых причудливых форм и мотивов отделки. Благодаря своим бактерицидным свойствам материал нашел широкое применение в изготовлении сосудов для освящения воды.
Украшения из серебра в России, вплоть до открытия месторождений, были доступны только знати. Его доставляли из стран Востока и Европы в измельченном виде, готовом к переплавке. Мастера-ювелиры пускали в дело монеты и слитки, которыми рассчитывались торговцы. Но уже в середине XVIII века русские мастера объединились в один цех.
В 1793 году в русском цеху состояло 44 ювелира, каждый мастер в обязательном порядке маркировал свои изделия. Информация о клеймах того периода очень скудна. Известно, что на предметы наносились так называемые «именники», которые состояли из инициалов изготовителя. К концу XVIII века, чтобы избежать путаницы, мастера стали указывать на своих творениях имя и фамилию. Регистрировать такие клейма было необязательно, поэтому маркировка того времени отличается многообразием. Русские клейма печатали, если клеймо четкое, значит оно оригинальное. Вопрос об атрибуции некоторых клейм, как и о периоде деятельности некоторых мастеров и предприятий на данный момент, остается открытым и исследуется.
В собрании Старочеркасского музея хранятся интересные старинные экспонаты с разными клеймами. Это, прежде всего, культовые предметы, а также украшения – женские и мужские пояса, карманные часы, столовые принадлежности, чарки, вазочки, подносы. По клеймам можно узнать, где и когда изготовлен предмет. Например, на серебряном окладе «Николай Чудотворец» проставлены клейма: «БОРИСОВЪ» «А.К.» «1880» // «84» и звезда». Борисов Яков Алексеевич, серебряного дела мастер, с 1876 по 1896 год владелец серебряного заведения. Его мастерская (цех) изготовляла предметы культа, посуду, портсигары. На окладе указан год и цифра «84», которая удостоверяет, что изделие выполнено из серебра 84 пробы.
В XIX веке у донских дворян в обиходе широко используется серебряная посуда и столовые приборы. На донышке чарки, принадлежащей роду Ефремовых, прочеканен московский герб – Георгий Победоносец на коне. Рядом клеймо мастера по качеству буквы П.Ф. – альдерман Петров Федор (1759 – 1784 гг.), клеймо «ТС» – мастера Тулаева Семена Дмитриевича, грузинского дворянина, второй половины XVIII века. Есть клеймо и пробирного мастера «АА» – Андрей Андреев.
Со второй половины XIX века европейская мода на серебро быстро распространилась по всей России – из него делали столовые сервизы, массивные фонтаны и холодильники для вина, комплекты канделябров для освещения, аксессуары и дамские мелочи. Столовое серебро всегда считалось признаком достатка в семье. Серебряные приборы передавались в наследство из поколения в поколение. Вилки и ложки с декорированным рельефным орнаментом и клеймом «Г. Черятов» и 84 пробой хранятся в собрании Старочеркасского музея.
Фабрика золотых и серебряных изделий Черятова Егора (Георгия) Кузьмича существовала с конца XIX века. Егор Черятов, 26-летний крестьянин, получивший промысловое свидетельство, открыл серебряное заведение близ Москвы. В мастерской золотых и серебряных изделий Черятова изготавливали предметы столового серебра, быта и интерьера, а также ювелирные украшения. Изделия отличались высоким художественным и техническим уровнем исполнения. Последнее упоминание о фирме относится к 1916 году.
Таким образом, клеймо на предмете может дать самую различную информацию. Определить возраст изделия, рассказать о стране и качестве металла. Поэтому нет более увлекательного занятия при исследовательской работе, чем расшифровывать и читать знаки из прошлого.
Т.А. Бузнякова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
3 Комментарий на "Пробирный надзор в России занимался клеймением ювелирных изделий"
не то, что сейчас делают… проба вроде 925, а на деле…
посуда такая изысканная, захотелось из серебряной поесть и попить
Интересная статья. И до сих пор мы выбирая ювелирные украшения и смотрим на пробу