Во Дворце спорта города Аксая Ростовской области занятия по синхронному плаванию проводит мастер спорта Н.Ю. Пустовая
Новость в рубрике: Избранное, Развитие спортаСинхронное плавание относится к видам спорта, говоря о которых невозможно удержаться от красивых слов. Утонченный и элегантный, эстетичный и зрелищный, завораживающий изяществом и грациозностью… В то же время, это один из самых сложных видов спорта. Зрители видят только легкость исполнения танца на воде, улыбающиеся лица спортсменок, синхронность движений.
Между тем, чтобы достичь синхронности, необходимо каждую долю секунды следить за ритмом музыки, помнить ошибки и думать об углах, положениях рук, ног и пальцев и следить краем глаза за своими коллегами, за расстоянием до них, за рисунками (положением спортсменок в воде по отношению к друг другу). Этому обучают в специализированных спортивных образовательных учреждениях. А еще – во Дворце спорта г. Аксая Ростовской области, где занятия по синхронному плаванию проводит мастер спорта Н.Ю. Пустовая.
Наталья Пустовая является мастером спорта России по синхронному плаванию. Окончила Ростовский колледж культуры по специальности «хореографическое творчество» и Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма по специальности «теория и методика плавания». Во время своей спортивной карьеры завоевала множество наград всероссийского и международного уровня.
Как в вашу жизнь вошло синхронное плавание? Был выбор между видами спорта? Или сразу решили, что это – ваше?
– Моя мама увидела в телевизионном выпуске интервью о синхронном плавании Елены Геннадьевны Петровой, которая считается основоположником этого вида спорта в Ростовской области. Мама прониклась, нашла секцию синхронного плавания поближе к дому, чтобы мой «характер закалить и осанку исправить», привела, но меня не взяли. Мне было тогда шесть лет, бассейн показался огромным, я побоялась в него заходить, и тренер посоветовала прийти через год. Год не выдержали, привели меня снова через месяц, поплыла максимально быстро – через месяц и уже через год участвовала в первых соревнованиях.
И сразу полюбили этот вид спорта? Или занимались, потому что мама сказала «надо»?
– Сначала все нравилось, как любому ребенку – было весело. Танцевали, выступали, завоевывали медали. Когда настал переходный возраст, было желание бросить. Это и в нынешнее время случается у большинства детей. Главное не сдаваться, продолжать бороться со всеми трудностями и добиваться успеха.
Когда стала мастером спорта, пригласили работать тренером по синхронному плаванию в ту же спортшколу, где я тренировалась.
Все же, по прошествии стольких лет, можно сказать, что для вас синхронное плавание? Дань своим навыкам и мастерству или уже любовь?
– Синхронное плавание со мной с детства. Я пробовала уходить из этого вида спорта, меняла профессию. Но вернулась. Моя любовь – и плавание, и танцы. Впрочем, так и в детстве было. В итоге выучилась и на хореографа. Спорт и хореографическое творчество совместимы. Ведь синхронное плавание включает занятия хореографией. До сих пор преподаю синхронное плавание и танцы.
Расскажите, пожалуйста, про команду, как происходит отбор в секцию? Есть ли параметры, по которым берут в синхронное плавание?
– Есть сформировавшаяся из детей первого набора команда. Это девочки, которые не бросают заниматься и добиваются результатов. В спортшколах – да, обязательно смотрят на детей, на их родителей, чтобы понять, какая фигура будет у ребенка. Это, правда, не всегда работает, прогноз не оправдывается. У нас клубная система. Нет какого-то специального отбора. Мы берем каждого: кто хочет – может попробовать заниматься синхронным плаванием. Ему будет предоставлена возможность участвовать в соревнованиях. Лучшие выполняют нормативы, им присваиваются спортивные разряды. Из девочек, которые занимаются у нас пятый год, шесть имеют первый взрослый разряд, восемь – третий взрослый, большинство детей – с юношескими разрядами.
Какие ценные навыки дети могут приобрести благодаря этому виду спорта? Чем полезно для детей синхронное плавание?
– Понятно, что спорт – это, прежде всего, здоровье. Однозначно синхронное плавание делает девчонок более уверенными в себе. Характер вырабатывается, потому что это сложный вид спорта. Приходится преодолевать многие трудности и самим с собой бороться тоже в этом преодолении.
На ваш взгляд, с какого возраста лучше начинать заниматься синхронным плаванием?
– Это абсолютно индивидуально. Мне нравится, чтобы с пяти лет начинали их потихонечку «растягивать», укреплять, давать навыки плавания. Но есть детки, которые в этом возрасте абсолютно не готовы к данному виду спорту и им лучше прийти даже в семь – восемь лет. Должно быть какое-то осознание, что ребенок делает. Чувствовать свое тело, понимать, как им владеть. Вот когда ребенок понимает это, можно и в пять лет. Такие есть дети.
Предъявляются ли какие-нибудь требования к детям перед тем, как приступить к синхронному плаванию, или можно начинать обучение с нуля?
– Лично я не особо люблю, когда дети уже умеют плавать. Люблю так – пришел к тебе ребенок – «лепи» сама. Как научишь – так он дальше и поплывет.
Что посоветуете родителям перед тем, как они приведут детей на синхронное плавание?
– Совет один – если ребенку не нравится ходить в какую-либо секцию в первый год обучения – заставлять его не надо, но искать ту секцию, куда ребенок будет бежать, где ему будет комфортно и он будет получать, прежде всего, удовольствие от тренировок. И еще один совет. Не надо родителям придумывать, что их ребенок будет чемпионом или мастером именно в том виде спорта, который сами выбрали для своего сына или дочери.
Расскажите, пожалуйста, как девочки делают первые, если можно так сказать, шаги в синхронном плавании? Какие элементы даются особенно с трудом?
– Самое сложное – перевернуться в воду вниз головой и принять вертикальное положение, научиться балансировать в воде. После этого сложный этап – освоить опорный гребок, на котором ты стоишь. И так каждый раз учить что-то новое, группировка, вращение, элементов множество и все при разучивании и овладевании требуют определенных усилий.
Вниз головой… Вы девочкам в воде показываете, как это делать?
– С первым набором – да. Заходила в воду вместе с ними, показывала, потому что нужна была визуализация. Теперь старшие показывают младшим, как это выглядит.
Можете назвать трудности профессии тренера?
– Самая большая трудность – когда не получаешь отдачу от детей. Ты, вроде, им «разжевываешь», хочешь максимально, чтобы они были лучше, но есть дети, которые это не воспринимают. Хотя ты знаешь, что они могут, что у них есть способности, хорошие данные. Но они не пользуются тем, что имеют, и тем, что я им даю…
Наталья Юрьевна, родители принимают участие или взаимоотношения складываются на уровне «привели на тренировку – забрали с тренировки»?
– Родители помогают максимально, с какой бы просьбой не обратилась. Приобретают билеты на соревнования, организовывают трансфер, расклеивают камнями купальники, даже шьют купальники, костюмы для выступлений, атрибутику чинят. Есть родители, которые подключают к помощи родственников, бабушек, дедушек, своими силами, что могут – делают.
С одной из мам воспитанниц Н.Ю. Пустовой, Надеждой Матюшкиной, удалось поговорить, пока ждала окончания тренировки «на суше». Мама Дианы, которая занимается синхронным плаванием почти четыре года, рассказала, что об этом виде спорта не мечтали и не планировали им заниматься.
Тренировки по синхронному плаванию.
/ ФОТО из личного архива Н.Ю. Пустовой |
Он всегда нравился визуально, – говорит Надежда. – Я привела свою шестилетнюю дочь к Наталье Юрьевне на занятия по хореографии. В тот же год наша тренер набирала группу на синхронное плавание, предложила нам, мы решили попробовать. Дочь в восторге до сих пор. На соревнования с семи лет выезжаем в Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Анапу.
– Наталья Юрьевна – позитивный, жизнеутверждающий человек, считаю, это очень важно, – продолжает Надежда Матюшкина. – С другой стороны – строгий, требовательный. Всегда справедливый. Никого, не унижая и не оскорбляя, голос повышает по необходимости. А как иначе? В бассейне всегда шумно, тем более, девочки в шапочках занимаются. Наш тренер очень корректная, особенно, что касается соревнований. Всегда поддерживает своих подопечных. Даже если родители пытаются вмешиваться и начинают высказывать своим деткам, что недостаточно хорошо выступили, пресекает эти наши нравоучения, говорит, сразу после выступления не нужно давать отрицательную оценку ребенку. Потом, на тренировке происходит разбор выступления, отработка ошибок. Нравится, что средняя и старшая группы в одно время занимаются, те, что помладше, тянутся за старшими, все нацелены на результат, на достижение спортивных разрядов и званий. Тренеру огромное спасибо за то, что наши дети хотят, идут и занимаются, участвуют в соревнованиях и понимают, что защищают спортивную честь Дворца спорта, Аксайского района и несут определенную ответственность – помимо личных целей. Все это закладывается тренером. Конечно, есть трудности, вид спорта не из легких. Есть и слезы, когда, например, после отпуска начинаются тренировки и мышцы поначалу болят. Но все равно идет, не бросает. Тренер всегда пошутит, поддержит. В поле зрения Натальи Юрьевны не только тренировочный процесс, но и межличностные отношения наших детей. Умение тренера строить позитивные отношения и разрешать конфликты в детском коллективе – для нас, родителей, немаловажно!
Тренировка «на суше» закончилась. Пока юные спортсменки собирались, не упустила возможность пообщаться. Судя по ответу на мой вопрос, кто из девочек решил заниматься синхронным плаванием всю жизнь, больше половины решительно настроены не бросать этот вид спорта.
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!