О принцессе Дагмаре, будущей императрице Марии Федоровне, и двух ее принцах, которые побывали на аксайской земле в 1869 году
Новость в рубрике: Избранное, КультураНаверное, многие девочки когда-нибудь играли в принцесс, мечтали о своем принце. А что происходит потом, когда принцесса и принц становятся законными супругами? Об этом – о нелегкой доле принцесс, да и принцев тоже, пойдет речь в данной публикации.
Принцесса Дагмара, в крещении – Мария,
На пароходе прибыла в Аксай.
Датчанке, что двух принцев покорила,
Каким же ей, увиделся наш край?
(из моего стихотворения, увы, неоконченного).
Почему двух? Дело в том, что в наследники престола готовили Николая – старшего из сыновей императора Александра II. С ним занимались лучшие педагоги России, его личным воспитателем был граф С.Г. Строганов, право ему преподавали про-фессора И.Е. Андреевский и Б.Н. Чичерин. По отзывам последнего, Николай Александрович обещал стать самым образованным и либеральным монархом не только в русской истории, но и во всем мире. Но в апреле 1865 года престолонаследник скончался в возрасте 21 года в Ницце. Его тело на фрегате «Александр Невский» было доставлено в Россию.
По поводу болезни медики и сейчас не пришли к единому мнению. В сентябре 1864 года Николай, будучи в полном здравии, заключил помолвку с дочерью датского короля Христиана IX принцессой Дагмарой и продолжил путешествие. В Италии ему стало плохо, цесаревича привезли для лечения в Ниццу. Там, у постели умирающего любимого брата, и произошло знакомство будущего императора Александра III с принцессой Дагмарой. Общая потеря сблизила их.
Николай умер на 22-м году жизни, Александр был младше на два года. Неудивительно, что он влюбился в избранницу своего старшего брата, которым всегда восхищался. Тем более, что Дагмара была действительно хороша собой. Об этом можно судить и по портретам художников, и по многочисленным фотографиям. К тому же, что, увы, не часто, ее красота сочеталась с добротой, умом и тактом. Ко всему прочему Дагмара, как сейчас говорят, была очень модной. Некто Джон Логан, посетивший Россию, описал ее как «самую хорошо одетую женщину в Европе».
Вот отзывы о ней королевы Великобритании Виктории. Старшая сестра Дагмары – Александра была женой сына Виктории, будущего короля Эдуарда VII, и матерью короля Георга IV. Стоит ли удивляться, что сыновья родных сестер – Георг IV и Николай II – были так похожи?! Королева Виктория хорошо знала будущую российскую императрицу:
«Когда она выходила замуж, она вообще не умела говорить по-русски. Однако в течение нескольких лет овладела языком настолько, что ее муж писал ей по-русски (письма). Она сказала американскому послу в России, что «русский язык полон силы и красоты, он равен итальянскому по музыке, английскому – по энергичной силе и разнообразию». Она утверждала, что «по сжатости выражения» русский язык соперничает с «латынью, а по составлению новых слов равен греческому».
Королева Виктория высказывалась и о ее браке: «[Мария] кажется вполне счастливой и довольной своим толстым, добродушным мужем, который оказался гораздо более внимательным и добрым к ней, чем можно было бы предполагать… Я думаю, они очень домашние, счастливые и привязаны друг к другу; из него получается очень хороший муж».
Однако все это было не так просто и не сразу. Делать предложение принцессе Дагмаре Александр поехал только летом 1866 года. Получил согласие и после помолвки вернулся на родину. Невеста прибыла в Россию морем в сентябре того же года. Ф.И. Тютчев написал приветственное стихотворение «Небо бледно-голубое».
Далее события развивались так. 24 октября Дагмара приняла православие и стала великой княгиней Марией Федоровной. 9 ноября 1866 года состоялась пышная свадьба и переезд в Аничков дворец. 18 мая 1868 года цесаревна Мария родила первенца – будущего императора Николая II, тем самым упрочив свой семейный статус. Несмотря на то, что их отношения начались при таких трагических обстоятельствах, у Марии и Александра, по мнению современников, был исключительно счастливый брак, и на протяжении почти тридцати лет совместной жизни супруги сохраняли искреннюю преданность друг другу.
На Аксайской земле
Вернемся к визиту «их императорских высочеств» – официальный титул, ибо в 1869 году Александр был наследником Российского императорского трона, а Мария – цесаревной, женой престолонаследника. Поездка на Юг империи, в Крым – в Ливадию, летнюю резиденцию императорского дома Романовых, которая началась 13 июня 1869 года, была призвана ознакомить будущую императорскую чету с народом, а подданных империи – с их будущими правителями. По итогам путешествия, а это было продолжительное мероприятие из-за встреч с местными представителями сословий – взаимных приветственных речей, застолий и других праздничных мероприятий, обстоятельных и продолжительных, в том же году был издан альбом с описанием и фотографиями. На одной из фотографий, сделанных фотографом из Таганрога Антоном Иванопуло, есть панорамный снимок Аксая, вероятно, самый первый в его истории. О нем мы поговорим в отдельной публикации, а сейчас приведу описание визита в станицу Старочеркасскую и Аксай.
Путешествие престолонаследника с супругой было комбинированным: из Петербурга в Москву – на поезде, там – пересадка на поезд, следующий до Нижнего Новгорода, пароходом – до Царицына. Снова поездом до станции Калач, где их уже ожидали пароходы «Сотник» для императорских высочеств и свиты, и «Цымла», на котором разместились конвой, хор и оркестр Атаманского полка.
Важный штрих: цесаревна оставила в столице на попечение нянек не только Коленьку, которому было чуть больше года, но и Сашеньку, которому не исполнилось даже месяца. Вот такая доля у принцесс. Второй ее сын впоследствии умер от менингита в возрасте 10 месяцев и 26 дней. Но цесаревне, по государственным соображениям, важнее было знакомство со страной и подданными.
Достопримечательности разжалованного в станицу города Черкасска именитые гости осмотрели досконально, в том числе и чугунную часовенку, установленную в память о посещении в 1863 году этих мест Николаем Александровичем. Такую же они видели ранее, в станице Романовской. Утром 31 июля пароход «Сотник» прибыл в Аксай, где именитые путешественники снова пересели на поезд Грушевско – Донской железной дороги, который за час доставил всех в столицу Донского казачества – Новочеркасск.
Пристань в Аксае была, скорее всего, напротив нынешней железнодорожной станции «Аксай», а вокзал тогда находился в районе остановочной площадки «Берданосовка». Именно там Владимир Дмитриевич Гладченко планировал создать небольшой железнодорожный филиал Аксайского военно-исторического музея. В тупике консервного завода ожидал своего часа старинный двухосный вагон, а «паровозик» XIX века он присмотрел где-то на запасных путях, сделал руководству СКЖД соответствующий запрос, подкрепленный ходатайством местных властей, но, увы, осуществить эту идею Володе не удалось…
Атаман и атаманша
Казачьи вольности, такие как выборность войскового атамана, уже тогда ушли в область преданий. Сложилась традиция, что атаманом Войска Донского является престолонаследник Российской империи, а непосредственное руководство возложено на наказного атамана, тоже назначаемого столицей. Начиная с атамана Хомутова, таковым мог быть даже не представитель казачьего сословия. Вот и в 1869 году еще одной целью путешествия на Юг было вступление в должность атамана нового престолонаследника.
После смерти его старшего брата в 1865 году, атаманские полномочия автоматически перешли к императору Александру II, настал черед принять их Александру Александровичу. С этой целью перед Атаманским дворцом при полном параде цесаревича уже ожидали все присутствующие на тот момент подразделения и войсковые высшие чины.
«Со станции к собору Государь – Наследник ехал верхом, в мундире Атаманского полка, Государыня Цесаревна – в амазонке покроя казачьего чекменя с белым кушаком и в кивере Атаманского полка, тоже верхом на донском коне следовала за своим Супругом. Великий Князь Алексей Александрович был во флигель-адъютантском мундире. У собора состоялся войсковой круг. У входа в церковь преосвященный Платон, архиепископ Донской и Новочеркасский, изволил приветствовать Их Высочества словом и поднес им иконы. По окончании молебствия Государь – Наследник вошел в круг и здесь под сенью знамен сказал, обращаясь к атаманам и казакам:
– Принимая по воле Государя – Императора знаки атаманского звания, почитаю себя счастливым, что в этот достопамятный для меня день являюсь в среду вашу с милостивым Царским словом… Его Величество с благодарностью помнит радушный прием, сделанный покойному брату, носившему то же звание, которым и я горжусь, и сожалеет, что не мог сам прибыть со мною и с вашею Атаманшей».
В Новочеркасске именитые гости пробыли три дня, в течение которых выполнили все намеченные задачи и стали полноправными «атаманом и атаманшей» Донского войска, а следовательно, и всех остальных казачьих войск Российской империи, ибо Донское – официально считалось главным.
И снова пароход
Вернувшись на поезде в Аксай, именитые путешественники отправились на пароходе вниз по Дону, сделав остановку в Елизаветинской станице, где престолонаследник принял участие в рыбной ловле и был так удачлив, что в сети его дубка попалась огромная белуга. Там же в Елизаветинской именитые путешественники пересели на прибывший за ними из Крыма пароход «Великая княгиня Ольга». Собственно, программа путешествия на этом завершилась, далее их ожидал заслуженный отдых. Супруги посетили Донскую землю и на следующий год, в 300-летнюю годовщину служения донских казаков царю Руси, которая отмечалась 21 мая 1870 года.
Венценосные супруги прожили счастливо почти тридцать лет, сохраняя искреннюю привязанность и уважение друг к другу. Считается, что благоразумие и рассудительность жены часто удерживали вспыльчивого императора от поспешных решений. После смерти мужа в 1894 году Мария Федоровна имела большое влияния на сына Николеньку – императора Николая II. Если бы это влияние сохранилось бы и дальше, России удалось бы избежать многих бед. Но после рождения сына на десятый год их брака, Николай во всем стал потакать капризам жены, которая сумела настроить против царской династии все слои российского общества.
В апреле 1919 года вдовствующая императрица Мария Федоровна покинула Крым и Россию на английском линкоре «Мальборо», но жить в Британии она отказалась. С 1920 и до кончины в 1928 году она проживала в Дании, отклоняя попытки эмигрантов втянуть ее в политические игры на чьей-либо стороне.
В 2006 году, после длительных переговоров, с соблюдением всех церемоний, прах русской императрицы Марии Федоровны, согласно ее завещанию, был перевезен из Копенгагена в Санкт-Петербург и захоронен в соборе Петра и Павла Петропавловской крепости рядом с могилой ее мужа Александра III.
Юрий Трущелев, литератор и краевед
Отправить ответ
1 Комментарий на "О принцессе Дагмаре, будущей императрице Марии Федоровне, и двух ее принцах, которые побывали на аксайской земле в 1869 году"
спасибо за интересную статью, окунулась в историю