В Аксайском районе обучение школьников направлено на совершенствование личности
Новость в рубрике: ОбразованиеСовременная реальность требует современных подходов к образованию. Меняется время, изменяются подходы к обучению детей. О новшествах этого года и современных тенденциях в образовании рассказывает заместитель начальника Управления образования Аксайского района Н.А. Пастухова.
– Наталья Анатольевна, сегодня стране нужны квалифицированные, инициативные, образованные граждане, профессионалы своего дела, люди с высокими моральными ценностями, способные нести ответственность за свои поступки, принимать взвешенные решения. В век научно-технического прогресса, когда вокруг нас огромное количество информации, необходима модернизация содержания образования…
– Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что государственная политика в сфере образования претерпевает серьезные положительные изменения. Конечно же, они идут на пользу всем: и участникам образовательного процесса, и педагогам, и руководителям. Изменения, прежде всего, касаются содержания образования, создания единой безопасной образовательной среды, образования равных возможностей. Разумеется, в будущем все это должно положительно сказаться на показателях качества образования.
Очень важно отметить, что на уровне федерации с 2023 года начала формироваться так называемая единая федеральная система оценки качества образования.
Она включает в себя ряд показателей, и важно понимать, что показатель качества образования является многогранным, многофункциональным, многозначным. Он содержит и создание условий для обучения, и кадровое обеспечение образовательного процесса, и, конечно же, достижения детей – участие в олимпиадах, государственная аттестация, а также всероссийские проверочные работы, различные региональные и федеральные исследования. Вместе с тем мы понимаем, что без тесного сотрудничества педагогов, родителей, детей мы не добьемся тех значимых показателей и собственно ориентиров, которые перед нами ставит сегодня Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года». К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства. Одной из ключевых задач программы является укрепление традиционных национальных ценностей, в связи с этим на уровне федерации, области, района проводится серьезная работа. Это, прежде всего, патриотическое духовно нравственное воспитание. Ежегодно Управлением образования, школами района проводятся мероприятия, конкурсы, посвященные развитию духовно-нравственных качеств детей, такие как «Рождественские встречи», «Димитриесвские образовательные чтения», районные «Сретенские образовательные чтения», «День православной книги», проходит очень много акций и мероприятий, направленных на поддержку участников СВО. Несколько раз в год проходит акция «Подарок солдату». Сейчас она запущена совместно со Всероссийской политической партией «Единая Россия». В прошлом году было подготовлено более 2000 таких подарков. Участвовали все без исключения – школы, сады, учреждения дополнительного образования. Третий год в школах ведется классный час «Разговоры о важном». В проведении этих уроков принимают участие не только педагоги, но и участники специальной военной операции, депутаты, казаки. Дети, прежде всего, должны знать историю, культуру. Активно развивается юнармейское движение. Благодаря целенаправленной системной работе наши дети активно вовлечены в проведение патриотических уроков и мероприятий. Нам хотелось бы активнее привлечь родителей, это особенно важно в Год семьи. Мы проводим очень много конкурсов, наши дети и родители участвуют в областных и всероссийских конкурсах.
– Какие изменения в образовании были реализованы с 1 сентября 2024 года?
– Прежде всего, изменения коснулись содержания образования. Это связано с введением новых предметов. Появилось «Трудовое обучение» вместо уроков «Технологии». Занятия сосредоточены на различных практических знаниях, в том числе столярном деле, шитье, кулинарии и других бытовых навыках. В рамках усиления патриотического воспитания введен предмет «Основа безопасности и защиты родины». Сегодня большое внимание уделяется безопасности в различных аспектах жизнедеятельности, начиная с дошкольных организаций и заканчивая вузами. Детям рассказывают о безопасности на дорогах, транспорте, водных объектах, природе, в бытовой сфере и социуме, в информационном и цифровом пространстве. Изменения коснутся содержания такого предмета как литература, история, обществознания. В этом году также появился урок «Семьеведение». В Центре творчества детей и молодежи Аксайского района будет открыта студия по обучению управлением беспилотными летательными аппаратами.
– Кадровое обеспечение учреждений образования играет ключевую роль в достижении целей и задач образовательного процесса…
– Для повышения качества образования это имеет большое значение. И в этом плане многое делается на уровне федерации, области и района. В школах муниципалитета осуществляется систематическая поддержка молодых педагогов, поскольку наша главная цель – это обновление кадрового потенциала, и, конечно же, мы замечаем, что существует проблема выгорания кадров, нехватка специалистов. И здесь стоит задача привлечения молодых педагогов для работы в школах. Для этого ведется большая работа и в образовательных учреждениях, и методической службой. Работает школа молодого специалиста, проходят различные семинары, мастер-классы, в школах введена доплата в качестве поддержки молодых педагогов. На федеральном уровне установлен закон, который позволяет студентам последнего курса колледжей уже приходить работать в школу при условии успешного прохождения промежуточных аттестаций и получения допуска к педагогической деятельности по программам начального общего образования.
– Чтобы идти в ногу со временем, педагогам необходимо постоянно заниматься самообразованием. Это позволяет педагогам восполнять пробелы в знаниях и соответствовать современным тенденциям в отрасли детского образования Российской Федерации…
– Говоря о задаче всестороннего обучения наших педагогических кадров, важно подчеркнуть, что сто процентов педагогов Аксайского района регулярно проходят курсы повышения квалификации.
Систематическое обновление содержания образования, введение новшеств, новых приоритетов требует от педагога нового взгляда на преподавание предмета, обновление своих профессиональных качеств, навыков. В связи с этим проводится серьезная работа Управлением образования, а также районным методическим кабинетом. На уровне района создана сетевая модель педагогического сопровождения, в рамках которой работают творческие группы педагогов, проводятся семинары, мастер-классы, совещания методические, педагоги активно делятся своим опытом в социальных сетях, многие создают свои сайты, это способствует подтверждению своей квалификации. Раз в пять лет педагоги повышают свой профессионализм и защищают первую или высшую квалификационные категории. У нас более 70 процентов педагогов в районе имеют высшую и первую квалификационную категорию, это говорит о том, что в школах муниципалитета высокий кадровый потенциал. Отсюда хорошие результаты государственной итоговой аттестации, участие школьников в олимпиадах, различных конкурсах, число медалистов.
В этом году в Аксайском районе 55 выпускников получили золотую медаль, 22 – серебряную. Девять ребят были удостоены региональной медали «За особые успехи выпускнику Дона». Также стоит отметить, что 38 выпускников района набрали более 90 баллов по ЕГЭ, четверо выпускников стали стобальниками.
Ежегодно средний балл по району выше средних показателей по области. Наши выпускники становятся студентами престижных вузов страны. Мы понимаем что главная ключевая роль в этом принадлежит педагогу. Новшества предъявляют новые требования и к профессиональному уровню наших учителей.
В продолжение разговора о качестве образования следует отметить, что на уровне федерации была разработана система оценки качества в образовании. В свете реализации федерального проекта «Школа просвещения России» каждый год проводится диагностика школ по ряду критериев. Образовательные учреждения могут увидеть показатели качества кадрового потенциала, воспитательной работы, итоговой государственной аттестации, олимпиадного движения, обучения детей с особенными возможностями здоровья. Данные загружаются в Единую федеральную систему. Через год школы получают конкретные рекомендации и точки риска и готовят программы развития образовательных учреждений, позволяющие работать на перспективу.
целях повышения качества российского образования на федеральном уровне в этом году проводился аккредитационный мониторинг. По сути это оценка соответствия работы школы на предмет реализации государственных образовательных стандартов. Федеральная служба по надзору провела мониторинг, в рамках которого школы заполняли специальные таблицы. В итоге образовательные учреждения увидели свое место среди школ района и области. Это позволило федерации увидеть целостную картину состояния современного образования в городских и сельских школах. Все эти меры направлены на независимую оценку качества образования и, как следствие, повышение качества образования.
– Наталья Анатольевна, Правительство России разрабатывает стратегию образования до 2040 года. Что она в себя включает?
– Документ планируют представить весной 2025 года. Одна из целей стратегии – создание условий для развития индивидуальных способностей и талантов каждого ребенка с самого раннего возраста, а также возможностей для приобретения знаний, навыков и компетенций, которые помогут ему сделать осознанный выбор профессии. В разработке стратегии участвуют эксперты в области образования, педагоги, ректоры ведущих университетов, представители бизнеса, госкорпорации, учащиеся и молодежь. Уже созданы 14 профильных рабочих групп, которые прорабатывают вопросы дошкольного, среднего, высшего образования, воспитания гармонично развитой личности, отдыха, оздоровления детей и другие вопросы, связанные с образованием. Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко провел совещание по разработке Стратегии развития образования, на котором глава Минпросвещения России Сергей Сергеевич Кравцов отметил, что при подготовке Стратегии на основе предварительного анализа выделено около 180 «точек внимания», которые были рассмотрены и соотнесены с вызовами, стоящими перед системой образования. Они охватывают широкий спектр вопросов – от повышения качества преподавания и обеспечения доступности образования до внедрения инновационных технологий и повышения квалификации педагогов.
Как видите, система образования в Российской Федерации не стоит на месте, она постоянно развивается, учитывая реалии сегодняшнего дня и перспективы ближайших лет.
Ксения ЩЕРБАКОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!