«Нет человека без любви к Отечеству…»
Новость в рубрике: Ветераны, Избранное, ОбразованиеВоспитание патриотизма – одна из главных задач нашего времени. Патриотизм – это важнейшая ценность, которая несет в себе не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и военно-исторический компоненты.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Сегодня происходит постепенное формирование нового, российского, патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития общества в обозримом будущем. Воспитание патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, ведь детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.
Важная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителям русского языка и литературы. Перед филологами проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особенно остро, ведь они владеют очень сильным оружием – словом, художественной речью, книгой. Русский педагог В.А. Сухомлинский так сказал о сущности их работы: «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека».
Литература обладает огромными потенциальными возможностями в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Она содержит богатейший материал для воспитания молодежи в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. На уроках литературы учитель получает возможность научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться перед подвигами людей, чьим мужеством утверждена слава Родины. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Произведения этих литературных жанров начинают изучать еще на начальном этапе обучения, в младших классах.
Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим и в древнерусской литературе, и в произведениях современных авторов.
– Школьная программа позволяет соприкоснуться с произведениями русских писателей и поэтов, посвятивших свое творчество описанию суровых лет войны. Пятиклассники узнают о поэтах-фронтовиках, о детях-героях, о страшной трагедии 1941 года, изучают на уроках литературы стихи К. Симонова «Сын артиллериста», «Майор привез мальчишку на лафете». Стихотворение Анны Ахматовой «Мужество» позволяет семиклассникам прочувствовать дух военного времени, силу подвига всего русского народа, защитившего свою Родину, свой язык, свою культуру. В учебнике седьмого класса есть интервью с поэтом-фронтовиком, который отвечает на вопрос: зачем сегодня нужно говорить о войне. Ответ прост и ясен. Он в стихотворении Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны?».
Школьники с трепетом читают поэму Р. Рождественского «Реквием», «Ленинградскую поэму» Ольги Берггольц, стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». В старших классах ребята изучают произведения М.А. Шолохова «Судьба человека» и «Они сражались за Родину», «Василий Теркин» А. Твардовского, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова», – рассказывает Ольга Николаевна Чайкина, учитель русского языка и литературы Аксайской СОШ № 2. – Изучение произведений о войне не ограничивается только уроками. Доброй традицией стало участие наших ребят в конкурсе чтецов «Живая классика». Участвуя в этом конкурсе, ученики очень часто выбирают страницы, рассказывающие о подвигах советского народа.
Так, победителем конкурса «Живая классика – 2021» стал ученик Г.А. Сафаровой Дмитрий Чайка. Взволнованно и торжественно звучали в его исполнении слова из книги Б. Васильева «В списках не значился». Финалисткой районного конкурса стала ученица 7 «А» класса Мария Чурова, которой я предложила представить на конкурс отрывок из книги Льва Кассиля «Великое противостояние».
В начале мая, в преддверии Дня Победы, в актовом зале школы № 2 проводится фестиваль поэзии «Венок Победы», который тоже успел стал доброй традицией. Председатель жюри этого фестиваля, директор школы Ирина Дмитриевна Колыбельникова всегда отмечает высокую подготовку всех учащихся, но особенно запомнилось всем выступление Дениса Сидоренко, подготовленного Л.И. Хагай, читавшего стихотворение «Чулочки» Мусы Джалиля. Администрация школы, учителя, школьники со слезами на глазах слушали звучащие со сцены стихи, словно наяву переживая страшные картины войны.
Национальная идея России заключается в патриотизме, но он должен быть не квасным. Об этом заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин в интервью программе «Москва. Кремль. Путин». По мнению Президента, «патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, ее движению вперед», «…утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит русскому языку.»
Этот фестиваль объединяет всех участников в едином порыве любви к своей стране и гордости за нашу Победу. Самое активное участие в подготовке учащихся к этому важному событию принимают педагоги школы Е.А. Филатова, А.В. Баласанова, Т.В. Курочкина, Н.Н. Рудакова, Л.И. Хагай, В.С. Бобылева, О.Н. Чайкина, Г.А. Сафарова, И.Г. Писковцова. Хочется отметить, что для выступления участники находят стихи современных поэтов, поэтов-аксайчан и даже читают стихи собственного сочинения.
Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего времени. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам нужно гордиться завоеваниями науки и великой культурой нашего многонационального народа. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал современного человека. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника.
Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтение книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края также способствует воспитанию истинного гражданина.
– Чем больше проходит времени со Дня Победы 1945 года, тем бережнее сохраняется память о той страшной войне, о героях, победивших фашизм. Традиционно в феврале ребята готовят материал об оккупации Аксая и Ростова-на-Дону в 1941 и 1943 годах, об освобождении Ростовской области. Школьники рассказывают о подвигах Вити Черевичкина, Эдика Жмайлова, о героях Таганрога, о расстреле ростовчан в Змиевской балке. В классе звучат суровые рассказы о подвигах Зины Портновой, Вали Котика, Марата Казея, Лары Михеенко, Володи Дубинина. Чтобы подготовить такой материал, ученики читают произведения о пионерах-героях и другую литературу, в том числе книгу ростовского писателя Владислава Смирнова «Ростов под тенью свастики», изучают книгу аксайских авторов «Поклонимся великим тем годам», в которой повествуется о событиях в годы Великой Отечественной войны.
Кроме этого, учащиеся нашей школы принимают участие во Всероссийском конкурсе сочинений, посвященном событиям Великой Отечественной войны. В прошлом году в этом конкурсе приняли участие многие ученики 5 – 11 классов. Победителем школьного этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» стала ученица Л.И. Хагай Ю. Ермишина, – говорит Ольга Николаевна.
Патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Это качество формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями», – утверждал русский педагог К.Д. Ушинский.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение, погружаясь в глубины великой российской литературы, будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать верную систему отношений к тем или иным событиям и быть истинным гражданином своей Родины, преданным и любящим сыном своей земли.
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
2 Комментарий на "«Нет человека без любви к Отечеству…»"
Я тоже считаю,что нет человека без любви к Отечеству ! Что очень важно знать и любить свою историю! Спасибо большое Светлана Ефремовой за прекрасную статью! Да дети должны с детства знать что такое фашизм,как это страшно,знать Историю России ,про Великую отечественную войну. Во второй школе ,где мама работаем учителем музыки Тумасова Е.И., действительно все направлено на поднятие патриотического духа,и музыка ,и песни,и стихи, и история и литература,и русский язык. Спасибо всем учителям ,которые подготавливают такие замечательные концерты. Фото отличное в статье.
Да. Все правильно сказано. Нет у человека чувства патриотизма — нет и любви к Родине, желания помочь в трудную минуту, встать на защиту своей страны. Особенно остро патриотизм сейчас проявляется. Сколько людей вышло на акцию «Бессмертный полк» 9 мая! Все это говорит о том, что мы едины, а значит, на правильном пути.