«Быть тебе учителем!»
11.11.2022 Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, ОбразованиеЛучший работник образования Дона рассказывает о работе и о себе. 4 октября этого года в Ростовском музыкальном театре звание «Лучший работник образования Дона» за большой вклад в развитие системы образования Ростовской области было присвоено учителю биологии, заместителю директора по учебно-воспитательной работе аксайской гимназии № 3 Анастасии Анатольевне Кириленко.
Корреспондент «Победы» встретилась с лучшим учителем Дона. С Анастасией Анатольевной мы общаемся на перемене в учительской.
– Анастасия Анатольевна, наверное, учителем хотели быть с детства? – спрашиваю уважаемого педагога.
– Да нет, – смеется она, – грезила стать врачом. Поступала в мединститут, и не получилось. Отдала документы на биофак Ростовского университета. Поступила сразу. Так что биология – это, можно сказать, моя судьба.
Родилась Анастасия Кириленко далеко от Ростова, в поселке Штормовом Магаданской области. Оттуда родом ее отец. Когда девочке было десять месяцев, семья переехала к родителям мамы в Ростов. В донской столице она училась до четвертого класса, а потом папа получил квартиру в Аксае.
– Я закончила аксайскую школу № 4 имени советско-болгарской дружбы, – рассказывает учительница. – Бредила медициной. Но как-то в классе шестом моя классная руководительница, учитель математики Вера Михайловна Черноокая, сказала: «Быть тебе учителем». Я это серьезно не восприняла. Профессия врача для меня была в приоритете.
Поступить в 80-е годы в Ростовский медицинский институт все равно, что полететь на луну. Анастасия, чтобы подстраховаться, поступила сначала в Ростовское областное (базовое) медицинское училище – получить профессию медсестры. Закончила его в 18 лет с красным дипломом и пошла работать в больницу – чтобы еще стаж шел. Через год, имея красный диплом и год практической работы, принялась штурмовать Ростовский медицинский институт.
Анастасия Анатольевна Кириленко в 1986 году с отличием окончила Ростовское областное (базовое) медицинское училище (была Ленинским стипендиатом), в 1993 году – с отличием Ростовский государственный университет по специальности «Биология». В 2005 – 2006 годах прошла профессиональную переподготовку на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Ростовского государственного педагогического университета по программе «Менеджмент в образовании», защитила аттестационную работу на тему: «Проектирование профильного обучения на старшей ступени средней школы».
– Конкурс был огромный, – вспоминает Кириленко. – Увы, не суждено мне было стать студенткой престижного вуза, хотя на все вопросы ответила. Группы абитуриентов на вступительных просто «выкашивали», такой был большой наплыв желающих посвятить себя медицине. По физике мне поставили тройку – это был профилирующий предмет при поступлении в мединститут. Потому я забрала документы.
Юная Анастасия не стала еще раз испытывать судьбу и отнесла документы на биофак Ростовского пединститута. Училась на вечернем, после первого курса ей предложили работу в аксайской школе № 3 – в той самой, где она до сих пор! Этим летом исполнилось ровно 33 года преподавательской деятельности Кириленко.
– Отказываться от работы в школе не стала. Тяжело было учиться и работать одновременно. Но мы были молодые, задорные, все тяжелое казалось по плечу.
– Что нужно, чтобы иметь хорошую оценку по биологии? Отличная память? – спрашиваю.
– Не только. Нужно еще хорошо знать другие предметы – физику, химию. Нужно иметь, если так можно сказать, биологическое мышление. Биология не такой простой предмет, как это можно подумать изначально.
Еще в то время, когда трудилась медсестрой, юная Анастасия познакомилась с будущим мужем. «Его вылечила и замуж взяла, – смеется она. – Познакомились, когда он лежал в аксайской больнице, где я работала. Вместе 33 года». Муж Виктор Васильевич долгое время трудился водителем-дальнобойщиком. После операции перешел на легкий труд. Сейчас на пенсии.
Еще в 90-е годы Анастасия Анатольевна попробовала написать методичку по биологии. И у нее это получилось. Да еще как! Несколько раз перепечатывали учебное пособие. Потом была учеба в Ростовском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Там получила второе высшее образование по специальности «Валеология (педагог-валеолог)».
– Валеология – это наука о здоровьесбережении, – рассказывает Кириленко. – Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезни.
По словам Кириленко, объект валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Имея дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья через приобщение к здоровому образу жизни. Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни.
После окончания курсов Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кириленко предложили здесь поработать методистом. В итоге 15 лет трудовой деятельности отдала ростовскому учебному заведению, совмещая преподавание в аксайской гимназии и в институте.
Когда я общалась с Анастасией Анатольевной, к ней в учительскую заглянул ее внук – пятиклассник Егор. Это сын племянника Валерия, с которым они в теплых отношениях. Его дети – как их родные внуки.
– Несколько лет назад внуку Сергею на уроке труда в четвертом классе задали смастерить своими руками поделку. Так я познакомилась с квиллингом. Это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Готовым спиралькам придается различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии. Считается, что квиллинг придумали монахи. Обрезая позолоченные края книг, они накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название.
А вообще я очень люблю готовить, – признается лучший работник образования Дона. – Люблю готовить и угощать родственников и друзей. У нас есть дача в Истомино, вот там мы собираемся, отдыхаем всей семьей. Но работа, конечно, у меня на первом месте.
КОММЕНТАРИЙ
– Анастасия Анатольевна – учитель уникальный. Профессионал с большой буквы. Она является автором более 100 пособий для российских школьников по ЕГЭ и ОГЭ, выпускает учебники, проводит онлайн-обучение на всю страну. Это дорогого стоит. Далеко не каждый преподаватель может совмещать столько нагрузок.
Елена СЕМИБРАТОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!