Сфера образования России в целом и Аксайского района в частности развивается стремительными темпами
Новость в рубрике: ОбразованиеПоявляется множество инновационных проектов, расширяются возможности цифровых информационных платформ. О том, какие новшества были внедрены в уходящем году, мы спросили у заместителя начальника Управления образования Администрации Аксайского района Н.А. Пастуховой.
– Наталья Анатольевна, Аксайский район всегда был среди передовиков. Наши школы, педагогические коллективы справлялись с внедрением в работу новых методик, осваивали цифровые технологии. Чем ознаменовался 2023 год?
– Важно отметить, что современная система образования постоянно претерпевает изменения, появляются нововведения, определяются новые перспективы и приоритетные направления деятельности. Ни для кого не секрет, что с 2019 года идет национальный проект «Образование». В следующем 2024 году он закончит свою работу. Сейчас на уровне Министерства просвещения Российской Федерации планируются новые приоритеты продолжения этого национального проекта. Буквально на прошлой неделе состоялось всероссийское совещание по подведению итогов работы в сфере образования в 2023 году и постановке задач на 2024 год под руководством заместителя председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой, министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова. На нем присутствовали руководители Министерств образования регионов России. Сергей Сергеевич обозначил основные направления деятельности системы образования в 2023 году и перспективы 2024 года. Главная цель, которая на сегодняшний день стоит перед системой образования – создание единого информационно-образовательного пространства. Об этом мы неоднократно говорили на августовской конференции, на региональных и федеральных совещаниях. Сергей Сергеевич еще раз это подчеркнул, обозначив, что едиными должны быть федеральные образовательные программы, единые федеральные учебники, единая концепция воспитания, образования. В 2023 году впервые был создан федеральный образовательный портал «Школа Министерства Просвещения России».
Единые образовательные программы размещены на официальном сайте Министерства Просвещения Российской Федерации. Наши школы работают по ним уже второй год. В 2023 году введен единый учебник по истории в 10 – 11 классах. В ближайшие два года такие учебники выдадут по всем предметам. Это нужно для того, чтобы облегчить труд педагога и создать единую информационно-образовательную систему. Кроме того, на портале Школы Министерства Просвещения России зарегистрированы все образовательные организации, и наши школы, конечно, тоже. Портал создан для того, чтобы выявить и опубликовать лучшие практики, опыт передовых школ, талантливых педагогов. Этот портал бесплатный, а регистрация на нем добровольная. Любой желающий педагог может получить необходимую информацию, познакомиться с опытом коллег из других регионов. Здесь также есть полезный контент для учеников и родителей.
– Как в школах Аксайского района реализуется система наставничества?
– В Аксайские школы, детские сады и учреждения дополнительного образования каждый год приходят молодые специалисты. Все они имеют своего наставника – опытного педагога. Анкетирование молодых специалистов показывает, что самая востребованная форма повышения квалификации для молодых педагогов – индивидуальная консультация наставника. Целый ряд работников сферы образования Аксайского района вошли в региональную базу наставников для консультирования и методической помощи педагогам Ростовской области.
В Аксайском районе реализуется проект «Час с наставником», работает «Школа молодого педагога», занятия в которой проходят совместно со специалистами Центра психолого-педагогической помощи Аксайского района.
Наши педагоги принимают участие в региональных мероприятиях. Например, они принимали участие в межмуниципальном форуме педагогических клубов «Наставничество – надежный причал». Педагог-организатор лицея № 1 Т.С. Дядюшкина участвовала во Всероссийской просветительской акции «Учитель – учителю». Молодые специалисты участвуют в муниципальном конкурсе открытых уроков. Всестороннее сопровождение педагогов создают условия для успешного вливания молодежи в педагогическое сообщество района.
– В этом году была введена должность помощника директора школы по воспитательной работе. Какие результаты дает это нововведение?
– Это позволило максимально расширить сферу деятельности воспитательной работы. Помощники по воспитательной работе смогли привлечь к работе большое количество учеников. Проводится очень много просветительских акций, духовно-нравственных, воспитательных мероприятий, направленных на развитие патриотизма и гражданственности. Все это позволило объединить ребят. Это своего рода альтернатива пионерскому движению. Помощники по воспитанию интенсивно работают с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых», которое начало свою деятельность год назад. Организация утверждена Федеральным законом об образовании и позволяет ребятам проявляться, заявлять о себе, представлять свои инновационные проекты по тем или иным направлениям. Это могут быть воспитательные, развивающие, научные, социальные, экологические, патриотические проекты. Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играет движение «Юнармия». В нашем районе оно развито широко. Число юнармейцев растет, ежегодно проводится целый ряд мероприятий, в которых ребята активно участвуют.
– Каковы новые приоритеты развития системы образования в этом году?
– На всероссийском совещании этой темы коснулся руководитель Федеральной службы по надзору контроля в сфере образования Анзор Ахмедович Музаев.
Он рассказал о том, что впервые за долгое время минувшей осенью проведен аккредитационный мониторинг общеобразовательных учреждений на федеральном уровне. Школы заполняли мониторинговые листы для подтверждения своей аккредитации с целью аналитической деятельности. Мониторинг проводился по пяти направлениям, включающим в себя государственную итоговую аттестацию, всероссийские проверочные работы, кадровый состав. Для чего был этот мониторинг? Дело в том, что на основании Федерального закона об образовании РФ № 273 аккредитация стала бессрочной. Проведенный мониторинг позволит образовательным учреждениям увидеть свое место в общей системе образования. По итогам мониторинга в конце года планируется дать методические рекомендации школам: какие показатели необходимо улучшить, что приведет к повышению качества образования. Вместе с тем мы постоянно подчеркиваем (и Служба по надзору в сфере образования, и Министерство просвещения РФ), что нельзя выстраивать ранжирование школ по итогам ОГЭ и ЕГЭ, поскольку в образовательных учреждениях учатся разные дети, у образовательных учреждений свой уровень и возможности. Сельская школа, например, отличается от городской. Это первый приоритет развития системы образования.
Второй – государственная итоговая аттестация. В этом году она прошла четко, слаженно, организованно. Ежегодно федеральное, региональное министерства, Управление образования делают все, чтобы создать необходимые условия для сдачи экзаменов. Очень часто спрашивают, отменят ли ЕГЭ. Нет. В 2024 году государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ состоится. Недавно, 6 декабря, прошло итоговое сочинение для одиннадцатиклассников.
Третий приоритет, о котором говорили на совещании, – снижение бюрократической нагрузки педагогов. С одной стороны, мы говорим, что информатизация помогает учителю. В электронном журнале есть конструктор рабочих программ, существуют различные образовательные платформы. А с другой стороны, мы понимаем, что с каждым годом увеличивается количество мониторингов, различных отчетов, информационных порталов, всевозможных запросов. Что сделано на уровне федерации, чтобы избавить от перегруженности? Запущен проект «Пилотная апробация подхода по снижению бюрократической нагрузки для учителей». Он начнет свою работу в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Пензенской, Нижегородской, Владимирской областях.
Четвертое направление – лицензирование образовательной организации для вновь открывающихся объектов в рамках проекта «Демография» нацпроекта «Образование». В Аксайском районе в этом году открылся детсад «Семицветик» в п. Темерницком. Он вовремя прошел процедуру лицензирования. Так же, как и детсад «Лилия» в п. Янтарный, который открылся год назад.
В Аксайском районе остаются все те нововведения, которые пришли к нам в 2023 году. Направления, развивающиеся в рамках национального проекта «Образование», останутся. Это касается и воспитательной работы, и обновления содержания дополнительного образования, и проведения капитальных ремонтов. Сейчас капитальный ремонт идет в Октябрьской школе. На будущий год планируется капитальный ремонт в Истоминской школе и детском саду «Журавлик». На очереди стоят еще три дошкольных образовательных учреждения. Продолжится проект «Советники», больше внимания планируется уделить развитию спорта и поддержке дополнительного образования. Также своей задачей мы видим увеличение количества школ со статусом казачья, развитие школьного театра, поддержку музеев образовательных учреждений.
Буквально через несколько дней состоится круглый стол по обсуждению предварительных итогов действия национального проекта «Образование» и обсуждение перспектив дальнейшего поступательного движения. Я думаю, что нас еще ждут интересные новеллы образования, которые позволят укрепить систему образования, сделать ее более качественной и единой.
Аксайский район с 2021 года принимает участие в реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда». Формирование единой Цифровой образовательной среды в образовательных организациях позволяет обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрять в педагогические практики технологии электронного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирует у школьников навыки обучения в цифровом мире и умения создавать цифровые проекты для своей будущей профессии. Формирование единой цифровой образовательной среды в образовательных организациях позволяет обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрять в педагогические практики технологии электронного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирует у школьников навыки обучения в цифровом мире и умения создавать цифровые проекты для своей будущей профессии.
КСТАТИ
В рамках создания единого информационного образовательного пространства в 2023 году появились основные нововведения:
1. Введение федеральных основных общеобразовательных программ во всех школах и детских садах.
2. Использование единых государственных учебников истории для учащихся всех одиннадцатиклассников.
3. Привлечение обучающихся школ в обязательном порядке к общественно-полезному труду.
4. Апробация нового учебного предмета «Основы безопасности жизни Родины». Предмет будет введен с 1 сентября 2024 года вместо учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
5. Возвращение в школы серебряных медалей («За особые успехи в учении II степени»)
6. Введение единой системы профориентации обучающихся в школах. В школах Аксайского района вводится профминутка для учеников.
7. Проведение обязательной диагностики на знание русского языка детей-мигрантов.
8. Введение должности советника директора по воспитанию в общеобразовательных организациях всех субъектах Российской Федерации, учреждениях среднего профессионального образования.
9. Расширение проекта «Профессионалитет» (открытие образовательных кластеров среднего профессионального образования по отраслям, ориентированным на малый и средний бизнес, а также сферу услуг).
10. Внедрение Федеральной государственной информационной системы «Моя школа».
11. Перевод образовательных организаций новых субъектов РФ на региональный уровень.
Ксения ЩЕРБАКОВА
Отправить ответ
2 Комментарий на "Сфера образования России в целом и Аксайского района в частности развивается стремительными темпами"
Сфера образования развивается — это хорошо. Но вот как быть с нехваткой кадров? У знакомой в школе столько учителей ушло за прошедший год-два, что страшно представить, что будет дальше…
очень много новых мероприятий, все на пользу нашим деткам