В Аксайском районе созданы условия для образования детей с особенными возможностями здоровья, о взаимодействии с родителями
Новость в рубрике: ОбразованиеГлавная цель, прописанная в законе «Об образовании» – это создание равных общедоступных условий для получения образования всеми категориями учащихся, независимо от того, живут они на селе или в городе и каково их состояние здоровья.
Заместитель начальника Управления образования Администрации Аксайского района Н.А. Пастухова отмечает, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», приоритетный национальный проект «Образование», единая концепция образовательной политики определяют основные векторы развития современного образования. Управлением образования делается все необходимое для достижения важной цели – обеспечение равных условий, доступности и современного качества образования.
В районе ведется большая систематическая работа по выявлению и сопровождению, обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас создан Центр диагностики и консультирования, который, собственно, занимается этим направлением очень активно и всесторонне. Благодаря формированию базы мы знаем всех особенных детей и каждому обеспечиваем индивидуальное обучение, выстаиваем индивидуальную образовательную траекторию. Абсолютно во всех школах района обучаются школьники с ограниченными возможностями здоровья. Большинство таких детей в средних общеобразовательных школах № 4 и № 2 города Аксая.
– Обучение таких детей требует, конечно же, большой подготовки и от педагогов, и от образовательной организации. Над этим активно работает наша методическая служба, проводит курсы для педагогов, потому что работать с такими детьми должны особые специалисты. Нельзя сказать, что их хватает в полной степени, у нас недостаток таких кадров, прежде всего логопедов, психологов, дефектологов. Такие специалисты работают в районном Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района, школах, детских садах, но их по-прежнему не хватает, – отмечает Наталья Анатольевна.
В текущем учебном году в Аксайском районе – 695 школьников с особенными возможностями здоровья, нуждающихся в специальных условиях образования. Образование этих детей находится на контроле психолого-медико-педагогической комиссии.
Дети с задержкой психического развития обучаются по адаптированным основным образовательным программам в восьми специальных классах средней общеобразовательной школе № 1 города Аксая, а также Рассветовской школе, 299 детей учатся инклюзивно в 20 школах. Уроки на дому проводятся для 37 ребят. Дети с нарушением интеллекта учатся в специальных классах средней общеобразовательной школы № 1 и Грушевской основной школе, 50 ребят получают образование дома. Что касается детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, стоит отметить, что 24 ребенка занимается на дому, 20 – в общеобразовательных учреждениях.
В районе также обучаются дети с расстройством аутистического спектра, тяжелыми нарушениями речи, слабовидящие и слабослышащие ребята. Кто-то ходит в школу и учится в обычных классах, а к кому-то учителя приходят домой. Все зависит от возможностей здоровья каждого ребенка. Незрячие дети учатся в специализированных школах Ростова-на-Дону, Новочеркасска и специальном классе города Батайска.
Более 120 дошколят с особенными возможностями здоровья посещают детские сады района. Среди них – малыши с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра. Особенные малыши развиваются в детских садах № 6 «Теремок», № 4 «Калинка», № 2 «Буратино», № 11 «Красная шапочка» и других.
Во всех образовательных учреждениях района психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми возможностями здоровья осуществляют более 300 учителей и 40 воспитателей, 15 учителей-дефектологов, 37 учителей-логопедов, 55 педагогов-психологов, 15 социальных педагогов.
Для особенных детей создана возможность развития творческих способностей. Около ста детей приняли участие в районном конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Прояви себя». На май этого года запланирован конкурс чтецов.
Чтобы особенные дети могли посещать образовательные учреждения, для них должны быть созданы соответствующие условия.
– В 2013 году в Аксайском районе была утверждена муниципальная программа «Доступная среда». В ее реализации приняли участие средняя общеобразовательная школа № 1, гимназия № 3, Большелогская, Ленинская, Рассветовская средняя общеобразовательная школа, Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 6 «Теремок». В рамках реализации этой программы за пять лет были построены пандусы для маломобильных групп граждан, устроены и подключены санузлы, установлены умывальники, поручни, нанесены на стены светоотражающие линии по ходу движения слабовидящих детей, отремонтированы кабинеты для занятий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательные организации, построенные за последнее время, проектировались с учетом современных требований формирования условий доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения (СОШ п. Янтарный, детсады № 20 «Лилия», № 23 «Семицветик»), – отмечает заместитель начальни-ка Управления образования Администрации Аксайского района А.Е. Федоренко.
Специалист также рассказала корреспондентам «Победы», что в прошлом году проведены работы по ремонту входной группы и устройству пандуса в детсадах № 27 «Золотая рыбка», № 31 «Дюймовочка», Дивненской, Ленинской, Мишкинской, Ольгинской СОШ, основной школе х. Александровка.
Работники сферы образования на общешкольных родительских собраниях рассказывают родителям об условиях доступности в школах и детсадах и формах получения образования, об обеспечении особенных детей бесплатным горячим питанием. Родителям важно знать, как создаются условия для комфортного обучения детей.
Своим опытом работы с особенными учениками поделилась Аксайская общеобразовательная школа № 4. На базе этого учебного заведения создан инновационный проект «Обучение детей с РАС по модели «Ресурсный класс» в условиях СОШ.
Специалисты класса вместе с командой тьюторов обучают детей, ведут коррекционную работу по программам социально-бытовой ориентировке, сенсорному, двигательному, музыкально-ритмичному развитию, предметно-практическим действиям, формированию коммуникативного поведения. Для особенных детей оборудовали пространство для учебы и отдыха, зону для релаксации, игры и двигательной активности. В классе установлены индивидуальные парты с изменяющимся углом наклона, подставкой для ручек и карандашей, есть стенды с опорными материалами, компьютерное оборудование. Педагоги работаютс детьми как индивидуально, так и в группах. Процесс обучения детей сопровождается тьютором. Для особенных учеников дополнительные занятия проводят социальный педагог, дефектолог, логопед, психолог.
В гимназии № 3 г. Аксая действует психолого-педагогическая служба, которая оказывает детям с ограниченными возможностями здоровья необходимую помощь. Педагоги-психологи Е.С. Захарова, Н.В. Черненко, О.В. Свириденко, педагог-дефектолог Е.Ю. Садченко, логопед Е.А. Коваленко постоянно проводят работу по развитию, социализации и адаптации особенных детей.
Также в образовательном учреждении работает психолого-педагогический консилиум. Для детей, обучающихся на дому, в гимназии работает сенсорная комната, в которой проходит коррекционная часть занятий. В кабинете есть сухой бассейн, оборудование для песочной и арт-терапии, нейропсихологического и сенсорного развития, которое помогает детям развивать моторику, внимание, память. Для поддержки детей с ограниченными возможностями устраиваются различные специальные мероприятия.
Освоение образовательной программы особенными детьми невозможно без тесного взаимодействия педагогов, детей и родителей. Только совместными усилиями можно достичь успеха в образовании и социальной адаптации особенных детей.
Софья ДЕНИСОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!