Учитель лицея № 1 г. Аксая О.В. Кольцова: «Учебник – это всего лишь инструмент в руках учителя»
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, ОбразованиеО профессии учителя аксайчанка мечтала с детства. Для нее примером был отец Виктор Иванович Гомма, который работал завучем в Аксайской школе № 1. Ольга Викторовна помнит, как он готовился к урокам, писал конспекты. И ей хотелось вот так же приходить домой и придумывать для ребят интересные занятия, поэтому она приняла твердое решение стать учителем.
После окончания девятого класса Ольга Викторовна подала документы в Ростовский педагогический колледж на специальность «Учитель начальных классов». Обучение там было насыщенным. Студентам давали много практических навыков, необходимых в работе. Когда диплом о среднем профессиональном образовании был на руках, Ольга Викторовна поступила в Ростовский государственный педагогический университет на заочное отделение и пришла работать учителем начальных классов в лицей № 1 г. Аксая.
Молодого специалиста приняли хорошо, руководство учебного заведения и коллеги помогали освоить профессиональные навыки. Труднее всего Ольге Викторовне было проводить родительские собрания и праздники. Зато сейчас она справляется с этим легко, помогает опыт. За плечами педагога шесть выпусков. И каждый из них по-своему хорош, в каждом есть своя изюминка.
Ольга Викторовна одна из первых начала работать по развивающей системе Л.В. Занкова. Знакомство с программой состоялось в Москве на обучающих курсах. Там же педагог познакомилась с автором экспериментального обучения. Работать по системе Занкова было интересно. Учитель прикладывала максимум усилий для того, чтобы дети усвоили программу. Ребята давали хороший результат и становились призерами и победителями предметных олимпиад.
– Учебник – это всего лишь инструмент в руках учителя. А как он будет им владеть, чтобы ученики усвоили материал, – это уже профессиональное умение педагога, – отмечает О.В. Кольцова.
– Ольга Викторовна, как вы готовитесь к урокам?
– Есть одно золотое правило: я не пользуюсь одним учебником. Большой опыт, работа по разным программам, наличие методических пособий позволяют сделать урок интересным и максимально продуктивным. Меняются дети, становится другим подход к изучению материала. Наряду с проверенными методами использую новые методики, интересные задания, которых раньше не было на моих уроках. То, что прекрасно подходило для одних детей, может не давать результатов у других. Неизменным остается индивидуальный подход к ученикам. Для этого я использую задания разного уровня сложности. Ребенок может самостоятельно выбрать задачу «со звездочкой» и попробовать свои силы. Когда у ученика получается справиться с таким испытанием, у него повышается самооценка, растет уверенность в себе.
– Какие методы используете на уроках?
– Для меня самое главное, чтобы дети не были пассивными слушателями, а активно включались в процесс. Во время урока стараюсь использовать разные виды деятельности: раздаю карточки, вызываю к доске, загадываю загадки. Иногда прячу что-то в классе и прошу ребят найти. На занятиях я также использую цифровые технологии. Без этого сегодня трудно представить учебный процесс. Я показываю видеролики, презентации, мультфильмы на экологические темы в рамках уроков окружающего мира. Разговоры о важном не проходят без использования мульитимедийного оборудования. На сайте, представляющем методические разработки для проведения бесед, размещен разнообразный фото- и видеоматериал, который нужно показать ребятам. Нормы СанПина устанавливают временные рамки использования цифровых технологий на уроке, за которые я не выхожу.
На уроках русского языка мы выделяем и подчеркиваем орфограммы, развиваем орфографическую зоркость. Я разрешаю пропустить букву в слове, если ребенок сомневается. Потом можно вернуться к нему, подумать, вспомнить правило, чтобы у ученика не было стресса от того, что он что-то забыл. У нас есть «тетрадь Пети двоечника». Я специально пишу на доске текст с ошибками, говорю ребятам, что это сделал неграмотный мальчишка, который забежал в класс, пока дети были на перемене. Я предлагаю ученикам найти и исправить ошибки. Они это очень любят. Так, незаметно для себя они тренируют орфографическую зоркость. Еще у нас есть волшебный мешочек, из которого дети достают слова с пропущенными буквами. Это гораздо интереснее обычного словарного диктанта, ребята лучше запоминают слова. Дети по-разному воспринимают информацию: через слух, зрение, тактильные ощущения. Кинестетик лучше запомнит слово, если достанет его руками из мешочка. Я стараюсь подбирать разные методы преподавания, чтобы каждый ребенок усвоил материал.
На уроках окружающего мира мне помогают опыты. Если я рассказываю о ветре, обязательно приношу кораблик, на который мы дуем, чтобы он плыл. Изучаем растения – несу экземпляр из своего сада, чтобы дети наглядно видели корни, листочки, стебель. Здесь важна связь с жизнью, с тем, что нас окружает, с родным краем. Если мы изучаем реку, то идем на Дон. Я прошу ребят сфотографировать птицу около дома и рассказать о ней. Мы говорим о флоре и фауне, природе Ростовской области, Аксайского района.
В рамках урока основы духовно-нравственной культуры народов России мы можем пойти на экскурсию в храм. Изучать его строение на бумаге скучно, увидеть воочию гораздо интереснее. Этот предмет предусматривает знакомство с культурой, прежде всего. Экскурсии проводятся по желанию. Как правило, никто не отказывается. Я приглашала на уроки иерея Константина Гомму, который рассказывал ребятам об одежде священника, показывал, из чего она состоит.
На уроках технологии мы развиваем мелкую моторику. В первом и втором классе – с помощью аппликаций. Любим работать с соленым тестом. Я готовлю его дома, приношу в класс. Технологию его приготовления я показывала детям, мы замешивали его прямо на уроке. Готовые фигурки из теста я запекаю, и ребята их раскрашивают, а потом дарят родителям. Я стараюсь донести до учеников, что подарок, созданный своими руками с теплой и заботой, гораздо лучше купленного в магазине. Мне нравится использовать новые виды рукоделия и творчества. Мы, например, вязали с ребятами шарфики и балаклавы из специальной пряжи, которая не требует использования спиц или крючка.
К уроку изобразительного искусства я всегда готовлюсь заранее. Накануне дома прорисовываю рисунок, чтобы понять, как сделать переход цвета, где размыть линии, в каком месте ребятам будет сложно. Мы используем краски, восковые мелки, карандаши, любим экспериментировать: можем взять, например, целлофановый пакет и растереть им краски, получается довольно необычно. Из таких заготовок мы делали парад планет ко Дню космонавтики.
Важно влюбить детей в предмет, найти что-то интересное, особенное. Я считаю, что ученикам нужно привить любовь к чтению. Пока мне это удается. Мы обмениваемся книгами в классе и являемся постоянными участниками мероприятий и конкурсов, проводимых детской библиотекой имени А.П. Гайдара. В математике можно найти необычные задачи на логику, в русском языке – интересные тексты на развитие речи.
– Ольга Викторовна, ребята радуют своими успехами?
– Конечно. В прошлом учебном году моя ученица, второклассница Мария Барбашева стала победительницей районной научно-практической конференции. Она написала проект на тему «Игрушки Великой Отечетсвенной войны». Девочка рассказала историю своей семьи и сделала вместе с бабушкой те самые игрушки. Мои ученики постоянно участвуют в предметных олимпиадах.
Вклад Ольги Викторовны Кольцовой в развитие образования был отмечен медалью «За доблестный труд на благо Аксайского района», а также нагрудным знаком «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации».
Мы присоединяемся к проведению различных акций – изготавливаем подарки для детей, встречающих Новый год в детском отделении ЦРБ Аксайкого района, помогаем собирать гуманитарную помощь для участников СВО, сдаем старые батарейки. Мои ребята становятся юнармецами и активно развиваются в этом направлении: участвуют в смотрах и конкурсах. Каждый год мои ученики выступают на конкурсе «Литературная гостиная». Мы не просто читаем стихотворения, а разыгрываем мини-спектакль, поем песню, танцуем. Я пишу сценарий, ставлю хореографический номер, музыкальное сопровождение помогает подготовить преподаватель музыки.
У нас интересно проходят праздники. Мы готовим представление для родителей, в котором найдется своя роль для каждого ученика. На сцену должны выйти все ребята. Праздники мы проводим в актовом зале, где мамы и папы могут посмотреть выступление дочерей и сыновей. Традиционно мы готовим Праздник осени, День матери, Новогоднюю сказку, отмечаем окончание учебного года. Это всегда интересно, ярко, ребята с удовольствием становятся актерами, танцорами, исполнителями.
– В наше время существует масса возможностей для саморазвития, самообразования педагогов…
– Да, без этого сегодня нельзя. Появляется большое количество новых методик, разработок. Я постоянно прохожу курсы, читаю статьи и смотрю вебинары на сайтах, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации. Нужно шагать в ногу со временем. Я изучаю психологию, это тоже необходимо в нашей работе. А еще смотрю новые мультфильмы, чтобы понимать, о каких героях говорят мои ученики, знать, чем они увлечены.
В этом году я стала членом государственной итоговой комиссии, проходила обучение в этой сфере. Повторюсь, что без самообразования сегодня невозможно.
– Ольга Викторовна, какими качествами должен обладать учитель?
– Любовь и терпение – два самых главных качества, которыми должны обладать родители и учителя. Без них ничего не получится. Мне силы, энергию и вдохновение дает семья: муж, сын, дочь. Они поддерживают любые начинания и помогают осуществлять задуманное. Семья – это моя опора, люди, на которых я всегда могу положиться.
Ксения ЩЕРБАКОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!