Он – для рисования
Новость в рубрике: КультураКарандаш известен каждому с самого раннего детства. Карандаш является таким обыкновенным предметом, что немногие из нас задают себе вопрос, как люди дошли до изобретения карандаша.
Первобытные художники создавали наскальные рисунки, выцарапывая изображения камнем или обугленной древесиной. Охру и другие натуральные пигменты смешивали с животным жиром и наносили пальцами или примитивными кистями. Это было далеко от современного представления о карандаше, но выполняло ту же функцию – запечатлевать образы и события.
В Древнем Египте писцы использовали тростниковые палочки, смоченные в растительных и минеральных чернилах. В то время бумаги еще не существовало, и вместо нее использовался папирус, который изготавливался из растения, произраставшего вдоль реки Нил.
Римляне использовали восковые таблички, на которых можно было писать специальным стилусом, заостренной металлической или костяной палочкой. Эта «записная книжка» позволяла им делать заметки и даже стирать их, просто нагревая воск.
В XIII веке художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую прикрепляли к ручке. Этот тип карандаша назывался «серебряным карандашом».
В XIV веке появился «итальянский карандаш» – стержень из черного сланца, похожего на глину. Позже его стали изготавливать из порошка обожженной кости, скрепленного растительным клеем.
Вероятно, что история возникновения графитного карандаша начинается в Англии в XVI веке. Впервые графит был использован британскими пастухами в Камберленде. Однажды после шторма под поваленным деревом был обнаружен черный минерал с металлическим отливом. Сначала его приняли за уголь, но он не горел. Тогда посчитали, что это свинец, но он не плавился и был легче свинца. Из него нельзя было отливать пули или топить печи, но он оставлял яркие следы. Жители Камберленда по достоинству оценили свойства материала для письма, который они нашли после шторма. Сначала местные пастухи использовали его, чтобы помечать своих овец, коров, лошадей и другой домашний скот. Затем торговцы начали применять графит для надписей на коробках, мешках и корзинах, наполненных товарами. Дети стали им рисовать повсюду. Англичане назвали вновь открытый минерал «черным свинцом» и сразу оценили его, как превосходный материал для записывания. Вскоре весть о «черном свинце» распространилась по всей Западной Европе. Во Франции новый минерал получил название «графит» что означает «пишущий».
Художники начали использовать кусочки графита для создания эскизов и рисунков. Однако новый материал оказался слишком мягким и хрупким, и от него также пачкались пальцы. В результате они стали обматывать графитовые палочки нитками или лентами. Деятели искусства платили большие деньги за кусочек «черного свинца».
Благодаря усиленной добычи, залежи графита в Камберленде быстро истощились, чтобы не прекращать добычу минерала, английское правительство разрешило добычу лишь шесть недель в год. Но, увы небольшое месторождение не бесконечно, XVII веку оно было выработано, и изобретатели стали придумывать, чем заменить природный элемент. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом.
В 1719 году в Штайне (Германия) появилась первое предприятие по производству карандашей. Смешав графитовый порошок с серой и закрепив смесь клеем, немцы получили графитовый стержень низкого качества, но цена карандаша была небольшой. С 1761 года Каспар Фабер, бывший плотник, впоследствии основавший знаменитую компанию Faber-Castell, начал производить карандаши в Германии.
В 1790 году Йозеф Хардтмут, мастер из Вены, экспериментируя, разработал современную версию графитового стержня. Он создал смесь из графитовой муки, глины и воды, которую затем обжег в печи. Варьируя пропорции глины и графита, Хардтмут смог получать материалы с разным уровнем твердости. В том же году Йозеф основал карандашную фабрику под названием «Koh-i-Noor Hardtmuth». Название компании «Кох-и-Нур» (Kohinur) переводится с персидского как «Гора света», и это название одного из знаменитых бриллиантов. Бизнес становится семейным.
В 1794 году правительство Французской республики предложило известному в то время химику Николаю-Жаку Конте найти способ выделки из графитной пыли палочек для письма.
В 1795 году Конте запатентовал новый метод изготовления карандашей. Он измельчил графит из низкокачественных отложений и смешал его с глиной. Затем он сформовал из этой смеси стержни и обжег их в печах. Этот метод до сих пор используется в производстве карандашей. Конте додумался изменить количество графитов в смеси, что позволило менять твердость грифелей. В 1795 году французский изобретатель запатентовал новый способ изготовления карандашей и навсегда вписал свое имя в историю. Один из видов карандашей для художников до сих пор носит название «Конте». Он очень мягкий, мягче графита, но тверже пастели, и используется для рисования на специальном шероховатом картоне.
Простой карандаш появился в России в XVIII веке при Петре Первом. Их привозили купцы из разных стран.
В России, богатой графитом и лесом, Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке. Он ввел в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. Гросс – это ежедневная норма производства карандашей одним мастером и одним учеником. До сих пор гросс – это общепринятая единица измерения количества карандашей во всем мире.
В 1840 году немецкий промышленник Лотар фон Фадеркастер решил прекратить надоедливое скатывание карандашей со стола. Его идея была проста, как дважды два: он решил производить шестигранные карандаши. Кстати, именно он уста-новил стандарты для карандаша – его длину и диаметр.
В 1869 году американец Алонсо Таунсенд Кросс изобрел механический карандаш, в котором графитовый стержень помещался в металлическую трубку и мог выдвигаться. Он стал прототипом современных цанговых карандашей.
В собрании Старочеркасского музея-заповедника хранится коллекция письменных принадлежностей, в которой есть и простой графитовый карандаш.
Н.О. Хандова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника


























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!