84-я годовщина легендарного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года
Новость в рубрике: Ветераны, Культура7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве состоялся исторический военный парад, ставший символом несгибаемого мужества и героизма советского народа в самые тяжелые месяцы Великой Отечественной войны. Проведение парада в условиях непосредственной угрозы захвата столицы, когда фронт проходил всего в нескольких десятках километров от Кремля, стало решающим фактором в поднятии боевого духа и уверенности в грядущей победе.
Парад носил особый характер, поскольку проводился в условиях жесточайшей секретности. Решение о его проведении было принято Государственным Комитетом Обороны 6 ноября 1941 года. Подготовительные мероприятия пришлось осуществлять оперативно, учитывая чрезвычайную близость фронта и необходимость соблюдения строгих мер безопасности. Даже сами участники парада зачастую узнавали о своем назначении лишь незадолго до начала.
Командовал парадом генерал-лейтенант Павел Артемьев, а принимал маршал Семен Буденный. Отличительной чертой парада стало то, что большинство участвующих соединений после завершения торжественного марша сразу отправлялось на фронт. Такое сочетание элемента военного ритуала и практической нужды подчеркнуть готовность страны к обороне сделало этот парад уникальным событием в истории.
Проведение парада вызвало широкий отклик как внутри страны, так и за рубежом. Жители Москвы и всей страны восприняли это событие как свидетельство прочности власти и веры в победу. Зарубежные наблюдатели расценивали советский парад как проявление огромного политического мужества и намерения продолжать борьбу до конца.
Следующий военный парад 7 ноября состоялся в Москве в 1945 г. С тех пор до 1991 г. парады проходили ежегодно. 7 ноября 1953 г. министр обороны СССР Маршал Советского Союза Николай Булганин впервые выехал принимать парад не на коне, а на новом открытом автомобиле ЗИС-110Б. На параде 1957 г. впервые были показаны межконтинентальные баллистические ракеты. Последний советский военный парад с участием боевой техники 7 ноября состоялся в 1990 г.

Все 60 экспонатов техники прибыли на Красную площадь из музея воинской техники Вадима Задорожного. / ФОТО автора
С 1991 г. парады на Красной площади не проводились. В этот день в центре столицы проходили шествия, организованные движениями «Трудовая Москва», «Объединенный фронт трудящихся», КПРФ и другими, в которых принимали участие ветераны Великой Отечественной войны.
7 ноября 2000 г. на Красной площади состоялся первый торжественный марш ветеранов ноябрьского парада 1941 г. В дальнейшем такие марши проходили ежегодно. В них участвовали воспитанники суворовских и кадетских училищ, члены молодежных военно-патриотических организаций и поисковых отрядов, рота почетного караула и военный оркестр Московского военного округа. Ежегодно – вплоть до 2020 года.
С 2022 года на Красной площади ежегодно 7 ноября разворачивается музей под открытым небом.
Вот и в этом году в течение трех дней здесь работал такой музей под названием «Город живых историй». Мне повезло увидеть все собственными глазами.
А еще повезло в самом начале поучаствовать во встрече журналистов с народным артистом РФ, кинорежиссером, сценаристом, продюсером, генеральным директором Студии «ВоенФильм» Игорем Угольниковым. С 2022 года он является художественным руководителем грандиозного действа 7 ноября на Красной площади. На вопрос, какие эмоции он испытывает сейчас в связи с тем, что его дед был участником того исторического парада в 1941 году, Игорь Угольников ответил:
– Не только седьмого ноября, но и во все другие дни, когда делаю спектакли на тему Великой Победы или снимаю фильмы о том времени, я ощущаю кожей, что мой дед и не только он стоит у меня за спиной. Отношусь к этому как к делу жизни.

Регулировщица. Реконструкторы соз-давали в «Городе живых историй» антураж военного времени. / ФОТО автора
Пусть это не мой дед в тот день, 84 года назад маршировал по брусчатке, но слова Угольникова я приняла и на свой счет тоже. Я отправилась в «Город живых историй» и еще не раз вспомнила слова «он стоит у меня за спиной». Особенно, когда читала истории ратных династий и рассматривала фотографии тех, кто «за спиной». Кто и сегодня продолжает дело своих прадедов, дело отцов и матерей своих родителей – сохраняет наше свободное настоящее, нашу возможность жить в свободной стране.
За два дня мне удалось обойти все десять тематических зон. Можно было, конечно, и за один. Это если не задерживаться у каждой витрины. Не смогла я не задерживаться. Десять витрин-павильонов, за стеклами каждого – стенды с фотографиями и краткой (насколько это возможно) информацией о том, как жила Москва в первые дни и месяцы Великой Отечественной войны.
Экспозиции первого павильона, составленные в том числе на основе архивных документов, рассказывают о подготовке этого, одного из самых символичных и знаковых военных парадов в истории нашей страны. Ноябрьский парад в столице стал переломным рубежом битвы за Москву. Он показал, что несмотря на колоссальные трудности, на упорные кровопролитные бои всего в нескольких десятках километров от Москвы, советская столица не будет сдана врагу, а советские войска остановят и погонят гитлеровцев обратно. Именно после этого парада тысячи молодых людей со всех уголков страны стремились записаться добровольцами. В официальной подготовительной переписке парад был обозначен как «операция войск московского гарнизона». Всего в этой операции было задействовано около 30 тысяч человек личного состава, 140 артиллерийских орудий разных калибров, 160 танков, 232 автомашины. В параде участвовали пехотинцы, танкисты, моряки, зенитчики, артиллеристы, кавалеристы, пулеметчики, минометчики, связисты, саперы и медики.
Несмотря на тяжелейшую обстановку в боях на подступах к столице, организация парада была проведена на высочайшем уровне. Документы свидетельствуют о скрупулезном подходе командования Московского гарнизона к организации прибытия и убытия пехотных частей, кавалерии и техники, к порядку и времени движения колонн по главной площади страны, к наличию на местах средств связи, регулировщиков, эвакуационных тракторов, ветеринаров.
Часть архивных документов рассказывает и о другом, не менее значимом военном параде, проведенном 7 ноября 1941 года. По приказу Маршала Советского Союза К. Ворошилова в ознаменование 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции состоялся так называемый военный парад боевых резервов в городе Куйбышеве (ныне – Самара). В отличие от московского, куйбышевский парад включал в себя как наземную, так и воздушную часть.
Материалы номера газеты «Красная звезда» от 9 ноября 1941 года рассказывают о еще одном параде в честь годовщины революции. Он был проведен 8 ноября 1941 года в Воронеже. Его принимал заместитель наркома обороны СССР маршал Советского Союза С. Тимошенко, а участниками стали части войск Юго-Западного направления. Газетные строки свидетельствуют, что, после прохода пеших колонн и техники «трудящиеся города многотысячными колоннами со знаменами, портретами вождей и цветами в руках прошли через площадь, демонстрируя свою готовность самоотверженно помогать фронту, свою уверенность в неминуемости победы Красной Армии, в разгроме фашистов».
Отдельным эпизодом парада стало то, как парад снимала съемочная группа. Операторы Павел Касаткин и Теодор Бунимович не смогли зафиксировать выступление Сталина с трибуны мавзолея в необходимом режиме с синхронной звукозаписью. Сталин согласился, а по некоторым источникам, даже сам первый предложил переснять заново свое выступление – настолько важным он считал кадры документальной киносъемки. Переснять выступление решили в здании Большого Кремлевского дворца, там соорудили так называемую выгородку (фрагмент трибуны мавзолея), продумали детали так, чтобы и пар изо рта во время речи вождя шел (для этого в помещении открыли все окна и двери). Кадры кинохроники с парадом на Красной площади и выступлением Сталина увидели миллионы советских граждан.
Вскоре будет смонтирован особый фильм – «XXIV Октябрь. Речь И.В. Сталина» режиссера Леонида Варламова. А в 1942 году этот эпизод будет вмонтирован в еще одну ленту этого режиссера – «Разгром немецких войск под Москвой». Этот фильм получит в 1942 году премию «Оскар» Американской академии киноискусств за лучший иностранный документальный фильм. Миллионы американцев впервые воочию убедились в героизме и стойкости советского народа в войне против гитлеровской Германий именно из этой документальной киноленты.
Информационные стенды, посвященные операции «Эвакуация» в Москве во время Великой Отечественной войны, содержат текст и изображения, которые рассказывают о том, как в критические дни обороны Москвы по инициативе Георгия Жукова началось грандиозное строительство кольцевой дороги вокруг города. Тысячи дорожников и добровольцев работали под огнем, в осенней грязи и зимней стуже, чтобы создать стратегическую трассу для переброски войск. Эта дорога стала невидимым щитом столицы.
Экспонаты и документальные фотографии в павильоне «Великая иллюзия», в частности, показывают, как маскировали стратегические объекты, чтобы запутать неприятеля. «Великую иллюзию» создали под руководством тогдашнего главного архитектора города Бориса Иофана. За 34 дня Кремль и другие важные объекты студенты МАРХИ раскрасили в городские кварталы. На Москве-реке установили платформы, имитирующие жилые кварталы, в Подмосковье построили фальшивые аэропорты и другие «стратегические объекты». В результате каждый третий снаряд падал не на город, а на ложные объекты.
Название павильона «Авиационный щит столицы» говорит само за себя. Московское небо защищали не только истребители. Над городом парили сотни аэростатов заграждения, создавая невидимую преграду для немецких бомбардировщиков. Их стальные тросы становились смертельной ловушкой, а расчеты, состоявшие в основном из девушек-добровольцев, несли свою вахту круглосуточно.
Аэродромы Внуково, Измайлово и Захарково работали как часы, обеспечивая боевые вылеты и прием делегаций. Даже ложные аэродромы с фанерными макетами вносили свою вклад – около трети всех немецких бомб падали на эти хитроумные муляжи. Так рождалась сложная система ПВО, сделавшая небо над столицей неприступным.
Осенью 1941 года началась грандиозная операция по эвакуации авиазаводов. Тысячи рабочих разбирали сложнейшее оборудование и отправляли его в глубокий тыл. Казань, Куйбышев, Иркутск – в невероятно короткие сроки с московских вокзалов отправлялись в другие города тысячи тонн грузов.
Уже в декабре 1941 года с новых площадок на фронт, в том числе в Москву, уходили эшелоны с бомбардировщиками Пе-2 и штурмовиками Ил-2. Этот промышленный подвиг обеспечил перелом, в войне советская авиация не просто сохранилась, но и превзошла врага по количеству и качеству боевых машин.
Отдельный павильон посвящен московской прессе. Пока одни типографии эвакуировались, другие, как Московский печатный двор, продолжали работать в столице, обеспечивая не только фронтовыми сводками, но и учебниками для детей – миллион «Букварей» было выпущено для первоклассников 1942 года, открытками для бойцов – тем, что поддерживало частички нормальной жизни. Газеты выходили ежедневно, даже когда линия фронта проходила в 30 километрах от Москвы. Военные корреспонденты и фотографы, делая с солдатами все тяготы окопной жизни, создавали ту самую летопись войны – суровую, честную. С первых дней войны московские журналисты и писатели взяли в руки винтовки. Более 800 столичных авторов надели военную форму, а десятки известных литераторов стали военкорами центральных газет. Они жили в окопах вместе с солдатами, ходили в атаки и делили все тяготы фронтовой жизни. Их репортажи с передовой становились голосом, доносившим до тыла суровую реальность войны.
Московские фотографы документировали войну с первых дней. Иван Шагин – фотокорреспондент газеты «Красная звезда» запечатлел повседневную жизнь столицы в период обороны: ополченцев на улицах, баррикады на Садовом кольце, зенитчиков на крышах. Сотрудник «Известий» Георгий Зельма прошел от Сталинграда до Берлина. Дмитрий Бальтерманц, начинавший в «Известиях», сделал уникальные кадры строительства оборонительных рубежей под Москвой. Евгений Халдей создал знаменитый снимок знамени Победы над Рейхстагом, пройдя с камерой весь путь до Берлина. Марк Марков-Гринберг – автор пронзительных портретов солдат и офицеров, показал войну через детали, привал после боя, письмо из дома, минуты отдыха. Еще одна легенда советской фотографии – Аркадий Шайхет, снимал для «Огонька» строительство оборонительных рубежей на подступах к Москве, а в 1945 году – штурм Берлина.
Уже 27 июня 1941 года, спустя всего пять дней после начала войны, на улицах Москвы появились первые 308 агитационных плакатов «Окна ТАСС», которые в последующие годы стали символом эпохи. Масштабную работу координировал Николай Денисов, а в редакции трудились 125 художников, 83 писателя и несколько сотен печатников. Для быстрого и массового распространения использовалась уникальная технология трафаретной печати через шелковую сетку, что позволяло сохранять высокое качество изображения даже при больших тиражах. Каждый плакат производился вручную: бригады из 15-20 человек работали так интенсивно, что могли выпустить до 3 000 экземпляров в сутки. Работа велась в тяжелейших условиях – без должной вентиляции и освещения, с использованием токсичных ацетона и скипидара вместо обычных растворителей. Несмотря на это, производство не останавливалось ни на день и шло в три смены. Плакаты оперативно реагировали на все изменения на фронте, и их можно было увидеть не только в Москве, но и на броне танков и фюзеляжах самолетов.
В годы войны радио стало нервным узлом, связывающим фронт и тыл. Знакомые позывные «Говорит Москва!» для миллионов людей означали: столица жива, страна сражается. Из радиоприемников звучали сводки Совинформбюро, письма с фронта, приказы Верховного Главнокомандующего и музыка, дававшая силы выжить. Голос радио, доносившийся из Москвы, вел за собой, сплачивал и вселял надежду. Его вклад в Победу был настолько велик, что сразу после войны у радио появился свой собственный праздник – День радио, учрежденный в знак признания его роли в защите страны.
Переходя от павильона к павильону, я узнавала все больше об обороне столицы, промышленной отрасли, научных открытиях, военной медицине, культуре и искусстве. Вчитывалась в личные истории тех, кто ковал Победу в тылу: конструкторов, инженеров, рабочих и многих других.
Хочу рассказать еще о научном партнере музея «Город живых историй» – Российском военно-историческом обществе (РВИО). При подготовке экспозиции представители научного совета РВИО помогали с консультациями по вопросам, связанным с жизнью Москвы в период Великой Отечественной войны. Они также помогали искать фотографии, документы и артефакты того времени.
Член центрального совета РВИО и член совета московского отделения РВИО Александр Школьник внес свой вклад в создание экспозиции. Артефакты, фотографии и материалы из возглавляемого им Музея Победы заняли место в витринах музея на Красной площади. Архивная карта Москвы стала основой для уникальной инсталляции – Карты Москвы 1941 года. Она посвящена формированию дивизий народного ополчения в разных районах города. Гости могут увидеть, как жители каждого уголка столицы массово вставали на ее защиту.
Историческая техника из коллекции музея, предоставленная членом центрального совета РВИО и членом совета московского отделения РВИО Вадимом Задорожным, стала центром притяжения для посетителей экспозиции на Красной площади. Впервые за время проведения ежегодного музея под открытым небом на Красной площади представлено такое количество военной техники – 60 единиц. Гости смогли увидеть танк Т-34-76, танк Т-37, ночной бомбардировщик У-2, самоходную установку СУ-76 и многое другое.
Каждый год российские граждане собираются на мероприятиях, посвященных памяти воинов, прошедших по Красной площади 7 ноября 1941 года. Это помогает сохранить в сердцах потомков благодарность героям той далекой войны и напоминает о ценности свободы и независимости, завоеванных ценой огромных потерь.
Тот исторический парад стал символом непреклонной воли советского народа и ярким эпизодом сопротивления агрессии, вдохновившим миллионы людей на продолжение борьбы. Сегодня мы бережно храним память об этом дне, чтя подвиг героев, защищавших нашу страну в те трудные часы испытаний.
Ольга БЛОТНИЦКАЯ





























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!