Как остановить беду: для библиотечных специалистов Аксайского района прошел семинар «Профилактика суицидального поведения детей и подростков»
Новость в рубрике: Здравоохранение, Молодежь, Полезная информацияСамоубийство – крайне опасное, однако предотвращаемое и прогнозируемое событие. Установлено, что самоубийство чаще всего совершается в диапазоне от 15 до 25 лет. По статистике, ежегодная смертность вследствие суицида в мире составляет около одного процента всех летальных исходов. Мужчины подвержены суицидальным действиям в четыре раза чаще женщин, а свыше 90 процентов лиц умерших вследствие суицида, в большинстве случаев имели в анамнезе психические патологии (в большинстве случаев – депрессивные состояния).
Надо отметить, что по данным ООН, в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток самоубийств среди детей и подростков. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертных случаев и четвертое место среди основных причин потенциальной потери жизни.
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется в смятении и тревоге.
По сути, любое суицидальное поведение можно условно отнести к одной из трех групп: истинный, демонстративный, скрытый вид.
Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествует угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди нередко такого состояния человека не замечают (не хотят заметить или не готовы принять). При этом основной процент самоубийств «из-за любви» происходит как отражение потребности быть нужным хоть кому-то.
Однако основная часть суицидов, так называемых демонстративных, это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, «шантаж», которым пользуется слабые, инфантильные люди, не имеющие других способов обратить на себя внимание. И большинство самоубийц вовсе не хотят умирать, а просто достучаться до кого-то, позвать на помощь. Очень часто, «неуправляемость детей», на которую жалуются их родители, наказывая их и давая им успокоительные, носит под собой те же корни и возможно это первый шаг к потенциальной будущей роковой развязке. При этом у их родителей нет на них времени, нет понимания с высоты своих проблем или они просто не являются авторитетами, в силу различных причин, которым ребенок готов довериться. Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как своеобразный шантаж, который в силу случайности обретает законченную форму… А ведь хотелось только попугать.
Скрытый суицид — это осознанная игра со своей жизнью путем суицидального поведения, своего рода адреналиновая наркомания. В случае с подростками — это поведение и поступки, в том числе и наркомания, которые могут привести к заведомо смертельному исходу. У взрослых – экстремальные виды спорта и т.п.
На особенности суицидального поведения существенно влияет и возраст суицидента. В детском возрасте суицидальное поведение связано с желанием избежать стрессовых ситуаций или наказания, имеет характер ситуационно-личностных реакций. То есть дети не всегда до конца осознают необратимость смерти. Ближе к подростковому возрасту смерть воспринимается уже как явление реальное, но маловероятное для себя. Практически дети и подростки не всегда осознают необратимость своих суицидальных поступков. При этом у них зачастую отсутствуют навыки совладания со стрессом и депрессией, поэтому выход на суицид у них чаще всего происходит после ссор или в конфликтных ситуациях. Более половины детских и подростковых суицидов совершается на фоне аффективных реакций или психических расстройств.
За любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые. То есть внимательное отношение взрослых способно предотвратить суицидальное действие детей. Прежде всего, взрослые должны интересоваться делами ребенка, разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, жизни, строить планы на будущее. Это общение должно быть позитивным. Препятствуют формированию суицидальных намерений антисуицидальные факторы личности. Это положительные жизненные установки и активная духовная позиция, сформированные чувство долга и ответственности, эмоциональные привязки к родным и близким людям, психологическая адаптированность, наличие актуальных жизненных ценностей, наличие жизненных интересов и планов. Психогигиеническая профилактика суицидального поведения является сегодня одной из базисных задач современного общества. К первичным мероприятиям по профилактике суицидального поведения относят:
– совершенствование уровня социальной жизни людей;
– воспитание позитивно ориентированной личности;
– ликвидация социальных условий, провоцирующих самоубийственные намерения с выработкой антисуицидальных факторов личности. Прочность закладываемого антисуицидального барьера будет напрямую зависеть от наличия идеологии в обществе и завязанных на нее жизнеутверждающих факторах и гуманистического мировоззрения основанного на традиционных ценностях.
«Сокровища книг», как называл библиотеки В.Г. Белинскийи, и в современных условиях особенно, становятся важнейшим оплотом воспитания, сохранения и развития нравственно-духовного содержания наших детей уже с дошкольного возраста. Это особенно актуально для сохранения российской национальной и духовной идентичности в борьбе с западной идеологией, пытающейся всеми доступными средствами внедрить в головы наших детей чуждые нам ценности, разрушая понятия Семья и Родина, взращивая в них зерна инфантилизма.
В рамках осуществления психогигиенической профилактики детского суицидального поведения 3 декабря в межпоселковой центральной библиотеке им. А.М. Шолохова для библиотечных специалистов Аксайского района прошел семинар «Профилактика суицидального поведения детей и подростков». Проводивший семинар представитель ЦРБ Аксайского района, кандидат биологических наук В.В. Кадетов, совместно с участниками рассмотрел возможности более акцентированной работы с детьми дошкольного и школьного возраста по формированию у них духовных ценностей, любви к семье, Родине, осознание своей нужности и ответственности за свои поступки. То есть создание антисуицидальных факторов – якорей, способных направить их дальнейшее развитие в созидательное русло в соответствии с концепциями традиционных ценностей нашей страны.
В.В. Кадетов, начальник отдела по связям с общественностью ГБУ РО «ЦРБ» в Аксайском районе, кандидат биологических наук


























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!