Крах плана Барбаросса
Новость в рубрике: Ветераны, ДатыВ боях за Москву красная армия разрушила надежды вермахта на блицкриг. Битва под Москвой стала одной из самых кровопролитных в ходе Великой Отечественной войны. Огромные силы войск гитлеровской Германии были направлены на операцию «Тайфун»: 1,8 млн человек, 1700 танков, около тысячи самолетов. Им противостояли войска Красной Армии, насчитывавшие всего 1,2 млн человек, тысячу танков, 677 самолетов. Начав наступление 30 сентября, войска немецкой группы армий «Центр» уже к 7 октября сумели окружить наши войска под Вязьмой, а через несколько дней под Брянском. Их отчаянная борьба связала на две недели до 40 процентов сил группы армий «Центр». Оставшиеся войска вермахта направились в сторону Москвы. Огромную роль в удержании столицы сыграли курсанты военных училищ из Подольска и Москвы, которые были подняты по боевой тревоге и брошены в бой. Также были подтянуты резервы с Урала, из Сибири, с Дальнего Востока, с других направлений советско-германского фронта. В середине ноября командование группы армий «Центр» организовало новый натиск на Москву. 5 декабря 1941 года началось советское контрнаступление под Москвой, которое переросло с 8 января 1942 года в общее наступление, продолжавшееся до 20 апреля. Именно это сражение, сопровождавшееся тяжелейшими потерями и множеством трагических событий, во многом определило конечный исход войны. Впервые непобедимый до тех пор вермахт не смог добиться поставленных целей и был вынужден отступать, опасаясь полного разгрома.
Главная цель
Взятие Москвы было главной целью всей восточной кампании Гитлера. Изначально в плане Барбаросса все сводилось к тому, чтобы быстро занять Москву. Немецкое командование понимало, что битва под Москвой может решить исход всей войны.
Не сомневалось в этом и советское руководство. Уже в самом начале Великой Отечественной войны шла подготовка к битве за Москву. И хотя гитлеровскому блицкригу не смогла воспрепятствовать ни одна страна, Советский Союз даже не помышлял о капитуляции. На борьбу бросались все новые и новые резервы. Солдат набирали по призыву, принимали в добровольцы, на местах организовывались партизанские движения.
Непосредственно в самой битве под Москвой схлестнулось невиданное до того количество людей – около семи миллионов. На тот момент это было самое масштабное сражение во всей Второй мировой войне. Только здесь, впервые с самого начала войны, движение гитлеровской армии было остановлено. В рамках битвы за Москву, которая продолжалась чуть меньше семи месяцев, участвовало рекордное количество человек и военной техники. Соотношение сил имело небольшой перевес в сторону вермахта.
За то время, пока противника удерживали в районе Смоленска, была спешно создана глубокая многополосная оборона на направлениях к столице. Задача обороны подступов к Москве на дальних рубежах была поручена войскам трех фронтов. Западный фронт растянулся между Торжком и Вязьмой, Брянский фронт прикрывал территорию восточнее Новгорода-Северского, две армии взяли на себя юхновское направление. Часть резерва защищала фланги, а основная часть укрепилась на оборонительном рубеже в тылу Западного фронта. В это же время подготовка сосредоточена на контрнаступлениях советских бойцов у Глухова, для улучшения общего тактического положения защитников.
Немецкие дивизии были укомплектованы отличным парком тягачей и автомашин. Поэтому их подразделения стало значительно более подвижными, чем советские войска. Кроме того, слаженному взаимодействию способствовала и хорошая связь. В каждом немецком танке была радиостанция. В советских же машинах радиосвязь была только в танке у командиров. Поэтому они фактически не могли командовать во время боя.
Германское командование стянуло для решающей битвы 38 процентов всех пехотных дивизий и 64 процента танковых дивизий, находившихся на советско-немецком фронте. Советская сторона проигрывала не только в количестве, но и в качестве. Танки у Красной Армии были в основном легкие, а из имевшихся самолетов (которых и так было в два раза меньше, чем немецких) только 20 процентов было нового типа. Большинство имеющихся советских дивизий были укомплектованы не полностью. А народное ополчение было слабо вооружено, часто устаревшим оружием и плохо обучено.
Поначалу успех был явно на стороне вермахта. Уже 19 октября в Москве вводится осадное положение. Столица успела сильно преобразиться с момента начала подготовки к обороне. Она вся ощетинилась дулами зенитных пушек в ожидании смотрящими в небо. Улицы перекрыли баррикадами и плотными рядами противотанковых ежей – сваренных между собой кусков железнодорожных рельсов. Все небо над столицей было густо усеяно огромными рыбообразными аэростатами для того, чтобы создать помехи бомбардировщикам. Оконные стекла домов крест-накрест заклеивали полосами бумаги, чтобы уберечь от раскалывания из-за вибрации во время бомбежек.
Маскировка
Ночью город погружался во тьму. «Свет в окне – помощь врагу!» – предупреждали москвичей информационные плакаты противовоздушной обороны. От граждан требовалось строгое соблюдение светомаскировки. Забывчивым горожанам могли напомнить об ответственности и увесистым камнем в окно. Из добровольцев были организованы специальные отряды, в задачу которых входило обнаружение сигнальщиков – немецких диверсантов и завербованных предателей, которые подавали световые сигналы нападающим. За время осады было задержано несколько десятков таких сигнальщиков. Подобные меры предосторожности были очень важны для этого этапа московской обороны.
В Москве было три сплошных оборонительных рубежа. Их можно увидеть на карте главной битвы под Москвой. Первый – окружная железная дорога. Второй – по Садовому кольцу. Третий – по Бульварному кольцу. Между ними также устраивали оборону вдоль всех сквозных улиц. Перекрывались все выходящие ответвления. В полуподвалах, цокольных этажах, окнах, на балконах и чердаках организовывали пулеметные точки.
Работали с 6 утра до 11 вечера. Осенние дожди, тяжелая глинистая почва и неровности пересеченной местности очень усложняли работу. А трудились там, в основном, женщины, которые не имели никакого опыта в саперных работах. Всего участвовало в возведении инженерных укреплений 600 тысяч человек.
Кроме фортификационных сооружений, в столице усиленно занимались маскировкой важных объектов. Для того чтобы максимально затруднить немецким бомбардировщикам обнаружение Кремля, был принят план по изменению внешнего вида самых узнаваемых зданий и даже постройке ложных городских кварталов.
Перво-наперво перекрасили все хорошо заметные купола и крыши. Купола из позолоченных превратились в тускло-серые, а зеленые крыши стали ржаво-рыжими – как большинство городских зданий. Огромные звезды на шпилях и кресты собора закрыли фанерными щитами. Подготовили комбинации макетов городских кварталов. Через реку, которую сложно было скрыть, перебросили бутафорный мост.
Вся кремлевская стена была разукрашена под цвета городских кварталов. Дорогу между башнями засыпали песком. Над садовыми деревьями натянули брезент с нарисованными на нем крышами домов. Таким же брезентом была «пересечена» сама кремлевская стена. Только на этот раз он был расписан под дорогу. Мавзолей прикрывало построенное над ним двухэтажное здание.
Для проверки маскировки использовали специальных наблюдателей, которые поднимались на самолетах над городом, инспектировали работу и давали свои рекомендации. Стопроцентную защиту такие меры, конечно, не гарантировали. Но на какое-то время немецкие летчики все-таки бы-ли сбиты с толку. И за время военных действий исторический архитектурный ансамбль пострадал минимально.
Битва под Москвой — значение
До вторжения в Советский Союз армия Гитлера не знала поражений. Она покоряла страну за страной, внушая ужас и наращивая собственную мощь за счет трофейной военной техники, захваченных ресурсов и новых рекрутов с захваченных территорий. Немаловажно и психологическое воздействие. Немецкая армия считалась непобедимой. Это парализовало атакуемых и вдохновляло нападавших. Битва под Москвой изменила мнение мира о возможностях Гитлера. Воспрянул духом и советский народ.
Но значение московской битвы затрагивало не просто настроения одной отдельной нации. Япония планировала вторжение в Советский Союз со стороны Дальнего Востока. Она ждала только падения столицы. Из-за отступления вермахта Япония поостереглась открывать новые фронты. И это несмотря на то, что для обороны Москвы были задействованы как раз дивизии с Дальнего Востока. А это означало, что защита там сейчас ослаблена.
Турция тоже планировала оторвать для себя лакомый кусочек от Советского Союза в общей бойне. Но и она благоразумно последовала примеру Японии. На этом фоне такие страны, как Финляндия, Венгрия и Румыния, заметно поостыли в своей решимости помогать гитлеровской Германии, что тоже сразу же сказалось на предоставлении в распоряжение вермахта своих солдат и экономической поддержке. Германия стала терять союзников. Пускай не документально, но по сути. А помощь ей сейчас нужна была как никогда раньше. Все это сказалось не только на ситуации Восточного фронта. Развитие Второй мировой войны поменяло траекторию именно после исторической битвы за Москву.
Стойкость русского человека, его мужество, храбрость, сила и стремление к самопожертвованию на благо Родины не позволили немцам осуществить свои коварные планы. Битва под Москвой овеяна человеческим подвигом, людей совершенно разных чинов и званий.
Дарья ЧУПЕРЕВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!