К 55-летию детской школы искусств города Аксая
Новость в рубрике: Избранное, Культура, Образование, ЮбилеиВ 2021 году Детская школа искусств г. Аксая отмечает свое 55-летие. Это учебное заведение, сформированное в советский период, осуществлявшее свою деятельность в смутное время девяностых годов, не потерявшее своего значения в настоящем и с надеждой смотрящее в будущее. Согласитесь, срок немалый, возраст зрелости. За это время школа достигла многого, и ей есть чем гордиться, есть что предъявить в качестве результата своей деятельности.
Судьба школы – это судьба страны, в которой как в зеркале отражены проблемы и сложности всех временных отрезков ее жизни. Оценивая роль Аксайской школы искусств в культурной жизни города, района, области в прошлом, настоящем, можно порассуждать о целях, задачах дополнительного образования в общей образовательной системе страны, проанализировать все плюсы и минусы существующей структуры, определить место и назначение музыкальных школ и школ искусств в культуре региона с целью оптимизации их деятельности.
Аксайская детская школа искусств – одно из старейших учебных заведений дополнительного образования детей в Аксайском районе. В 1966 году это была небольшая Детская музыкальная школа с контингентом 50 учащихся. С 1990 года были открыты новые отделения: художественное, хореографическое, эстетическое и присвоен новый статус «Детская школа искусств».
За годы своего существования школа выросла в крупнейший центр детского художественно- эстетическою и профессионально-музыкального воспитания в Аксайском районе.
На сегодняшний момент в школе искусств – 600 учащихся, а обучение проводят более 50 преподавателей, работающих с учетом новейших достижений современной музыкальной и художественной педагогики по авторским программам. Труд многих педагогов отмечен различными наградами, званиями, почетными грамотами и благодарностями.
С 1989 года директором ДШИ является заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Светлана Петровна Евстигнеева, в 2017 году распоряжением Правительства Ростовской области ей было присвоено звание «Лучший работник культуры Ростовской области».
Результаты работы педагогического коллектива значительны. Школа прошла аттестацию среди ДМШ и ДШИ области. Комиссией министерства культуры Ростовской области ей присвоена высшая категория.
Музыкальное отделение – самое крупное отделение школы и по составу педагогов, и по количеству учащихся. Отделение включает в себя различные направления: фортепиано, аккордеон, баян, скрипка, виолончель, домра, гитара, балалайка, синтезатор, духовые инструменты, эстрадный, академический и народный вокал, хоровое пение. В практике своей работы отделение использует два направления – профессиональное и общеразвивающее. Цель послед-него – пробуждение творческого начала учащихся, формирование эстетических критериев, музыкальной эрудиции, воспитания гражданственности. Цель профессионального – воспитание будущих музыкантов.
Педагоги отделения и их лучшие ученики – активные и постоянные участники областных, зональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.
Гордостью школы являются оркестр народных инструментов, неоднократно завоевывавший звание лауреата на различных конкурсах (руководитель – лауреат всероссийских и международных конкурсов З.Г. Басенко), ансамбль скрипачей (руководитель В.Р. Клячко), камерный ансамбль «Encore» (руководитель М.А. Осадчая), ансамбль гитаристов «Каприччио» (руководитель И.П. Басенко), ансамбль народных инструментов «Дивертисмент» (руководитель П.П. Басенко). В школе бережно сохраняются и развиваются традиции хорового коллективного музицирования.
Сегодня 235 учащихся овладевают искусством рисунка, композиции, живописи, занимаются графикой, дизайном. Учащиеся отделения изобразительного искусства продолжают обучение в Ростовском художественном колледже имени М.Б. Грекова, ЮФУ, академии Архитектуры и искусства. За эти годы многие из них стали художника- ми, архитекторами, дизайнерами, модельерами, преподавателями.
Талант – явление уникальное. И в каждом случае его становление индивидуально. А вот рецепт развития талантов, пожалуй, один – любовь и преданность своему делу, чуткое отношение к ученику в сочетании с высокой требовательностью.
Славной традицией школы стало воспитание в юных музыкантах «умения побеждать». Районный конкурс «Виртуозы Аксая», проводимый ежегодно в разных номинациях на протяжении не одного десятилетия, стал той первой ступенью мастерства для десятков юных теоретиков и музыкантов-исполнителей на пути их профессионального роста.
Многие выпускники ДШИ г. Аксая в дальнейшем продолжили свое обучение в Ростовском колледже искусств и различных музыкальных ВУЗах страны. Некоторые выпускники, а в настоящее время преподаватели Аксайской школы искусств, продолжают свое обучение в консерватории им. С.В. Рахманинова г. Ростова-на-Дону: Анна Леванян (фортепиано), Никита Юношев (балалайка), Валентина Федорец (вокал).
Большое число воспитанников школы разных специализаций учатся в школе для одаренных детей при Ростовском колледже искусств. Это пианисты Никита Хен, Алина Стаценко, Наталья Шумейко, Даниил Ли, баянисты Дмитрий Журавлев и Арман Марабян, а Анна Федорова (виолончель) учится в лицее при Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова.
Лучшие инструменталисты – выпускники Аксайской школы искусств уверенно подтверждают свой высокий профессиональный уровень и на новой, более высокой ступени своего образования, в Ростовском колледже искусств, побеждая в различных творческих состязаниях российского и международного уровня. Это баянист Роман Шаповалов, гитарист Владислав Козин, пианисты Виктор Даукшевич и Евгения Галалаенко. Достойно представляют школу в стенах колледжа вокалистки София Устинова, Юлия Ляпина.
Школа неизменно реализует преемственность поколений в своей кадровой политике, осуществляя последовательность ступеней профессиональной подготовки специалистов «начальное-среднее-высшее».
За годы своего существования школа выпустила более 2 500 учащихся, многие из которых избрали искусство своей профессией, в том числе более 10 из них ста-ли преподавателями Аксайской школы искусств. И этот факт, на наш взгляд, является определяющим в той результативности своей деятельности, которую демонстрирует это учебное заведение.
Старшему поколению хорошо известен лозунг советских времен «Кадры определяют все». Оспорить его верность вряд ли удастся кому бы то ни было и сейчас.
Каким-то особым способом руководству школы удается привлекать в ряды педагогов не просто специалистов высокого уровня, но что гораздо важнее, людей творческих, неравнодушных, по-настоящему преданных своему делу. Именно их присутствие в коллективе определило необычайно высокий творческий потенциал, явно выходящий за рамки детского учебного заведения. Это композиторы и художники, инструменталисты-исполнители, способные, кажется, решить любую задачу, осуществить любой творческий проект, идущий в ногу со временем.
Достаточно вспомнить о таком коллективе как ансамбль русских народных инструментов «Узоры», который с 1990 г. осуществлял свою концертную деятельность в районе, области и за ее пределами. Количество концертов в год доходило до пятидесяти. Его аудиторией были учащиеся образовательных и музыкальных школ, трудовые коллективы, и просто любители народной музыки. А концертными площадками становились сцены домов культуры, ростовской Областной филармонии и Музыкального театра, музыкальных училищ области и ростовской консерватории, открытые сцены парков культуры района и области. Коллектив, просуществовав 22 года, вышел на уровень лучших ансамблей русских народных инструментов страны, трижды побеждая на международных профессиональных конкурсах и завоевав Гран-при Всероссийского конкурса в Краснодаре в 2011 году. «Узоры» создали свой репертуар, который до сих пор активно используется профессиональными ансамблями народных инструментов и учебными коллективами музыкальных колледжей и ВУЗов страны. Большая часть инструментальной и вокальной музыки из репертуара «Узоров» записана на CD-диски. Творчество коллектива было отражено в программах радио и телевидения, на страницах газет и Интернета, ему посвящены статья А. Пересады в Международной энциклопедии «Оркестры и ансамбли народных инструментов» (Краснодар 2004 г.) и В.Ушенина «Народно-инструментальное ансамблевое исполнительство на Дону» (Ростов-на-Дону, 2001 г.). Материалы о деятельности ансамбля «Узоры» на протяжении многих лет регулярно публиковались на страницах газеты «Победа».
В 2012 году творческую эстафету этого ансамбля подхватил квартет «Бас-тон»– уникальный семейный коллектив педагогов школы. Завоевав первую премию на V Всероссийском конкурсе «Кубанская певунья-балалайка» в 2013 г., «Бас-тон» не раз демонстрировал свое высокое исполнительское мастерство перед слушателями различных регионов страны. В 2021 г. как один из победителей квартет был включен в программу Гала-концерта Первого Международного фестиваля искусств «Рождественские огни» (г. Вологда).
В Аксайской детской школе искусств на сегодняшний день существует еще один творческий коллектив, концертная деятельность которого по объему выступлений, уровню профессионализма, сопоставима с деятельностью штатного филармонического оркестра. Это камерный оркестр «Родник» (худ. руководитель З.Г. Басенко). В 2020 году «Родник» был удостоен дипломов I степени за победу в региональном этапе, а затем и в финальном этапе конкурса «Донской культурный марафон 2019 – 2020», учрежденном Правительством Ростовской области.
Удивительна работоспособность коллектива: организованный в недалеком 2018 году, он уже имеет в своем репертуаре более 50 инструментальных произведений и более 100 вокальных.
Состав камерного оркестра необычен: он объединяет инструменты традиционные – русские народные домры, балалайки, баян, гусли с фортепиано и скрипичным контрабасом. При таком редком наборе инструментов музыкантам удалось добиться органичности звучания оркестра, получив уникальное сочетание тембров и выразительных возможностей. Начав свою концертную деятельность в период проведения в Ростове-на-Дону Чемпионата мира по футболу в 2018 г., «Родник» побывал с концертами в Азовском и Семикаракорском районах, городе Шахты и городах краснодарского края Темрюке и Тамани, неоднократно выступал на сцене Ростовского колледжа искусств. Но, пожалуй, главный вклад в популяризацию исполнительства на народных инструментах, эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения оркестр внес и вносит в Аксайском районе. Только более двух десятков тематических концертов перед учащимися общеобразовательных школ города и района в рамках культурных акций «Путь Победы» и «Цветущий май» в 2020 и 2021 годах были посвящены памятным датам Победы в Великой Отечественной войне.
Особо стоит отметить работу коллектива в условиях пандемии, когда концертная жизнь оркестра не была прекращена, а лишь перешла в иную плоскость. «Родник» на высоком профессиональном уровне осуществил ряд проектов, которые нашли свое место в медийном пространстве. Это совместные проекты оркестра со студентами отделения академического вокала Ростовского колледжа искусств «Все, что было не со мной, помню», посвященный Дню освобождения Ростова и Аксая от немецко-фашистских захватчиков, «Спасибо, Музыка!», приуроченный к Международному дню 8 марта. Выполненные в форме видеороликов эти концерты были размещены на сайтах Аксайской школы искусств и Ростовского колледжа искусств. Они доступны к просмотру и в настоящее время.
Надо сказать, что вообще вся творческая деятельность школы в период карантинных ограничений не привела к какому бы то ни было застою. В дистанционном формате школа провела теоретическую олимпиаду, IX районный конкурс юных исполнителе на народных инструментах «Виртуозы Аксая», учащиеся и педагоги, солисты и творческие коллективы приняли участие в десятках интернет-конкурсах. В коллективе нашлись педагоги, способные осуществить качественную аудио и видео запись выступлений учащихся и преподавателей для участия в дистанционных конкурсах и концертах, а также облечь отснятый материал в художественную форму. В таком же формате прошел главный концерт детской школы искусств – отчетный концерт года. Именно он демонстрирует уровень подготовки учащихся на момент окончания учебного года. Со всеми материалами за период с сентября 2020 года по май 2021 года можно ознакомиться на сайте ДШИ г. Аксая.
Уже в очном формате проходили такие творческие состязания как областной конкурс пианистов имени В. Варшавской, конкурс «Признание», которые стали успешными для многих юных воспитанников Аксайской школы искусств. Интересен был совершенно необычный проект педагога вокального отделения школы Жанны Олеговны Поспеловой. Мюзикл «Брысь! Или история кота Филофея» Якова Дубравина по пьесе Валерия Зимина был поставлен на сцене школы искусств г. Аксая учащимися ее класса в сопровождении фортепиано Олега Андреева.
ДШИ г. Аксая – участник конкурса «Лучшая школа искусств России» 2020 года, итоги которого будут подводиться в июне 2021 г. Хочется надеяться, что это учебное заведение не потеряется среди многих десятков других достойных представителей учреждений дополнительного образования детей страны.
Мы лишь частично осветили некоторые моменты жизни из прошлого и настоящего Детской школы искусств г. Аксая. И даже этого, на наш взгляд, достаточно, чтобы сделать определенные выводы о роли подобных учреждений в культурной жизни города, района, региона да и общества в целом. Несомненно, что их деятельность не только плодотворна, но и крайне необходима в процессе воспитания не только детей, но и взрослых. Являясь центром академического начального образования в области различных видов искусства, школы дополнительного образования детей обладают большим творческим потенциалом, в состоянии решать многие задачи общеэстетического порядка. Кто-то скажет, что учить музыке нужно детей, только способных или даже только одаренных, что это очень затратное для государства обучение. Хочется им возразить словами выдающегося отечественного музыканта и педагога 20 века Генриха Нейгауза. Суть его высказывания сводится к следующему: «Учить музыке необходимо как стихийно одаренных, так и менее способных детей. Первые станут музыкантами-профессионалами, а вторые – слушателями и составят культурную среду общества».
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, а музыкальная куль-тура – это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой – показатель уровня этой общей культуры. Культура не передается на генетическом уровне. Это продукт неустанного воспитания каждого нового поколения.
Ее значение в жизни кажется незаметным, воздействие на общество является опосредованным и растянуто во времени. Произведения искусства лишены утилитарности: музыка не накормит, живопись не согреет. А потому в сознании многих людей существует убеждение, что культура вторична, а в жизни множество более острых и насущных проблем, требующих первостепенного решения. Хочется надеяться, что не все так думают, и, в особенности, что так не думают те, от кого зависит принятие решений государственного уровня.
Для совершенствование системы дополнительного образования нужна оптимизация учебного процесса, перегруженного формальной отчетностью. Для реализации своего творческого потенциала школам искусств нужны концертные залы, оборудованные всем необходимым, чтобы юные музыканты и их преподаватели могли принять слушателей, как говорится «у себя дома». Нужен качественный инструментарий, чтобы исполнение было на достойном уровне, и живое общение публики с музыкой стало для нее незабываемым.
Хочется надеяться, что изречение «Красота спасет мир!» действенно будет воплощаться в жизнь и не останется лишь изречением. И тогда будущее ста-нет таким, каким мы его хотим увидеть.
П.П. Басенко, преподаватель Детской школы искусств г. Аксая
Отправить ответ
1 Комментарий на "К 55-летию детской школы искусств города Аксая"
Всегда читаю про успехи учеников ДШИ. Молодцы! Внука тоже хотелось бы направить туда учиться.