«Казаки и православная церковь»
Новость в рубрике: Даты, НовостиТак называется выставка, приуроченная к 450-летию служения Донского казачества Российскому государству. На выставке, открытой в Старочеркасском музее-заповеднике, представлена уникальная церковная утварь, редкие иконы и богослужебные книги, старинные предметы казачьего быта из частных собраний, а также культовые предметы и документы, составляющие редкий фонд.
Казачество в истории России всегда играло особую роль, защищая его государственность. Основой образа жизни казака являлись христианская вера и любовь к своему Отечеству. Эти чувства составляли суть духовного начала казачества, именно поэтому казаки и были оплотом государства.
Во времена становления самого казачества православная вера и церковь играли важнейшую роль. Все существование казака с момента рождения и до тризны было связано с православной церковью. Это выражалось в обязательном совершении таинства крещения и причащения младенца, благословения святыми образами будущих молодоженов перед совершением таинства венчания в церкви, благословения иконой на свершение жизненно важных дел, в проведении войскового молебна перед отправлением на военную службу или же на войну, в совершении чина погребения.
Отношение к вере формировало мировоззрение казака, осознание своего жизненного пути, своей земной миссии как защитника и хранителя веры Христовой, делала казака бесстрашным на поле брани. Знаменитым стал клич казаков «Кто хочет за веру христианскую быть посаженным на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто готов претерпеть всякие муки за Святой Крест, кто не боится смерти – приставай к нам!».
Во времена «вольного казачества» казаки организовывали церковный уклад жизни по своему «христианскому разумению». В более ранний исторический период казаки церквей не имели, и поэтому для совершения церковных таинств они собирались в одном из казачьих домов или в чистом поле. Казаки-священники являлись значимыми фигурами казачьей общины, вели учет родившихся, женившихся, умерших, учили детей грамоте. Нередко войсковые священники не с оружием, а с крестом в руках вместе с казаками шли в атаки, вдохновляя и поднимая их на подвиг словом божьим.
Зачастую казачьи городки возводились на границе с турецкими землями, и таким примером на Дону был Монастырский городок, существовавший еще в XVII столетии. Образуя городки и станицы, казаки определяли лучшее место для строительства храма и возводили временную «обыденную церковь» за один день, а немного обжившись, казаки все силы бросали на строительство деревянного или каменного храма. Красота церкви, высота ее колокольни, блеск золоченого купола и креста являлись признаком достатка станицы. В некоторых станицах у церкви устанавливали столб, к которому привязывали «тайную милостыню» в дар церкви, это могла быть домашняя птица, скот, мешки пшеницы и так далее.
Казачьи храмы отличались богатством и нарядностью внутреннего убранства. Иконы в церквах украшались окладами из золота и серебра, драгоценными камнями. Во время богослужения в храмах сохранялась благоговейная тишина, даже здороваться в это время было не принято. Большинство церквей имели колокольни. Звон колоколов всегда звучал при отпевании и венчании, при крещении или поминовении усопших. Иногда колокола звонили в непогоду, чтобы путники не заблудились, иногда отбивали время. Главное же предназначение колокола – созывать прихожан на богослужение.
Казаки всегда верили, что Господь постоянно оберегает и хранит их. Казачий историк В.Д. Сухоруков пишет: «Предки наши, равно как и нынешние донцы, всякий успех дела приписывали воле Божией. Оттого всегда, постоянно сохранялся у нас обряд, что войско, возвращавшееся из похода, идет прямо к церкви. По этому обычаю каждый раз останавливались против часовни, и не прежде, как по отпетии благодарственных молебнов, воины выходили на площадь для свидания с родными товарищами». При чтении Евангелия в церкви казаки стояли с полуобнаженными саблями, символически демонстрируя свою готовность в любой момент защитить православную веру и церковь. Перед самым отправлением в поход весь народ стекался к часовне, где вместе с походным атаманом служили обедню, моля святого Николая Чудотворца о помощи и покровительстве».
Встреча казака со службы тоже была радостным событием. Собирались не только родные, но и все население станицы. Казаки торжественно въезжали в станицу с образом Спасителя.
Перед походом казаки освящали в храмах свое оружие, молили Бога сохранить им жизнь в бою и помочь одержать победу. Согласно древней традиции, уходя в поход, казаки брали с собой небольшую иконку-складень или походный молитвенник. А вместе с нательным крестом, который носили всю жизнь, также носили образок Богородицы-заступницы. Нередко перед началом решающего боя казаки-воины менялись тельными крестами и считались братьями по вере, обещая свято хранить казачье братство и верность в дружбе, ибо по слову Христову нет «больше той любви, чем положить душу свою за други своя», а в случае гибели одного из них – до самой своей смерти молиться за погибшего и заботиться о его семье.
У казака-воина и земледельца любое дело всегда начиналось и заканчивалось молитвой. Да и вся хозяйственная жизнь казака зависела от церковного календаря. После «жаворонков» начинали полевые работы, после Троицы приступали к сенокосу, после дня святых апостолов Петра и Павла убирали новый урожай овощей, а после Спаса собирали урожаи фруктов и ягод.
У казака-христианина в курене обязательно был святой угол-божница, где перед святыми образами горели лампады и свечи, и вся семья молилась. Защитой от любого зла считались молитва, святая вода и ладан, крест – как христианский символ – изображался на дверях, окнах, лавках, печи.
Все семейные отношения у казаков регулировались религиозными нормами поведения. В семейном кругу с самого раннего детства своих чад казаки приобщали к православной вере. Идя по воскресным и праздничным дням в церковь, родители обязательно брали с собой и детей. В начальных школах казачатам преподавался Закон Божий, по праздникам ученики пели в церковном хоре, также дети принимали самое активное участие в праздновании Рождества, Пасхи, Троицы. Особенно широко после долгого поста казаки отмечали главные церковные и престольные праздники, и, конечно, сначала все отправлялись в церковь на праздничное богослужение, а после за большим столом собиралась вся казачья семья и угощалась праздничной обрядовой трапезой. Именно так, от дедов к внукам, от отцов к детям передавались культурно-религиозные традиции и обычаи, в которых отражался уклад казачьей жизни.
В казачьих семьях свято береглись и передавались через поколения поминальные книги, куда записывались имена ушедших из жизни родственников. Поминовение и почитание умерших, плач и причитания во время похорон, когда перечислялись все заслуги покойного, нужны были в первую очередь не для мертвых, а для живых. Это был своего рода призыв к молодежи не только помнить о жизненном подвиге своих предков, но и следовать их примеру, а также воспитывать в себе нравственные принципы православной веры: справедливость, благочестие, соборность.
Праведный образ жизни, трепетное отношение к православным святыням и канонам, деятельное соучастие в общецерковной жизни родного прихода, соблюдение христианских канонов и обрядов, следование церковному вероучению – вот именно те составляющие нравственно облика казака, которые формировали его православный дух.
Н.Н. Буханенкова, научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
1 Комментарий на "«Казаки и православная церковь»"
Спасибо за интересную статью. Мы были на экскурсии в Старочеркасске, очень понравилось.