«Дотянуться до Королькова невозможно…»
Новость в рубрике: Даты, Культура14 октября 2020 года исполняется 110 лет со дня рождения художника Сеpгея Королькова – первого иллюстратора всех четырёх книг романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
В начале 1930-х годов Корольков уже был известен в Северо-Кавказском крае как автор рисунков по истории Дона, и Шолохов сам предложил ему иллюстрировать свой роман. Работа над иллюстрациями у художника заняла около трёх лет. За это время он создал более ста рисунков карандашом.
М.А. Шолохов высоко оценил творчество художника. Он говорил, что у других иллюстраторов «нет могучей силы, которая была у Королькова, дотянуться до Королькова невозможно».Своё уважение Михаил Александрович выразил в автографе на первой книге «Тихого Дона», изданной в 1939 году Ростовским книжным издательством и хранящейся в Ростовском музее краеведения: «Тем охотнее распишусь на этой книге, так как она снабжена поистине уникальными в своей правдивости и знании донского быта иллюстрациями Королькова. М.А. Шолохов. 12.1.1968».
Сергей Григорьевич Корольков родился в 1905 году в хуторе Павлове Константиновской станицы Области Войска Донского в семье коннозаводчика. Стремление к рисованию у него было с детства, однако только в 27 лет он поступил на третий курс Ростовской художественной школы. Работал художником-оформителем, затем был направлен на учёбу в Ленинград в Институт пролетарского изобразительного искусства, однако не был принят: преподаватели считали, что талант Королькова настолько отшлифован, что дальнейшее обучение может только навредить.
Работая в Ростове-на-Дону, художник создал цикл рисунков и скульптур, посвящённых истории казачества и Гражданской войны (горельефы «Гибель Вандеи» и «Железный поток» на фасаде Ростовского драматического театра имени М. Горького), иллюстрировал романы «Железный поток» А. Серафимовича, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «На Хопре» Д. Петрова-Бирюка, выполнил целый ряд других работ.
Судьба Сергея Королькова сложилась очень непросто. Художник считал, что его лишили «того имущественно-правового положения» и материального благополучия, которые были у его семьи до революции, и открыто говорил о Советской власти как о неприемлемой для народа. В конце апреля 1933 года за антисоветские высказывания он был арестован органами НКВД. В октябре того же года благодаря ходатайству известных деятелей культуры Ростова-на-Дону был освобождён.
Когда во время Великой Отечественной войны Ростов был оккупирован фашистами, Корольков вошёл в состав «марионеточного Донского правительства», а в 1943 году при отступлении захватчиков из города ушёл вместе с ними. Затем эмигрировал в Западную Европу, а позже в США.
Рисунки Королькова, находившиеся в трёх музеях Ростова-на-Дону, во время оккупации города погибли.
О жизни С.Г. Королькова в эмиграции известно мало. Он создал целый ряд работ, посвящённых трагедии казачества, памятники Рузвельту и Линкольну, был одним из лидеров американской ассоциации скульпторов. Умер в 1967 году, похоронен в США на казачьем кладбище под Нью-Йорком.
М.А. Шолохов часто вспоминал талантливого художника. В 1959 году, готовясь к поездке в США, Михаил Александрович предложил известному скульптору Е.В. Вучетичу подготовить письмо Королькову от художников, хорошо знавших его, с призывом вернуться на Родину. Однако во время пребывания в США Шолохову встретиться с Корольковым и передать ему письмо не удалось.
Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» с иллюстрациями Королькова до Великой Отечественной войны был издан всего три раза: Москва: Гослитиздат, 1935-1937 (1–3 кн.); Ростов н/Д: Ростиздат, 1939 – 1940 (1 – 4 кн.); Москва: Гослитиздат, 1941 (1 – 4 кн.). Новые издания увидели свет лишь в 1988 – 1989 гг. (4-я книга без иллюстраций), а затем в 1992–1995 гг. и 2004 г. уже со всеми иллюстрациями художника.
В Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова хранятся более 20 рисунков и живописных работ С.Г. Королькова, восемь его гравюр к роману «Тихий Дон», книга Соколова А.А. «Лошадь, строение её тела и наружные признаки, определяющие здоровье, силу и годность её к работе» (Издание А.Ф. Девриена. С.-Петербург, 1899), принадлежавшая художнику, другие уникальные предметы, которые ранее находились в архиве Виктора Ивановича Михайлова, жителя г. Тольятти. В конце 1930-х – начале 1940-х годов он жил в Ростове на одной улице с семьёй Корольковых и брал уроки рисования у Елизаветы Ивановны Корольковой, жены Сергея Григорьевича. В фондах музея хранится также неоконченная рукопись воспоминаний В.И. Михайлова о художнике и его близких.
В настоящее время научные сотрудники работают над подготовкой к изданию материалов, связанных с жизнью и творчеством С.Г. Королькова.
Ольга Бахтиярова
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!