Агрессор и жертва – за партой
Новость в рубрике: Здравоохранение, Избранное, Образование, СемьяКак бороться с травлей в школах? Буллинг – слово в России относительно новое, но явлению этому много лет, просто называлось оно раньше «травля».
Непризнанная проблема
Буллинг в России официально не признается и не считается проблемой. Так, в пресс-службе ГУ МВД по Ростовской области пояснили, что ни одного заявления по поводу травли детей в образовательных учреждениях за текущий год к ним не поступало. А те же драки и школьные избиения, про которые так часто пишут СМИ, к травле и буллингу не относятся. Поэтому и решать эту проблему государство не собирается. Между тем с травлей в школе так или иначе сталкиваются многие.
Кстати, жалуются ребята не только на травлю со стороны одноклассников, но и на агрессивное отношение со стороны педагогов. И наоборот, в образовательных учреждениях наблюдается буллинг учителей со стороны учеников. Самый распространенный вариант такого буллинга – это съемка провокационных видео во время уроков и дальнейшее распространение видеороликов через Интернет.
Не знаешь, как обернется
Проблема буллинга не нова, она была всегда (вспомните кинофильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли), но сейчас из-за возможностей Интернета это приобрело небывалый размах. Руководитель «Совета отцов Дона» Андрей Петров вспоминает, как несколько лет назад ученики выложили в сеть фото, как на физкультуру переодевается девочка-инвалид (умственная отсталость), фотографию обидно подписали: «Раздеваюсь за деньги». Началась травля ученицы. «Обратившись в полицию, мы смогли найти того, кто это выложил, и удалить запись. Но это было очень долго и тяжело. Считаю, что раньше такой агрессии не было среди детей, и виноваты в этом СМИ, транслирующие негатив. Считаю, что цензура должна быть. Поскольку сейчас происходит подмена понятий: не патриотические ценности, а «все ради хайпа», – говорит Андрей Петров. Но он не снимает ответственности и с родителей. Часто инициатор травли сам страдает от побоев родителей или от их тотального невнимания. Поэтому и пытается самоутвердиться в коллективе ровесников как умеет.
Каждый учебный год для вновь пришедших учеников Андрей Петров рассказывает одну историю: «Повстречал своего одноклассника (назовем его Сергей), он недавно попал в одну из больниц. Операция предстояла сложная, на желудке. Пришел хирург, им оказался еще один наш одноклассник, Евгений. Когда-то он был очень полным, все время носом шмыгал. Так вот Сергей каждое утро дожидался его у дверей школы, прыгал на спину и заставлял везти его в класс. Однако хирург не подал виду, что вспомнил Сергея, операцию провел успешно. Вернувшись, Сергей собрал своих сыновей, рассказал о том, что с ним произошло: «Не обижайте тех, кто слабее. Сегодня ты ему подзатыльник дал и почувствовал себя героем, а ведь потом, в будущем, он может протянуть тебе руку помощи». Еще один метод Андрея Петрова противостоять буллингу таков: он говорит ученикам: «Если ты кому-то дал подзатыльник или пинок, запомни это чувство. А потом переведи бабушку через дорогу, попомоги слабому. Прислушайся к себе, запомни эту радость, эту гордость за свой поступок».
Семья и школа
Генеральный директор гимназии Донского академического развития Марина Голубева считает, что главное в борьбе с буллингом в образовательных учреждениях – это работа профессионального школьного психолога, который обязан отслеживать напряженные ситуации в детском коллективе и выравнивать атмосферу. Важно также не замалчивать и не игнорировать буллинг, а включаться сразу в решение проблемы и учителям, и родителям, и самим детям.
«Дети не стали более жестокими, они как зеркало, которое воспроизводит ту среду, в которую они попали. Если в классе и в учебном заведении в целом позитивный настрой, то они его «подхватывают». Большую роль также играет постоянный диалог между взрослым и подростком. Дело в том, что именно подростки, пытаясь стать взрослыми, нуждаются в информации, в ответах на многие вопросы. Если они получают исчерпывающие ответы, то чувствуют себя уверенно и не стремятся утвердиться, например, за счет унижения сверстников. Если же идет непонимание, отсутствие мудрого наставника, то появляется агрессия», – говорит Марина Голубева. По ее мнению, иногда причиной буллинга может быть социальное неравенство, но тут опять все зависит от правильно расставленных педагогами акцентов. Не выделять тех, чьи родители имеют какой-либо статус, высокое положение, материальный достаток, а наоборот, рассказывать детям, что все эти достижения – заслуга мам и пап. А вот ребенок должен сам самореализоваться и чего-то достигнуть в учебе, танцах, театральном кружке и так далее.
Последствия взросления
С такой позицией согласна и педагог с 36-летним стажем Наталья Марочкина (Большелогская средняя школа, Аксайский район). Она всегда старается разговаривать с родителями, поскольку воспитывать нужно прежде всего их. По наблюдению Натальи Анатольевны, в 5 – 6 классах дети более агрессивны по отношению друг к другу. Они взрослеют и пытаются поделить лидерство в классе. Делают они это любыми способами, какие позволяет их воспитание. В этом возрасте между мальчиками часто вспыхивают нешуточные драки: разбитые в кровь лица, вызов родителей к директору. «К 8 – 9 классу дети по-другому смотрят на насилие, деспотизм. Может быть, проходит переломный момент их взросления. Теперь они больше внимания обращают на то, как на их действия реагируют другие, как воспринимают их поведение девочки. Кстати, именно они могут погасить конфликты и встать на сторону обиженного», – говорит Наталья Марочкина.
Педагог считает, что причиной травли могут стать недостаток внимания со стороны родителей (это касается обидчика, он так пытается обратить на себя внимание), подростковый период и избыток негатива в Интернете. Именно Интернет и доступность любой информации делают детей более жестокими по отношению друг к другу.
«Помните, узнать о том, что ребенок подвергается травле, можно по таким признакам: беспричинные слезы, закрытость, мало информации о сверстниках, ссадины, синяки, испорченные личные вещи и одежда. Помочь может специалист-психолог, опытные педагоги и любовь родителей», – говорит ростовский семейный психолог Ольга Елисеева.
Мнение юриста
Руководитель ростовского юридического агентства, мать двоих сыновей, Инна Чемеркина отмечает: «По статье 1073 ГК РФ если дети, не достигшие 14 лет, во время нахождения под надзором образовательной организации (то есть в школе) причинили вред кому-либо, например, в результате драки, то именно образовательное учреждение будет отвечать за причиненный вред. Родители пострадавших детей могут обратиться к руководству образовательного учреждения, оно обязано принимать меры по урегулированию ситуации. Если школа не исполняет своих обязанностей, то необходимо жаловаться в вышестоящую инстанцию, в департамент образования. Также родители могут обратиться к инспекторам полиции по работе с несовершеннолетними, к представителям комиссии по делам несовершеннолетних. Если это не помогло, то можно подать иск, особенно если ребенок получил травмы в драке. В суде требуйте взыскать материальный ущерб и компенсацию морального вреда. Ответственность за причиненный вред также возлагается не только на образовательное учреждение, но и на родителей ху-лиганов. Но нужно доказать, что со стороны родителей обидчика было безответственное отношение к воспитанию, поощрение хулиганских действий».
Юлия МОРОЗОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!