В профессию через «Билет в будущее»
Новость в рубрике: Избранное, Малый бизнес, Молодежь, Образование, Развитие экономикиЦентр профориентации Аксайского района является региональным оператором проекта. Можно ли верно выбрать профессию в детстве? Предположим – в 6 или 7-м классе? Можно ли, учась в школе, соприкоснуться на практике с работой фрезеровщика или полицейского, своими руками попробовать выточить деталь или самому написать бизнес-план? Оказывается – можно. Для этого достаточно зарегистрироваться в проекте «Билет в будущее».
Реализации проекта в регионе дал высокую оценку Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Владимирович Мишустин. 2 октября он с министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым и Губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым посетил Ростовский колледж связи и информатики (директор С.Н. Горбунов), где проходили профессиональные пробы «Разработка дополненной и виртуальной реальности». Региональный координатор Оксана Юрьевна Пивоварова рассказала о реализации проекта. Михаил Владимирович пожелал школьникам выбрать именно свою профессию, получить свой билет в будущее!
Выбор должен быть осознанным
По данным исследований Союза «Ворлдскиллс Россия», только 15 процентов старшеклассников готовы осознанно подойти к выбору своей будущей профессии. Большинству школьников этот выбор сделать очень сложно. Зачастую выбор происходит наугад либо с оглядкой на модные веяния, мнение родителей или друзей. Чем больше всего озабочены родители? Конечно же, успешной сдачей ЕГЭ и поступлением в вуз. Однако часто они забывают, что у детей могут быть другие планы на будущее, заставляют их выбрать нелюбимую работу и делают несчастными на всю жизнь. Сами школьники не учитывают собственные способности или не следуют своим убеждениям (расхожее мнение: не знаешь, куда идти, выбирай экономический факультет, любишь литературу – иди на филфак). Выявить свои способности, определиться со сферой деятельности, соприкоснуться на практике с будущей профессией и предлагает проект «Билет в будущее».
Старт программе был дан на самом высоком уровне: в 2018 году Президент России Владимир Владимирович Путин в ходе оглашения Послания Федеральному Собранию затронул тему развития общего образования. По словам главы государства, современное и качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка. Президент России призвал выстроить современную систему профориентации для учащихся совместно с университетами, научными коллективами, а также успешными отечественными компаниями.
«Предлагаю запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны», – сказал Владимир Владимирович Путин.
Практика – это главное
– В Ростовской области масштабный проект ранней профессиональной ориентации школьников стартовал в июле этого года. «Билет в будущее» реализуется Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения РФ. Он включен в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование», – рассказывает региональный координатор проекта Оксана Юрьевна Пивоварова, – его девиз: «Мы не выбираем профессию, а учим, как выбирать!», и он как нельзя лучше отражает суть проводимых мероприятий. В современной жизни все меняется очень быстро. Переучиваться, совершенствовать навыки и искать новые пути развития приходится постоянно. Сверхзадача проекта «Билет в будущее» – научить школьников правильно оценивать ресурсы и делать полностью самостоятельный выбор. При этом мы не выдаем детям список конкретных профессий, отсекая другие. Мы стараемся показать, что специальностей очень много и они разные, чтобы ребенок мог сделать осознанный выбор, взвесив все факторы.
В реализацию проекта «Билет в будущее» в нашем регионе активно включились университеты, колледжи, учреждения дополнительного образования и крупнейшие предприятия. Региональным оператором, который координирует проект на всех этапах, стал Центр профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся Аксайского района (единственная в Ростовской области бюджетная организация, которая на постоянной основе занимается ранней профессиональной ориентацией школьников).
– Накопленная практика работы позволила нам активно включиться в проект и стать областной площадкой, – отмечает директор Центра профориентации Ольга Пантелеевна Кракаускене.
– Более 21 тысячи ребят уже побывали на практических занятиях и попробовали себя в роли администратора отеля, веб-дизайнера, кондитера и еще более 40 востребованных профессий», – сказала Оксана Юрьевна Пивоварова, – в реализацию проекта активно включился и наш Аксайский район. Более 1 300 школьников из всех поселений побывали на занятиях и познакомились с основами разнообразных профессий. Хотя отмечу, что школьники Аксайского района благодаря работе педагогов Центра профориентации определяются с выбором профессии раньше ровесников в других городах и районах области.
Какой билет в будущее вытянешь ты?
Стать участниками проекта «Билет в будущее» могут ученики 6 – 11 классов. Первый этап можно пройти на своем домашнем компьютере – это интерактивное тестирование на знание существующих профессий на сайте https://bilet.worldskills.ru/. Школьникам предлагается пройти до 60 тестов по разным направлениям, при этом они сделаны в легком игровом формате. Участвовать в «Билете в будущее» можно много раз. Если появилось желание попробовать себя в чем-то новом, в проект можно вернуться. Чем больше тестов проходит участник, тем точнее электронная система определяет его интересы, подбирает подходящие практические мероприятия и дает рекомендации.
Порой тесты помогают школьникам принимать неожиданные решения. Например, ученица 9 класса Полина Петрусенко всегда хотела поступить в музыкальное училище, но после тестирования записалась на пробы по компетенции «Предпринимательство»:
– Если честно, я никогда не задумывалась, что смогу вести свой бизнес. А теперь мне стало это интересно.
Попробовать на практике, что такое предпринимательство и бизнес-план, Полина сможет на следующем этапе проекта – профессиональной пробе. Это самое настоящее погружение в профессию. После тестирования на основе профессионального анализа каждый школьник получает список мероприятий, которые ему было бы полезно посетить с учетом его способностей и интересов. При этом мероприятия проводятся в двух форматах: онлайн-обучение и практические мероприятия на площадках проекта.
– В Ростовской области в рамках проекта «Билет в будущее» в этом году работает 21 площадка, где школьники могут пройти профессиональные пробы по 50 разным компетенциям в сферах образования, транспорта, информационных и инженерных технологий, строительства. Это профессии, которые сегодня особенно важны для развития экономики донского региона и согласованы с министерством экономического развития, – поясняет О.Ю. Пивоварова.
Участниками проекта стали ЮФУ и Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики, Ростовский колледж технологий машиностроения и детский технопарк «Кванториум» и другие учреждения. Например, Южный университет «Институт Управления, Бизнеса и Права» предлагает профессиональные пробы для школьников по трем компетенциям: правоохранительная деятельность (полицейский), туризм и предпринимательство. На базе Ростовского колледжа технологий машиностроения можно ознакомиться с технологией обработки листового металла, фрезерными и токарными работами на станках с ЧПУ.
На базе Центра профориентации Аксайского района проводится обучение пробы по таким компетенциям, как предпринимательство, педагог начальных классов, социальная работа, веб-дизайн, государственное и муниципальное управление, туризм.
– В первую очередь мы показываем ребятам компетенции – то, что человек будет выполнять ежедневно в конкретной профессии. Это те самые профессиональные пробы, когда ребята пробуют, ошибаются и выбирают,– рассказывает Руслан Федорович Сидоров, наставник проекта, – принципиально важно, что дети знакомятся с интересующей их профессией и выполняют задания: вытачивают деталь на станке, печатают макет на 3D-принтере, пишут пресс-релиз или разрабатывают социальный проект. По окончании наставник дает общую оценку работе ребенка и рекомендации по развитию его навыков и умений, акцентирует его внимание на наиболее успешных и менее успешных моментах в его работе.
Ученик 8 класса Никита Шмойлов давно задумывался о будущей профессии, но не мог определиться с выбором до конца. Поэтому, когда узнал о возможности пройти профессиональные пробы, сразу записался и прошел тестирование.
– Я раньше думал о гуманитарных специальностях – мне всегда нравилась история, но не знал, чего конкретно хочу, – рассказывает Никита.
По результатам тестов он получил рекомендацию пройти пробу по компетенции «Государственное и муниципальное управление».
– Я понял, что это – мое.
После занятия юноша поделился впечатлениями с наставником и получил рекомендации по дальнейшей образовательной траектории. Сейчас он уже планирует продолжить обучение после школы по этому профилю.
– Мы проводим мероприятия разного уровня сложности и длительности, но при этом они доступны каждому школьнику без предварительной подготовки и специальных знаний, – отмечает Галина Алексеевна Коробко, наставник и старший педагог – эксперт демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia в компетенции «Преподаватель младших классов».
Опыт плюс желание
Наглядный пример эффективности проекта – участник Владислав Шевченко.
– В 9 классе вопрос выбора профессии становится приоритетным, ведь нужно определяться, пойдешь ты в 10 класс или будешь поступать в колледж. Родители предлагают одну профессию, друзья другую. После профпроб я понял, что профессия веб-дизайнера – это то, что мне интересно. Сначала я зарегистрировался и прошел тесты. Платформа дала мне рекомендации пройти профпробы по компетенции «Графический дизайн». Пройдя практическое мероприятие под руководством наставника Владимира Николаевича Безносенко, я заинтересовался профессией графического дизайнера. Раньше я задумывался об IT-профессии, но не знал точное направление. Практическое занятие расставило все на свои места. И как подтверждение – после профпроб я получил рекомендацию по этому направлению. Я благодарен, что есть такой проект. Он очень помогает сделать свой выбор. Теперь я планирую пройти более углубленные пробы в онлайн-формате и посещать дополнительные занятия по этой компетенции. Быть может, у меня получится стать участником чемпионата «Молодые профессионалы».
Ученик 7 класса Алексей Пахтеев уже давно мечтает стать предпринимателем:
– Когда я узнал о фестивале, то сразу записался – ведь это был мой шанс попробовать себя в этой профессии.
Школьник узнал на занятии от наставника об основных законах рынка и о том, как грамотно работать со своим резюме, и еще больше загорелся идеей работать в бизнесе:
– У меня еще нет экономики в школе, но уверен: этот предмет мне понравится.
Кирилл Карнев учится в 9 классе, но до недавнего времени не знал точно, куда хочет пойти учиться. Все поменялось после пробы по компетенции «Туризм».
– Мне кажется, я нашел то, чем хочу попробовать заниматься в будущем, – отмечает Кирилл. – Я даже записался на повторную пробу, причем занятия не были похожи друг на друга.
Кирилл установил контакт с наставником и планирует консультироваться с ним по выстраиванию своей образовательной траектории. В той же компетенции попробовала свои силы и учащаяся 8 класса Ксения Колосова:
– Мне пришла мысль попробовать себя в будущем в этой сфере, но сначала я бы хотела посмотреть все интересные варианты, например, компетенцию «Предпринимательство».
О.П. Кракаускене, директор Центра профориентации Аксайского района:
– Все наши наставники прошли обучение и имеют соответствующие сертификаты. Главное – это специалисты в своей области, а потому знают все тонкости и нюансы профессии. Таким образом, дети получают возможность из первых уст узнать о самых перспективных профессиях на текущий момент, об особенностях работы в той или иной сфере и уже осознанно подойти к выбору своей будущей специальности. Во время занятий наставники не только знакомят с азами профессии, предлагают выполнить практическое занятие, но и поясняют, где можно получить соответствующее образование, какие качества нужны для той или иной деятельности.
Елена ШЕВЧЕНКО
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!