Мелочей в работе с детьми не бывает
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», ОбразованиеЗадача педагога – воспитывать творческую личность. Задаю себе вопросы:
«Что для меня главное в профессии? Счастливый ли я учитель? Состоялась ли как педагог?» И отвечаю: «Главное – все: мелочей в работе с детьми нет.
Счастлива ли? Да, потому занимаюсь тем, о чем мечтала. Надеюсь, что как учитель состоялась: чувствую себя самодостаточной, в школе интересно и комфортно, и (не боюсь высокой лексики) горда тем, что воспитываю, развиваю, учу мыслить, видеть главное, находить истину, любить страну, бережно относиться к истории, безумно увлекательной и такой спорной».
Светлана Николаевна Ковалева – известный в Аксайском районе человек, одна из тех, кем по праву гордится весь район. В канун 8 Марта мы попросили ее рассказать о себе, о том, чем занимается, может быть, поделиться секретами мастерства. А с мастерством у Светланы Николаевны все в порядке, достаточно заглянуть к ней на сайт и посмотреть на солидный иконостас грамот и наград. Итак, ей слово.
Вызовы XXI века
– Закончила Рассветовскую школу с серебряной медалью, после учебы в педагогическом институте вернулась в родную школу. Приход в профессию закономерен, так как мои родители – Валентина Андреевна и Николай Григорьевич Макадзеба всю жизнь проработали в системе образования Аксайского района. Они заразили меня мыслью, что учитель – и творец, и мастер, и ремесленник, и артист. Но у творца могут быть шедевры и банальные работы, мастер может побеждать и ошибаться, как и актер, который сегодня вызывает овации, а завтра может быть освистан. А в профессии учителя нет права на ошибку, как и у врача. Вспомним древнюю мудрость Сократа: «Все профессии от людей, и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач». Одно неверное слово – ребенок перестает доверять, скупо, неэмоционально поданный урок – и не состоялась встреча с прошлым, ушли дети, ничего не узнав и не почувствовав…
Вызовы XXI века привели к осмыслению современной ситуации в социуме, и результатом стало принятие новых государственных образовательных стандартов. Выходя из школы, наши дети должны быть социально активными, нравственно стойкими, а главное, должны иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора профессии, поведения, партнеров, ценностей и так далее. Это государственный заказ. И передо мной, учителем истории и обществознания, стоит задача включить подростка в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией его активности, саморазвитием и самореализацией в школьной среде, в социуме района, региона.
С целью воспитания молодого поколения, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, я разработала и реализовала программы курса «Краеведение» для 5 класса и внеурочной деятельности «Юный краевед» для 4 класса, в которых рассматривается история Донского края с древнейших времен до средневековья. Особенностью курсов является введение межпредметных тем, соединяющих историю, географию, литературу, что значительно расширяет тематику проектов. Очень интересно проходят уроки с привлечением экспонатов школьной краеведческой экспозиции, многие из них появились в музее в ходе выполнения исследовательских работ учащимися. Для реализации программ создан банк исследовательских тем и электронных образовательных ресурсов.
Авторский элективный курс «Некоторые аспекты частного и публичного права» для 10 – 11 классов дает возможность заняться исследовательской деятельностью старшеклассникам и добиться при этом значимых результатов в конкурсах правовой направленности.
Второе направление – внеурочная проектно-исследовательская работа.
Педагогический опыт
– Мой педагогический опыт, направленный на поиск путей и условий социализации учащихся, показывает, что опыт проектно-исследовательской деятельности превращается в индивидуальное развитие ребенка, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений. Это и высокое качество освоения учебных программ по предметам обществоведческого цикла – более 70 процентов, достойные результаты единого экзамена – выше среднего по Ростовской области и РФ, призовые места в предметных олимпиадах по обществознанию муниципального и регионального уровней, победы на муниципальных турнирах, научно-практических конференциях и интеллектуальных конкурсах различного уровня.
Участие во внеурочной деятельности позволяет моим ученикам реализовывать свои индивидуальные образовательные интересы и потребности, развивать творческие способности, участвовать в ученическом самоуправлении, содержательно организовывать свой досуг. Выбираю такие формы деятельности, в которых в зону активности попадает большее число детей: социально значимые проекты, организация конференций, проведение конкурсов, предметные игры, экскурсии, посещение музеев, театров, работа в фокус-группах по подготовке к олимпиадам, районным, всероссийским конкурсам, консультирование и так далее.
Учителю, который хочет, чтобы ученики полюбили его предмет, целесообразно использовать в своей работе наряду с традиционными и нетрадиционные формы работы, которые усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса. Один из методов – повышение интереса к предмету через экскурсии и туристические поездки.
Для детей совместная поездка в другой город – возможность неформального общения с учителями и одноклассниками, объединяющий момент в их жизни. Школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия. Мы с коллегами организовали поездки детей в Москву, Петербург, Великий Новгород, Волгоград, Казань, Йошкар-Олу, станицу Вешенскую, Сочи, Калининград. За один день экскурсии о ребенке можно узнать больше, чем за месяцы учебы в школе, порой они раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Они учатся жить в коллективе, дружить, помогать и поддерживать друг друга, становятся более самостоятельными и ответственными, учатся правилам поведения в обществе.
Ключ к пониманию современности
– Важным моментом в организации занятий считаю стимулирование, побуждение, подталкивание учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, форм его выполнения (на основе принципа выбора). Современный образовательный процесс мыследеятельностный, а не знанияориентированный. Роль учителя – озадачить, организовать, управлять, а не просто выложить весь материал.
Если мы хотим в качестве образовательного результата иметь компетентных учеников, надо не принуждать их, а мотивировать их деятельность, формировать умения решать новую проблему на основе комбинации или аналогии с известными, переосмысления и переформулирования понятий, информации, то есть развивать критическое мышление. Ребята должны «переживать» историю, и, следовательно, «чистые» знания переходят в категорию личностных смыслов. Главная задача – научить мыслить самому.
С рабочими программами по истории, обществознанию, краеведению, материалами к урокам и многим другим также можно ознакомиться на страницах моего персонального сайта http://kovaleva-s.ucoz.ru, который по своему содержанию, наполненности, структуре был признан победителем в районном конкурсе «ИТО-2015» для педагогических работников в номинации «Лучший сайт», региональном конкурсе «Лучший электронный образовательный ресурс» в номинации «Сетевой образовательный ресурс» в 2016 г.
В течение 16 лет я являлась классным руководителем. Каждый классный руководитель всегда говорит – мои «дети». Мои дети выросли, и я горжусь тем, что они самодостаточные личности, успешны в карьере, счастливы в личной жизни. И вот уже их дети, мои «внуки» ходят ко мне на уроки, и мне отрадно видеть уже их успехи и рост.
Я не только организую учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сама увлечена ею. В течение нескольких лет занимаюсь историей Рассветовского сельского поселения. Сотрудничество с отделом краеведения Донской государственной публичной библиотеки, Президентской Библиотекой им. Б.Н. Ельцина, Центральным архивом древних актов, Центральным архивом Министерства обороны (г. Подольск) позволило собрать материал по истории нашей местности. В школе было проведено открытое мероприятие «История поселка Рассвет в картах и фотографиях». В 2018 году я была награждена Почетной грамотой главы администрации Рассветовского поселения за творческий вклад в изучении истории Рассветовского поселения Аксайского района Ростовской области, плодотворное сотрудничество с органами местного самоуправления в сфере развития и пополнения краеведческих знаний.
Мой предмет… Вспоминаю слова В. Кольцова: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь». Я – учитель истории и обществознания. История – самая притягательная, интересная, интригующая дисциплина. Обществознание – сама жизнь! А далее все зависит от меня, от моей концентрации, трудолюбия, эмоций, увлеченности.
Задача моя – воспитать активную, творческую, креативную личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, принимать решения и нести за них ответственность. По какому пути идти, чтобы достичь этого? Какой инструмент из педагогической копилки выбрать? Педагогических технологий множество, но мне близки, понятны и апробированы те, которые позволяют создать условия, когда ученик сам открывает новые знания, становясь и исследователем, и творцом, и любознательной личностью.
А с кем мы покоряем вершины, какой он – современный ученик? Активен, имеет собственное мнение, способен познавать мир не только с помощью учителя, но и самостоятельно приобретать, а главное, применять знания в реальных жизненных ситуациях непростого, скажем откровенно, во многом тревожного времени. Разобраться в событиях настоящего помогает история. Учу так, чтобы впечатления прошлого входили в духовный мир учеников, стараюсь актуализировать знания своих учеников, вырабатываю в них прогностические умения. Именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как и любому другому, нужен идеал. И надежной основой для создания его является великая история моей страны. Если истории учить правильно и увлеченно, интересно и неравнодушно, то мой предмет становится ключом к пониманию современности, уважением к прошлому и ориентиром на будущее.
Татьяна Русланова
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!