Равнодушию здесь не место
Новость в рубрике: ОбразованиеТак можно сказать о коллективе детского сада № 4 «Калинка». В основе деятельности коллектива детского сада «Калинка» лежат гуманистические идеи свободной педагогики: дети в атмосфере любви, свободы, уважения и ненавязчивой помощи обретают жизненную активность, развивается каждый в своем направлении.
Педагоги стараются наполнить повседневную жизнь групп интересными играми, делами, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать возрождению детских интересов и жизненной активности, а также приобрести опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. О том, что нового появилось в детском саду, нам рассказала заведующая Екатерина Викторовна Уфимцева.
– Екатерина Викторовна, с момента прошлого интервью прошло два года. Расскажите, пожалуйста, что изменилось?
– Наш детский сад является инновационной площадкой по внедрению ряда новых образовательных программ. Так, с сентября 2020 года появилась группа комбинированной направленности. Это старшая возрастная группа, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Кроме этого, важный аспект в работе данной группы, с одной стороны – это социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а с другой стороны – воспитание толерантности и чувства эмпатии у здоровых деток.
Также в детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Воспитательно-образовательный процесс строится на принципах взаимодействия воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора, музыкального руководителя, педагога-психолога. Успех работы заключен в учете индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребенка педагогами, профессиональном мастерстве и любви к детям. Утренник, посвященный Дню защитника Отечества, показал, что это взаимодействие было действительно продуктивным. Мы очень порадовались тем результатам, которые продемонстрировали воспитанники этой группы.
Ежегодно в январе-феврале педагог-психолог детского сада Е.В. Ляшек проводит диагностику подготовки детей к школе согласно утвержденным методикам. На индивидуальные консультации приглашаются родители воспитанников, чтобы ознакомиться с результатами, а также получить рекомендации по возможной коррекции тех или иных психических и познавательных процессов, таких как память, внимание, логическое мышление и другое, что необходимо для успешного обучения в школе.
С января 2021 года детский сад стал инновационной площадкой по реализации новой основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение». Она создана в полном соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические инструменты для их достижения. Открывая просторы для профессионального творчества, программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду, поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. В данный момент педагоги детского сада знакомятся с учебно-методическим комплектом и технологиями, а также принимают участие в обучающих вебинарах.
С 1 сентября 2021 года одна из младших групп приступит к реализации программы «Вдохновение» в режиме эксперимента.
– Немаловажным является вопрос здоровьясбережения детей.
– Педагоги и специалисты используют в работе с детьми разнообразные здоровьесберегающие технологии. Приведу некоторые примеры.
Вот ритмическая гимнастика «Са-Фи-Дансе», во время которой у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Также во время непосредственно образовательной деятельности проводятся динамические паузы, физминутки длительностью две – пять минут по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида деятельности. Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате – со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, но особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенси вности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращению. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Также в саду применяются технологии обучения здоровому образу жизни.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно пять – восемь минут с музыкальным сопровождением. В летний период на свежем воздухе в виде аэробики. Очень интересно ее организует воспитатель группы «Гномики» Т.А. Филимончук, до пандемии объединяя несколько групп. Многие родители изо дня в день спешили привезти своих малышей с утра пораньше и сами принимали участие в такой веселой утренней гимнастике.
Физкультурные занятия проводятся два раза в неделю в соответствии с образовательной программой.
Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого в детском саду проводится серия познавательных занятий «Азбука здоровья», включающая в себя познавательные занятия и индивидуальную работу по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза – орган зрения» и так далее.
При проведении праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя непосредственно, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. Также в «Калинке» используются и коррекционные технологии.
Выполняется артикуляционная гимнастика, упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), что помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющими дефекты звукопроизношения, занимается логопед.
Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только прочитываются, но и обсуждаются с детьми. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком открывает суть проблемы. Это основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают или стесняются обсуждать со взрослыми.
«Сенсорная тропа», ее использование играет важную роль в формировании стопы ног. Наряду с совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти упражнения способствуют развитию внимания. Обычно хождение по тропе – это гимнастика пробуждения после дневного сна детей. Такая тропа собирается по принципу пазлов. Каждый пазл имеет разный рельеф.
– С 1 января 2021 года появились новые требования к организации общественного питания населения. Коснулось ли это питания детей в детсадах?
– Действительно, разработано согласно новым требованиям десятидневное меню с учетом возрастных норм, калорийности блюд.
В детском саду в настоящий момент разрабатывается программа производственного контроля за организацией питания с применением принципов ХАССП (безопасности пищевой продукции), что включает в себя разработку инструкций с момента транспортировки продуктов питания на пищеблок детского сада, далее входного контроля качества и безопасности поступающего на пищеблок продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также контроля рациона питания, соблюдения санитарных норм в технологическом процессе приготовления блюд, контроля за соблюдением условий и сроков хранения продуктов (сырья), за режимом питания, контроля гигиены приема пищи.
Кстати, дети, имеющие аллергические заболевания, получают питание в нашем саду путем исключения блюд с аллергическим компонентом. Так, например, дети с лактозной недостаточностью, получают безмолочные каши и напитки без молока.
– Летом внутреннюю часть забора украсило граффити художника Юрия Удовиченко, который рисовал и портрет маршала Жукова. Скажите, что еще было сделано для благоустройства территории садика, ведь она немаленькая…
– Хочется еще раз поблагодарить замечательного художника Юрия Удовиченко, который в период пандемии пришел ко мне с предложением украсить бетонную стену на территории детского сада, где ежедневно гуляют наши ребятишки. Совместными усилиями мы ее оштукатурили. А затем появились чудесные картинки и персонажи, которые соответствуют названиям групп в детском саду. Дети с удовольствием рассматривают разрисованную стену и стали чаще играть возле нее. Огромное спасибо и другим благотворителям, неравнодушным к нуждам детского сада и подрастающему поколению.
Если говорить о благоустройстве детского сада, то из самого малого и постоянного – это высаживание хвойников на центральном входе детского сада выпускниками. Это традиция, которую вот уже пять лет поддерживают родители выпускников. Ели и сосны высаживаются детьми с воспитателями и родителями ранней весной или осенью. Дети ухаживают за елочками и соснами, поливают в летнее время, рыхлят землю, наблюдают, как они растут.
Из долгосрочных проектов благоустройства – это установка метеостанции, чтобы дети могли наблюдать и отмечать изменения погоды в календарях погоды, опираясь на увиденное собственными глазами. А также устройство футбольного стадиона на территории детского сада.
– Педагогика – не профессия, а образ жизни. Какой он, по вашему мнению, современный воспитатель?
– Как показывает практика, если человек не может найти контакт с детьми, он не задерживается в нашем детском саду надолго. Педагогический коллектив нашего детского сада очень творческий. Ежегодно педагоги участвуют в различных районных конкурсах. Это и «Учитель года», и «Педагогическая находка», и «Фестиваль инноваций». Представляя свой опыт, занимают призовые места, повышают профессиональный уровень и категорию.
Время не стоит на месте, поэтому сотрудники детского сада постоянно совершенствуются, ищут новые подходы, используют современные технологии и новые программы.
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!