Всколыхнулся, взволновался… тихий Дон
Новость в рубрике: КультураК 350-летию крестьянской войны под предводительством С.Т. Разина (1667 – 1671гг.). В коллекции Старочеркасского музея-заповедника хранятся несколько художественных произведений, посвященных образу донского казака Степана Тимофеевича Разина, известного больше как Стенька Разин. Облик знаменитого атамана имеет разные версии. Его фигура привлекала огромное внимание современников и потомков.
В коллекции Старочеркасского музея-заповедника хранятся несколько художественных произведений, посвященных образу донского казака Степана Тимофеевича Разина, известного больше как Стенька Разин. Облик знаменитого атамана имеет разные версии. Его фигура привлекала огромное внимание современников и потомков.
Он стал героем фольклора, его изображали многие художники, скульпторы, написаны романы, стихи, поэмы и музыкальные произведения. О нем был снят в 1908 году первый российский художественный фильм «Понизовая вольница».
В 1971 году одним из первых в фонды музея поступил портрет XIX века неизвестного автора под названием «Степан Разин». На нем изображен мужчина восточного типа, средних лет, одет в черную шубу, накинутую на плечи поверх форменной одежды. Через плечо перекинута кожаная портупея, украшенная металлическими круглыми бляшками. Вокруг талии пояс, на котором видна рукоять сабли. Шапка барашковая, черная, с высоким околышем, по центру круглая бляха, верх (шлык) из синего сукна, с висящей кисточкой. Лицо круглое, с темными глазами, четко очерченными дугообразными бровями. Нос прямой, губы небольшие, узкие. Волосы черные, курчавые. Усы тонкие, длинные, на концах закручены. В изображении портрета ощутимо влияние русской парсуны – это «примитивный» жанр портрета.
По-иному представлен образ предводителя крестьянской войны художником Е.А. Львовым (1892 – 1983), написанный в 1960-е годы. Евгений Александрович – один из тех художников, кто закладывал основы советского изобразительного искусства. Привлекает мужественное, полное решимости лицо. На лбу две глубокие морщины, волосы темные, кудрявые, окладистая борода, усы и брови густые с проседью. Глаза темные, прищуренные. В мочке правого уха – серьга. На голове (ближе к затылку) меховая темная шапка с красным шлыком. На нем распахнута шуба, под которой виден кафтан охристых оттенков. На обороте холста в правом верхнем углу надпись от руки коричневой краской «художн. Е. Львов Степан Разин».
Именно таким личность Степана Разина была описана одним из современников: «вид его был величественный, осанка благородная, выражение лица гордое, роста он был высокого, густые кудри, черные брови вразлет». Среди казаков Разин слыл умным, ловким, расторопным, сведущим в военном деле, мог красиво сказать и внимательно выслушать. От природы обладал прекрасной памятью, помимо русского, знал турецкий язык, легко понимал татарский и еще несколько языков. На портрете Разин выглядит мужчиной средних лет, ему около сорока.
Еще одна совместная работа художников Н.А. Драгунова и Б.Н. Крыжевского – картина под названием «Разинский стан». На высоком холме, поросшим донским разнотравьем, изображены казаки. Они отдыхают, одни играют на струнных музыкальных инструментах, просто сидят, курят, на склоне пасется лошадь. Справа, опираясь на левую руку полулежит Степан Разин. Фигура Степана Разина является одной из ключевых. На нем светлый зипун, сверху плащ. На голове меховая высокая шапка. На ногах красные сапоги. Перед ним лежит сабля в ножнах и булава – символ атаманской власти. Предводитель ничего не делает, он печален, не отвлекается на внешние раздражители, погружен в собственные мысли. Его основные действия происходят в голове, он думает, как подобает истинному лидеру.
XVII век – один из самых бурных в истории России. Современники называли его «бунташным», так как через все это столетие проходит полоса ожесточенных классовых битв, в которых активное участие принимали донские казаки. По-разному историки оценивают личность Степана Разина, ссылаясь на то, что то или иное событие нужно рассматривать с нескольких точек зрения. Что оно дало обществу? Способствовало оно продвижению вперед или наоборот, оно отбросило его назад? Тем не менее Степан Разин был первым русским, о котором на Западе была защищена диссертация, причем уже через несколько лет после его смерти. 29 июня 1674 года в Виттенбергском университете (Германия) состоялась защита диссертации о восстании Разина. Работа Иоганна Юста Марция неоднократно переиздавалась в XVII –XVIII вв., ею интересовался А.С. Пушкин. Высший показатель исторической правды для Пушкина – народное мнение, устный народный приговор, и то, что Разин стал любимым героем национального фольклора, говорило поэту о многом. Пушкин назвал Степана Разина единственным поэтическим лицом русской истории. Ни один человек не был так опоэтизирован народом, как Степан Разин, ни об одном человеке народ не создал столько легенд, былин, сказок, песен, сколько о своем любимом герое Степане Тимофеевиче.
Каким должен был быть человек, которому народ посвящал свои песни? Почему именно с именем Степана Разина связано столько произведений устного народного творчества. В произведениях он, былинный герой, выступает как храбрый, удалой атаман, вершитель социального возмездия, суда над людьми неправедными, народными притеснителями. Разинцы не добились своей цели – уничтожения дворян и крепостного права.
В истории нашего Отечества есть темы, к которым не угасает ни интерес читателей, ни внимание ученых. Сколько бы книг, очерков, статей им ни посвящалось, люди разных возрастов и поколений, вкусов и увлечений ждут новых публикаций. К их числу относится и величайшая битва народных масс в феодальную эпоху – Крестьянская война 1667 – 1671 гг., возглавляемая донским казаком Степаном Тимофеевичем Разиным. До сих пор ведется изучение и осмысление этого крупного народного движения эпохи феодализма, и личность легендарного предводителя более чем трех столетий привлекает внимание историков, писателей, публицистов.
Т.А. Бузнякова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!