Одна судьба – одна дорога…
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», ОбразованиеЧеловеческая жизнь…. Как прожить ее так, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…»» Эти слова Павки Корчагина из романа Николая Островского «Как закалялась сталь», конечно же, учила наизусть в свои ученические годы и Любовь Тимофеевна Гомонишина (тогда Белоусова). Ей легко было поверить писателю, потому что перед глазами был пример родителей и в обычной жизни, и в работе… У Островского дальше написано о том, что «вся жизнь, все силы были отданы самому дорогому: борьбе за счастье человечества». А вся жизнь семьи учительской династии Белоусовых – Гомонишиных была отдана любви детям, тому, чтобы вырастить их по-настоящему счастливыми, способными к самореализации, умеющими гордиться своей Родиной и любить ее.
11 марта Любови Тимофеевне Гомонишиной, магистру образования, «Отличнику народного просвещения РСФСР», учителю высшей категории, награжденной нагрудным знаком «За заслуги перед Аксайским районом» и медалью «За доблестный труд на благо Донского края», исполнилось 65 лет. К этому прекрасному юбилею члена большой педагогической династии юные журналисты школьной газеты «Тропы» решили взять у нее интервью. Что из этого получилось − судить вам.
– Любовь Тимофеевна, мы знаем, что вы выпускница нашей школы, учились здесь тогда, когда директором школы был Ваш отец, Тимофей Иванович Белоусов, Отличник народного просвещения РСФСР и СССР, человечный и мудрый руководитель, прошедший путь от учителя сельской школы до завуча, директора, заведующего отделом образования.
А мама, Антонина Васильевна Белоусова – «Отличник народного просвещения РСФСР», завуч с огромным многолетним опытом. Прекрасный наставник, воспитавший целую плеяду молодых учителей, она преподавала русский язык и литературу.
Какую роль родители сыграли в Вашем выборе профессии?
Любовь Тимофеевна: Ну, во– первых, я развеиваю мифы сразу. Я училась в этой школе, когда директором был Евгений Васильевич Жерлицын. А отец мой работал заведующим в районо. То есть он не был тогда директором нашей школы. А мама действительно была учителем русского языка и литературы и работала здесь заместителем директора по воспитательной работе . Конечно, родители сыграли решающую роль в моей жизни, потому что кроме разговоров о школе и жизни школы, начиная с самого детства, я ничего не слышала. Для меня это и была жизнь. То есть я считала, что школа и есть жизнь, а все остальное как бы было вокруг меня. И я этому остальному не придавала такого значения, как тому, что происходило в семье. Это были разговоры об учениках, о каких-то педагогических проблемах и находках. Безусловно, это все определило мою дальнейшую жизнь.
Корреспондент: Н.М. Голотина, рассказывая о нашей школе в своей книге «Дорога длиною в жизнь», отмечает: «Директор школы, Гомонишина Любовь Тимофеевна, дочь Тимофея Ивановича Белоусова, заведующего районо, уже в старших классах знала, каким будет ее педагогический путь: явно не рядовым. Внешностью и характером в отца, целеустремленная, решительная, она не боялась войти в любую нужную дверь и высказать собственное мнение по любому вопросу. В 1986 году она перешла из АСШ №2, где преподавала историю, в РК КПСС, а в 1987 сменила отца в директорстве АСШ №1».
В 1987 году Вы приняли от отца школу, которая была известна уже в районе и области, как школа передового опыта. Ее ученики ездили со своими работами на ВДНХ. В школе были свои традиции воспитания патриотов на основе созданного музея, который вскоре преобразуется в музей областного значения, выпускники и учителя были победителями районных и областных конкурсов. И это накладывало свою печать на всю дальнейшую деятельность. С каким чувством Вы приступили к своим обязанностям?
Любовь Тимофеевна: Ну, начнем с того что в этой школе я училась всего один год (10 класс). Так получилось, что за свою жизнь я сменила пять школ. Моего отца постоянно выдвигали на повышение, и мы переезжали с одного места на другое. Когда я пришла в эту школу, мне уже было с чем ее сравнивать. Во-первых, школа в то время была трехэтажная, во-вторых, бросались в глаза темно-зеленые панели и паркет, натертый красной мастикой, из-за которой потом были красные фартуки и воротнички. Это было первое впечатление, а после уже пришло и второе. Школа была такая теплая, такая уютная. И этот уют в школе создавал тот педагогический коллектив, который в то время работал. Я с особой теплотой вспоминаю своих учителей, работавших в этой школе и тоже во многом определивших мою жизнь. Мой классный руководитель Лидия Александровна Носкова, учитель биологии Татьяна Акимовна Иванча и многие-многие другие. Это были учителя с большой буквы. Они окончательно убедили меня в том, что это должно стать моим жизненным путем. Да и я легко вошла в коллектив десятого класс. И, хотя дала себе зарок, что в последний год учебы не буду никуда вмешиваться и потихоньку отсижу этот год, молчала ровно неделю. Училась я хорошо, проблем не было, можно было жить спокойно. Но однажды, во время бурного комсомольского собрания в классе, я не выдержала и говорю: «Мы последний год в школе, давайте придумаем то, что нас объединяет. Зачем мы будем вспоминать, кто кому когда-то насолил». И это высказывание сразу как-то развернуло класс ко мне. До этого меня воспринимали настороженно: дочь заведующего районо и завуча по воспитательной работе… Ну, а потом все изменилось. Дружбу с моими одноклассницами я пронесла через года, и мы встречаемся до сих пор.
Тогда я еще не представляла себе, что буду руководить школой. Взять на себя школу было неожиданно. Отец в это время уже был директором школы, но по состоянию здоровья он подал заявления об уходе. Это было неожиданностью для всех. И встала дилемма, кто займет его место. Я в это время работала в райкоме партии. Не знаю, кто обо мне вспомнил, но почему-то делегация пришла туда и предложили мне стать директором. Они любили моего отца. Вот, собственно, по просьбе представителей коллектива я и пришла в эту школу в 31 год. С этого началась моя новая жизнь в этой школе. Я не могу сказать, что я мечтала об административной работе. Я прекрасно работала учителем истории, и мне это нравилось. Я любила детей, а они меня. Мы до сих пор встречаемся со своими выпускниками. Многие из них стали замечательными людьми и специалистами своего дела.
Корреспондент: Какие наставления Вам давал отец? Поддерживал ли он Вас в Вашей директорской деятельности?
Любовь Тимофеевна: Мой отец был очень тактичным человеком. Я, наверное, только сейчас поняла, что он не давал мне никаких советов. Он не спрашивал, что и как, но ждал, пока я сама что-нибудь спрошу или обращусь к нему. И тогда он давал мне советы. Я не знаю, сколько нужно было иметь такта с его опытом жизненным, с его опытом профессиональным, чтобы дать мне проявиться самой. Ни какие наставления специально он мне не давал. Но, если я спрашивала, советы были. Советы деловые, советы мудрые. По молодости мы максималисты, и нам кажется, что все знаем. Поэтому лишний раз я к нему не обращалась. Не потому, что не хотелось спросить, а потому, что нужно было решать что-то самой, брать ответственность на себя.
Корреспондент: В этом году исполняется 40 лет Вашей педагогической деятельности в нашей школе. Из них 34 года, как вы возглавляете коллектив учителей. Это правильно?
Любовь Тимофеевна: Моя педагогическая деятельность началась в студенческие годы. Я работала учителем истории в вечерней школе небольшой период. 20-летняя девочка и взрослые люди… Далее – в школе № 5 (восьмилетней) при кирпичном заводе. Потом – в АСШ № 2, в Райкоме партии, откуда пришла сюда. 34 года я работаю в этой школе уже директором.
Корреспондент: Вы никогда не подсчитывали, сколько классов за это время вы выпустили как классный руководитель и как учитель? Обычно учителя, отвечая на подобные вопросы, тактично говорят, что все дети были необычными. И все же… Есть ли из ваших выпускников самые запомнившиеся коллективы или воспитанники? Те, кто оставил особую печать в Вашем большом любящем учительском сердце?
Любовь Тимофеевна: Получилось так, что я стала директором рано, поэтому у меня было всего два выпускных класса: во второй школе и здесь. То, что дети все необыкновенные, это безусловно. Все разные и интересные. В школе у меня из учеников не было любимчиков, которых бы я выделяла и давала фору. Нет. И у меня всегда отношение к ученикам было, как к маленькому человеку, а не успешному или успешному ученику. Я точно знаю, что многие, кто вызывает проблемы, встречают тебя потом на улице и радуются тебе, бегут через дорогу, чтобы поздороваться и обнять тебя, какие-то слова приятные сказать. А те, кто проблем не вызывал, обходят порой стороной, к сожалению. Поэтому я не зацикливалась на хороших учениках. Хотя и среди них есть очень хорошие люди, кто тебе рад всегда. Бывает так, что ученик, который казался, таким успешным, благодаря тому что ты в него вложил много сил, потом тебя сторонится. Были такие ученики, но мало. Поэтому для меня учебная сторона в воспитании играет большую роль. Приятно, когда ты чему-то научил, когда ребенок любит твой предмет, но это не значит, что нужно по этому принципу выделять его среди других. Были, конечно, дети, которые запомнились на многие годы. Вот, например, была у нас троица: Роман Науменко, Артем Щербак, Василий Грачев. Это были артисты! Они жили в школе! Это просто душа в школе жила! Их можно было увидеть и в 18-00 в школе в хлопотах. И я им говорю однажды: «Что же будет, когда вы уйдете из школы? Я даже не представляю школу без вас». На что мне Рома Науменко ответил: «Да вы не представляете, как многие ждут, когда мы уйдем». Я говорю: «Ты что Рома? Не может такого быть». «Вот вы понимаете, что мы не даем другим проявиться, потому что мы много пространства заняли», — было мне в ответ. Вот такие были личности, с которыми расставаться не хотелось.
Еще хотелось бы вспомнить один эпизод.
Я была классным руководителем у Романа Александровича Гомонишина (моего сына). В этом классе было пять медалистов. Очень сильные и активные были ребята. В это время я уже работала директором. Так получилось, что я думала, что возьму класс на год. А потом родители дружненько пришли и сказали: «Нет, мы вас не отпустим! Никому не отдавайте наших детей. Мы хотим, чтобы вы их довели до выпускного». Я пыталась объяснить, что в связи со своей должностью не могу заниматься классом. Я предлагала самого лучшего классного руководителя, который каждому уделил бы детям много внимания. Но они очень просили. А у меня в классе была ученица Елена Антоненко. Вот она на себя взяла ответственность классного руководителя. То есть, когда я говорила, что нужно что-то сделать, она сразу же все организовывала. Она была маленькая, но ее никто не смел ослушаться. А на новогодних праздниках она играла Бабу Ягу (директор смеется). Сейчас она Народный судья.
Корреспондент: Время летит очень быстро. Оно несет на себе отпечатки событий, которые влияют на воспитание поколений. За время вашего директорства АСШ № 1 была единственным в районе коллективом, исследовавшим результативность в собственной концепции влияния Донской народной культуры на нравственное развитие учащихся. Приняла участие во Всероссийском проекте «Национальная школа». Стала Победителем Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
В центре системы школы Донской народной культуры – психологический климат, отношение детей и педагогов. Как отмечает в своей книге Н.М. Голотина, Вами «создавалась школа ума, школа духа, школа жизни».
Насколько, на Ваш взгляд, выпускники Вашей ранней педагогической деятельности отличаются от выпускников последних лет? Ведь они уже жители третьего тысячелетия. С кем труднее было работать?
Любовь Тимофеевна: Это извечный вопрос. С кем труднее работать? Мол, нынешнее поколение не такое, как было раньше. Так мы ведь тоже такими были. Поверьте мне. В любом поколении есть разные люди. В наше время «хипповали» (тогда были хиппи). Тоже дрались и сбегали с уроков. То есть, у нас тоже все это было. Поэтому сказать, что мы были белые и пушистые, нельзя. Это уже теперь с колокольни своего опыта и возраста мы пытаемся предстать перед вами в лучшем свете и показать, что мы такими не были. Но нет, такими же были и мы. Во все времена дети есть дети. И все дети разные. И я не могу сказать, что нынешнее поколение совсем новое для нас. Новые задачи — новое поколение. Конечно, у нас не было смартфонов или еще какой-либо техники. У вас все это есть. Главное, использовать это с пользой. У многих сейчас есть гаджеты для получения новых знаний, для того чтобы войти в этот мир более «вооруженным». Мы входили туда с определенной суммой знаний, вы же черпаете их на каждом шагу. Но наша преподавательская задача состоит в том, чтобы направить ваш поиск новых знаний в нужное русло. Ну и, конечно, дать основы. Безусловно, фундамент знаний есть в любом предмете.
Так что дети есть дети. Во все времена, и как я могу сказать вам, что сейчас они хуже? У меня же внуки. Одному двадцать лет, двое совсем маленьких подрастают. А я смотрю и радуюсь. Что же, они, хуже, чем мы? Во имя чего я тогда жила всю жизнь? Во имя детей, во имя внуков, во имя своей работы. Целые поколения детей прошли через мою жизнь. Нет, все с ними нормально.
Корреспондент: Меняется время, изменяются подходы к обучению и в нашем образовании. И наша школа каждый раз проходит новые испытания: осваивает новые ФГОСы, современные учебники, информационно-коммуникационные технологии, создает условия для обучения разных категорий учащихся: от особого класса (для детей с нарушениями интеллекта), учеников домашнего обучения (с ослабленным здоровьем) до классов с углубленным изучением предметов; участвует в программе «Доступная среда». Вот уже несколько лет школа реализует программу здоровьесбережения с использованием программно-аппаратного комплекса АРМИС. В прошедшем учебном году коллектив сумел с честью пройти через рогатки дистанционного обучения. Как Вы думаете, что при этом остается неизменным, тем, без чего не может быть школа?
Любовь Тимофеевна: Неизменным остается роль учителя. Через любые технологии проходит личность учителя. О чем вы будете вспоминать, когда уйдете из школы? a+b=c? Нет. Вы будете вспоминать о своей школьной дружбе. А чтобы она была, за этим должен стоять умный учитель, умелый классный руководитель, который может сплотить детей. И тогда вы будете вспоминать лучших учителей. Это самое главное во все времена. Технология играет роль только тогда, когда за ней стоят человеческие отношения. Это мое представление о школе.
Корреспондент: Как Вы считаете, есть ли что-то такое особенное, характерное для коллектива школы (имеем ввиду как учителей, так и учеников), что заставляет наших выпускников приводить сюда своих детей, внуков и правнуков?
Любовь Тимофеевна: Мне хочется думать, что за все годы работы я сохранила то тепло и уют, которое окружило когда-то меня саму. Мне кажется, оно сохранилось и сейчас. Наша школа очень теплая во взаимоотношениях детей, педагогов, родителей. Понятно, что бывают и прения. Поверьте, за мою работу в школе, я сталкивалась со многим. Какие только проблемы ни появлялись. Но важно, что они решались с человеческих позиций. Я думаю, что эта теплота остается и в учениках. И жестокости здесь нет. Нет понятия, что вот мы, учителя, пришли вас учить. Мы здесь, чтобы жить общей жизнью.
Корреспондент: Любовь Тимофеевна, почему Вы принимаете всех, кто бежит к нам из разных школ города?
Любовь Тимофеевна: Наверно, потому что бегут в основном те, кто не смог вписаться в прежний коллектив, не смог проявить себя. Хотя я не могу сказать, что это всегда идет на пользу. И всегда хочется людям помочь в такой ситуации, потому что проблемы все же возникают не на ровном месте. У меня была такая ситуация, если говорить о ярких людях. Пришла к нам как-то девочка из четвертой школы. Она бесконечно болела, не хотела идти в школу. Она неплохо училась. Мама у нее была вполне интеллигентным человеком, работала врачом. Девочка пришла к нам зажатая. И нужно было видеть, какую мы ее выпускали. Во-первых, она живет прямо рядом с четвертой школой, но гулять она приходила сюда. Как-то вечером иду я после школы. Уроки давно закончились, а она со своей компанией, с друзьями и одноклассниками гуляет. Это был уже совершенно другой человек. Она буквально расцвела. Что происходит с человеком, когда он улыбается? Он ведь красивым становится. То есть, она стала красавицей, совсем другим ребенком по сравнению с тем, когда ее к нам привели. Хотя она и была красивая, но такая зашуганная и необщительная, а тут она раскрылась. И я тогда не пожалела, что ее взяла.
Корреспондент: Любовь Тимофеевна, на Вашу долю выпала реконструкция школы. Тогда Вы предложили помечтать всем и мечтали сами. Удалось ли все мечты воплотить в жизнь?
Любовь Тимофеевна: Начнем с того, что я пришла работать, когда в нашей школе не было элементарно канализации. У нас было две сливные ямы, которые без конца мы откачивали. Сами понимаете, какая антисанитария была. Это был двухтысячный год, шла реконструкция полным ходом, а подготовка началась гораздо раньше. Я на разные курсы ездила, чтобы найти правильные решения. Понятно, что мы были замкнуты рамками существующего здания. И поэтому в его границах нужно было что-то сделать новое. Отсюда и возникла идея четвертого этажа, потому что помещений не хватало. Нужны были компьютерные классы. И когда я предложила сделать два компьютерных класса, мне говорили: «Зачем вам два класса?». А я отвечала: «Время идет вперед, и одного класса компьютерного не хватит». И тогда Министр образования спросил: «Как вы займете два класса?» А я ответила: «Они будут полностью загружены». И, как видите, я была права. Сейчас этих двух классов, которых тогда казалось много, не хватает. К реконструкции мы готовились, потому что это были деньги Всемирного банка реконструкции развития. Тогда наша страна была в таком положении, что своих собственных денег не было, и деньги эти были заемные. И то, что они достались именно нашей школе, я считаю, заслуга руководителей района. Моя заслуга в том, что я неукоснительно соблюдала те шаги, которые нужно было пройти, чтобы попасть в эту программу.
Корреспондент: Любовь Тимофеевна, о чем Вы теперь мечтаете? Какие преобразования ждут нашу школу?
Любовь Тимофеевна: Я вам признаюсь, 11 марта я ухожу с поста директора школы. Мне исполняется 65 лет, и я решила освободить место. Потому что новый человек в школе, хуже или лучше, вносит какую-то новую струю. Пора… Пора… Нужно вовремя уйти. Поэтому у меня планы такие: пожелать новому руководителю сохранить этот микроклимат в коллективе и придумать новые пути развития. Тем более, что я оставляю программу развития. Она называется «Успех каждого ученика». То есть, я хочу, чтобы каждый ученик себя проявил в спорте, в творчестве, в учебе. Чтобы фотографии детей были на всех стенах. Эту программу я разработала совместно с коллективом, это мое наследство. Воспользуются ею или нет, я не знаю. Хотелось, чтобы пришел сильный человек. Вы знаете, что я переболела COVID-19, что две трагедии были в нашей школе. Теперь я решила, что лучше надо быть больше со своей семьей, внуками. У меня подрастают два маленьких внука, и я хочу помочь своим дочерям.
Корреспондент: Любовь Тимофеевна, как получилось, что Ваши дети, Роман Александрович и Дарья Александровна, тоже стали учителями? Как Вы к этому относитесь?
Любовь Тимофеевна: Ну как я могу к этому относиться? У меня еще одна дочь Марина Александровна тоже по образованию учитель изобразительного искусства. Так что у меня все дети учителя, просто получилось так, что она работала в бухгалтерии, сначала рядовым бухгалтером, а потом главным. Просто помимо того, что она хорошо рисует, у нее еще и замечательные математические способности, которые проявлялись с самого детства. Она хорошо считает, соображает быстро… Вот как я могу к этому относиться? Как мои родители отнеслись к тому, что я выбрала этот путь. Нормально, положительно. Так же и я. Хотя Дарья Александровна закончила вуз по другому профилю, сказав, что она в школе работать не будет. И потом все равно попросилась в школу. Я сначала не хотела ее брать, но уже старшая дочь пришла, сказав: «Мама, ну как ты можешь, возьми». И Дарья пришла, оказавшись, как мне кажется, тоже на своем месте.
Корреспондент: Династии говорят о том, как важно передавать опыт от поколения к поколению. И мы поздравляем Вас с тем, что Вы награждены за участие в конкурсе учительских династий в 2019 году и стали Победителями в районной акции семейных династий «Народное признание».
Любовь Тимофеевна, мы понимаем, что все вопросы задать просто нет возможности. Но может быть, есть у Вас то, о чем Вы бы хотели нам рассказать, а мы не спросили об этом?
Любовь Тимофеевна: Говорить можно бесконечно. За этим стоит жизнь. В интервью всего не поместишь. В школе много было всяких интересных начинаний, кроме проекта «Донская школа», и проект «Здоровая школа», и компьютеризация (вы знаете, что в школе проведена сеть), и прочее, прочее..
Несмотря на свой возраст, я думаю, что я современный человек. Владею свободно компьютером, и считаю, что и в школе должно быть информационное пространство. Мы живем в современном мире. Я не тяну всех в далекое красивое прошлое, хотя для меня оно, конечно, было самое красивое – это годы моей юности. Но, тем не менее, я понимаю, что у вас другая жизнь, и вы должны быть к ней готовы.
Корреспондент: Спасибо большое за искренние ответы. Желаем Вам крепкого здоровья, счастья и новых побед в жизни. Пускай Вас окружают только верные и любящие люди, которые всегда будут стоять за Вас горой.
П.С. от редактора газеты «Тропы»:
Как бы ни было грустно при расставании, жизнь еще продолжается. Поэтому от всего сердца мы желаем Любовь Тимофеевне прожить ее так, чтобы она успела сделать то, на что ей, в силу складывающихся обстоятельств, никогда не хватало времени. А еще пожелаем ей крепкого здоровья, светлых и радостных дней и новых открытий, новых впечатлений от встречи с большой и прекрасной жизнью, которая дается человеку только один раз! Мы не говорим Вам, Любовь Тимофеевна «Прощайте!», мы говорим Вам «До свиданья! До новых встреч!»
Кочетков Кирилл, Глухонько Надежда, Хакими Анита , 8 А
Отправить ответ
2 Комментарий на "Одна судьба – одна дорога…"
Любовь Тимофеевну знаю давно. Таких учителей, как она , немного. И человек добрый, думающий, знающий, отзывчивый. Пусть у нее все будет хорошо!
Любовь Тимофеевна знает, что нужно школе.