Во имя служения людям
Новость в рубрике: Администрация района, Даты21 апреля – День местного самоуправления в России. Указ об учреждении этого нового праздника подписал Президент России Владимир Владимирович Путин. Как было отмечено главой государства, новая праздничная дата вводится в календарь «в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества».
День местного самоуправления – это дань уважительного отношения к миллионам людей, которые отдают свои способности, силы и время служению людям. Почему же отмечать праздник решили именно 21 апреля, а не в какой-то другой день? Ответ на этот вопрос можно узнать, если заглянуть в историю российского законодательства.
В 1785 году именно 21 апреля государыня Екатерина Великая подписала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи», фактически положившую начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении. Впервые в российской истории город был определен как самостоятельная административная единица со своими особыми правами и обязанностями, интересами и нуждами, отличными от интересов и нужд губернии и государства.
Теперь городские жители составляли «градское общество» и пользовались всеми правами и выгодами, дарованными городу. «Общество» могло иметь особую казну, состоящую из добровольных пожертвований. Горожане получили право заведовать общественным хозяйством и отчасти благоустройством города.
Дальнейшее развитие местное самоуправление получило при императоре Александре II. 1 января 1864 года в России было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В уездах и губерниях по указу императора стали действовать земские собрания, являвшиеся выборными органами. В их ведении теперь находились вопросы местного хозяйства, взыскания налогов, утверждения бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания.
Не осталось без внимания государственной власти и городское самоуправление. 16 июня 1870 года было утверждено «Городовое положение». Документ вводил городские общественные управления, которые ведали хозяйственными вопросами, и городские думы, которые избирали мэра. Принятие этого положения дало городам толчок к торгово-промышленному развитию, закрепило систему городского общественного управления и приобщило горожан к гражданской жизни.
Теперь на органы городского самоуправления были возложены административно-хозяйственные функции: благоустройство города (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспортное устройство городских проездов, набережных), народное образование, здравоохранение, общественное призрение, попечение о развитии торговли и промышленности. Городской бюджет формировался за счет налогов и сборов с недвижимости, доходов от эксплуатации городских имуществ, пошлинных сборов и отчислений из казны. На органы городского самоуправления также возлагались «обязательные расходы» на содержание полиции, пожарной охраны, тюрем и казарм.
Такие формы местного самоуправления действовали вплоть до Октябрьской революции 1917 года. В молодом советском государстве в основу организации власти был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти, а как таковое местное самоуправление отвергалось.
И только в конце 80-х – начале 90-х годов XX века во время проведения так называемой политики «перестройки» государство решило возродить местное самоуправление. В это время были приняты Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Эти законы позволили разграничить полномочия между местными советами и администрациями, а также ввести судебные и некоторые иные гарантии осуществления местного самоуправления.
И только Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила гарантии местного самоуправления на федеральном уровне. В частности, вопросам местного самоуправления посвящена целая глава основного закона нашей страны, которая так и называется – «Местное самоуправление».
В частности, Конституция нашей страны закрепила следующие положения: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
В 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который с различными изменениями и дополнениями действовал до 2003 года.
В том году был принят новый Федеральный закон, который положил начало проведению так называемой муниципальной реформы. Она закончилась 1 января 2009 года, когда Федеральный закон полностью вступил в силу.
Так как же устроена система местного самоуправления в нашей стране сегодня? Согласно Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эту власть народ может осуществлять непосредственно либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласитесь, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права и свободы неукоснительно соблюдались государством.
То есть мы можем говорить с вами о том, что местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, то есть самостоятельное решение населением вопросов местного значения, исходя из своих интересов, с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории нашей страны.
Главная цель местного самоуправления – улучшение качества жизни населения. Местное самоуправление – это наши права: добровольное участие в выборах органов местного самоуправления, право требовать отчеты о работе депутатов, главы муниципального образования и выборных должностных лиц местного самоуправления, право проводить референдумы и собрания по решению различных вопросов или по запретам на действия различных организаций на своей территории и многое другое. Местное самоуправление играет большую роль в развитии нашего государства в интересах и ради населения нашей страны.
Непосредственно местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях – это территория, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения исключительно местных вопросов.
Каково же значение местного самоуправления в жизни российского общества? Прежде всего, местное самоуправление выступает в роли противовеса центральной власти и гарантом существования в обществе широкого круга мнений по целому ряду вопросов, благодаря чему возможен диалог между гражданским обществом и государством.
Ну и, конечно же, благодаря местному самоуправлению граждане России могут реализовать гарантируемые им Конституцией права и свободы, а значит, делать свою жизнь, жизнь общества и государства лучше.
Мария Цыганова
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!